ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Такое теперь богословие

Листаю современный курс "православной антропологии" ... И что сразу бросается в глаза -- небрежность в обращении с цитатами, ссылками, терминами и просто словами. Как бы все и правильно, но как-то не прописано, не выверено, не отшлифовано до изящества, присущего лучшим образцам православного богословия прошлого века. Причем это, видимо, принципиальный момент, такая "свобода", поскольку проходит "красной нитью" через весь томик в 400 с лишним страниц.

Вот, навскидку:  
"Внутренним основание ее (Церкви) единства служит единство ее Главы -- Господа Иисуса Христа и единство животворящего Святого Духа" 

Почему не сказать "единство Святой Троицы"? Или Бог Отец тут не при чем?..

"Перечисленные проявления внешнего единства Церкви являются следствиями ее единства внутреннего -- в лице Господа Иисуса Христа".

Как-то "в лице", каж., некорректно... 

"Церковь свята прежде всего потому, что свят Глава Церкви -- Господь Иисус Христос, и потому, что живет она в Святом Духе. От Них святость изливается на все тело Церкви".

Опять же -- а Бог Отец тут не при чем?.. В таких случаях по-моему говорят все же о Св. Троице...

Хотя я вполне могу чего-то и не улавливать. 

Еще у автора есть "частные богословские мнения", а скорее интерпретации; например, о первородном грехе. Для него "суть первородного греха" состоит в рабстве диаволу, а все прочее -- лишь следствия этого рабства; т.е. ослушавшись Бога, Адам тотчас стал повязан по рукам и ногам, диавол проник в самую сердцевину его существа и использует его как свое орудие; он произвел целый переворот в человеческой природе, все нарушив и разрушив, сделав ее тленной, удобосклонной ко греху...

Роль диавола в грехопадении и жизни людей после такового, несомненно, огромна, рабство гнездящемуся в сердце человека змию налицо, но все ж как-то все тут слишком схематично и рационалистично. Святые отцы говорили и о рабстве диаволу, но чаще всего -- посредством греха (а непосредственное очень похоже на одержимость -- это уже крайность), но говорили и о греховных болезнях человеческой души, о расстройстве природных сил вследствие лишения богообщения, благодатной связи с Богом -- это могло произойти и без диавола...

Как-то так. Такое теперь богословие. Что-то не так или со мной, или с ними...
Tags: разное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments