ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

О мученичестве

Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни, – говорит Господь (Откр. 2, 10). Свидетельство святых – не о крепости естества человеческого, а о силе Божией, изобильно изливаемой Господом на любящих Его.
Исторически именно мученики стали первым ликом святых в Церкви и, согласно Откровению, светом мученичества будет озарен и самый конец истории Церкви и мира. Мученичество ‒ это апогей христианской святости. Оно являет собой христианский подвиг в его наивысшем выражении и предельной концентрации.

Прославлением мучеников наполнено православное богослужение; собственно, именно с почитания мучеников началось литургическое прославление святых. Святым мученикам (в богослужении они именуются также страстотерпцами) посвящены особые песнопения ‒ мученичны, которые поются во все дни седмицы, кроме воскресенья, на вечерне, и на утрене, и на литургии.
Мученики ‒ по-гречески «свидетели», то есть христиане, засвидетельствовавшие свою веру во Христа. Свидетельством о Христе является всякий христианский подвиг, всякая праведная христианская жизнь, совершаемая в послушании евангельским заповедям. Но мученичество ‒ это свидетельство не только жизнью, но и самой смертью, прямое исполнение слов Спасителя: Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12, 26).
В годы гонений перед каждым христианином вопрос о его вере встает с особой неотвратимостью: каждый христианин если не становится мучеником, то обязан стать исповедником своей веры во Христа перед лицом глумящегося неверия. Иначе он по непреложному духовному закону, постепенно или в решающий момент испытания, отпадает от веры и благодати, становится предателем Христа: кто не со Мною, тот против Меня (Мф. 12, 30). Так было в древности и в последующие века, так произошло и в XX веке. Христиане по сути сдавали экзамен на христианство: какова их вера, их любовь ко Христу, как они в течение своей жизни проявили верность Его учению, как усовершенствовались в добродетелях. Ибо в момент испытания ничто не бывает неважным. Кто хранит верность заповедям Господним, тот оказывается победителем в испытании.
Рассматривая подвиг мученичества, как он явлен в истории Церкви, отметим, прежде всего, что основой его в христианине является пламенная любовь и всецелая преданность Христу. «Я пшеница Божия, восклицал св. Игнатий Богоносец († 107), ‒ пусть измолют меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом Христовым... Ни видимое, ни невидимое – ничто не удержит меня прийти ко Христу… Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего... Хочу быть Божиим: не отдавайте меня миру... Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего» .
На деятельную жертвенную любовь Господь отвечает милостью, Сам приходит на помощь подвижнику и дарует Свою благодать, без которой не совершается никакой христианский подвиг, тем более мученичество. Без помощи Божией немощное человеческой существо не может понести никаких мучений. «Бог ‒ это начало и совершение мученичества. Если сердце исповедника не будет охвачено Божественным огнем, то по-человечески ему невозможно принести исповедание о Христе и мужественно перенести мучения», ‒ говорит старец Ефрем Филофейский . Благодать же бежит всякой страсти, нечистоты и неверности.
Важно истинное евангельское настроение и расположение души христианина, его непривязанность к временному миру и яже в мире (1 Ин. 2, 15) и твердое избрание и исповедание Христа и Его вечного Царства. Как следствие этого выбора он может оказаться пред лицом смерти ‒ которая для того, для кого жизнь ‒ Христос, является приобретением (срав.: Флп. 1, 21). Собственно в этом ‒ весь подвиг мученичества. Известно множество примеров, когда этот выбор совершался в последний момент, так что даже не было возможности принять Таинство Крещения, и тогда совершалось Крещение кровью. «Это и есть Крещение, которое заменяет даже не принятую купель и возвращает утерянную», ‒ говорит об этом Крещении христианский богослов древности Тертуллиан . Так часто случалось во времена господствующего язычества или неверия, иногда под воздействием подвига святых мучеников обращалось к вере множество язычников, иногда и сами палачи и тут же принимали смерть за Христа (например, в житии св. мученицы Татианы и др.); в условиях же сохранения христианской традиции имеет значение предшествующая добродетельная жизнь. «Чтобы воспринять Святой Дух, Который дает силы к исповеданию Божества Христа, необходимо подвизаться в очищении души и тела и затем воспринять венец», ‒ говорит старец Ефрем Филофейский .
