В Троице-Сергиевой Лавре на проповеди перед исповедью священник сказал наставление о том, что исповедоваться надо кратко, смысл не в многословии, а в исправлении, и под. Что вот, кто-то захотел поисповедоваться за всю жизнь, думает: пойду на исповедь, там батюшки все выслушают, пожалеют, наставят, сброшу груз и дальше буду жить легко. Наивно думает, что "батюшки" очень рады все это слушать...
В общем, ясно, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Действительно, далеко не каждый может проникнуться участием к чужой душе, даже просто выслушать со вниманием другого человека, даже если говорит он разумные и проникновенные вещи, а не несет бред... И "батюшек" очень даже можно понять и посочувствовать им. Исповедь - это особая харизма, только по особой благодати бывают настощие духовники и старцы. А сейчас вообще оскудение любви, и еще существующее все же духовничество надо воспринимать как чудо милости Божией. Но простой захожанин этого, конечно, не понимает. Впрочем, таковому вряд ли придет в голову исповедоваться за всю жизнь, скорее он скажет о своей насущной проблеме - что родственники ведут себя безобразно, что болезни надоели - несмотря на предупреждение, что говорить надо только о своих грехах... Да, нелегко вступить на стезю покаяния, и немногие находят ее.
Вообще из опыта, человек по-настоящему может обратиться к Богу только по особому промышлению Самого Бога. Каждому индивидуально создаются условия для удобного вхождения во врата церковные, дорога устилается сперва розами, потом - известно, шипами, но так, что пройти все же возможно, а назад дороги нет (хотя иной может и по шипам - лишь бы назад). А если нет на то особого смотрения Божия, то остается только терпеть, молиться и ждать - если речь идет о близких людях.