Благодать, сопутствующая страданиям за Христа, вселяет в душу стратотерпца и ту парадоксальную для мира радость мученичества, о которой постоянно говорят богослужебные песнопения святым мученикам. Радоваться в страданиях призывали своих учеников святые апостолы: Как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете (1 Пет. 4, 13). Вот как объясняет радость мучеников старец Паисий Святогорец († 1994). «Для святого, идущего на мученичество, его любовь ко Христу превосходит боль и нейтрализует ее. Нож палача был для мучеников нежнее скрипичного смычка. Когда разгорается любовь ко Христу, мученичество становится торжеством: в этот миг огонь прохлаждает лучше, чем купание, потому что его жжение теряется в жжении Божественной любви... Человек не чувствует ни боли, ни чего-либо другого, поскольку его ум находится во Христе и его сердце переполняется радостью...» Далее старец Паисий вновь указывает на то, что мучеником может стать только христианин, усовершившийся в добродетелях, имеющий «многое смирение» и любовь ко Христу; иначе благодать оставит его .
В истории мученичества известно множество примеров, когда христиане, уже обреченные на смерть за свою веру, в последний момент лишались мученических венцов. Такой пример находим в житии святого мученика Никифора (III век; память 9 февраля) Его друг, пресвитер Саприкий, веден был уже на смерть за твердое исповедание своей веры. Но он удержал в душе страсть, не желая примириться с Никифором, и в последний момент Господь отнял от него Свою благодать. Саприкий устрашился смерти и уклонился от подвига (принес жертву идолам). Тогда вместо него пострадал Никифор.
История гонений XX века, наполненная проявлениями мученической верности Христу, очевидно, знает и примеры подобных падений. Однако лукавый век не оставил нам живых свидетельств или мученических актов, подобных древним по яркости и силе ‒ что является главной трудностью для исследователей святости XX века. При том, что гонения были чрезвычайны по своей жестокости и изощренности и могли в этом плане соперничать с первыми веками христианства, страдания и смерть новомучеников совершались зачастую в сокровенности. Как правило, не требовалось словесное исповедание веры во Христа, не было открытого, всенародного свидетельства, не очевидна сила воздействия на окружающих. Свидетелями подвига новомучеников чаще всего становились лишь их палачи, которые сами вскоре погибали в адском колесе репрессивной машины. Протоколы следственных дел 1930-х годов, составленных руками гонителей, от начала до конца проникнуты ложью и несут на себе печать безумия безбожия, писались они вовсе не с целью явить миру подвиг страдальцев, даже не просто с целью объективно засвидетельствовать о таковом, но с тем, чтобы замарать чистоту их исповедания. Тем не менее, Бог, для которого нет ничего сокровенного, по Своему благому Промыслу, являет Церкви Своих святых. Мы же можем говорить лишь о том, что нам явлено, а те святые, о которых нам ничего не открыто, остаются «неявленными». Очевидно, таких большинство.
Наконец, заметим, что тема мученичества, тема свидетельства о Христе, актуальна и для нашего времени, а на самом деле, даже особо актуальна. «Церковь наша верует и исповедует, ‒ продолжает отец Ефрем, ‒ что до самых последних времен, до самого скончания века не иссякнут святые и она будет являть людей, достойных венцов на Небесах… Святые последних времен ‒ это те, кто исповедуют и возвещают, что Христос есть истинный Бог, воплотившийся ради человека. Это исповедание и увенчает их венцом святости… Мы видим, как разворачиваются события в мире, знаем из пророческого откровения Церкви, что настают тяжкие времена, так что, возможно, мы уже находимся внутри круга, и чем дальше, тем ближе будем приближаться к его центру ‒ и тогда, главное, о чем мы должны позаботиться, это о едином на потребу. Будем приготовляться духовно, готовить душу, очищать себя от всякого греха, каяться в грехах содеянных или в тех, что, возможно, мы еще не раз совершим, дабы как можно лучше приготовиться к концу. Кто знает, может и нам предстоит пострадать» . Все это очевидно для внимательного к своему спасению христианина…
Tags: новомученики
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment