ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Об антиисихазме и прелести

Антиисихазм имеет в церковной традиции свои благославные основания -- это именно благоговейная боязнь прелести. Многие преподобные достигали святости как бы в стороне от делания внутренней молитвы. Характерный пример -- оптинские старцы (преп. Макарий в особенности, который написал специальный труд: "Предостережение желающим проходить умную  молитву"). Полагается, что сперва необходимо обычными аскетическими методами очистить душу от страстей и достичь смирения, и только потом приступать к молитве -- иначе практически невозможно не впасть в прелесть. Мнение это однако достаточно единичное, большинство св. отцов-исихастов, предупреждая об опасности прелести, тем не менее настаивают на необходимости молитвы с самого начала (она имеет свои ступени), указывая, что в ней обретается все -- в том числе и очищение от грехов и страстей. Без молитвы трудно разглядеть свои грехи, а добраться до "дна души", где и гнездятся "главы змиев", вообще едва ли возможно... Также едва ли возможно достичь нерассеянности в молитве обычной. Совершенная же отчужденность от внутренней молитвы, а тем паче вражда против нее, считается одним из видов прелести, причем весьма тяжкой (свт. Игнатий (Брянчанинов)).
См.  Примечания к кн. Архиепископа Антония (Голынского-Михайловского) "О молитве Иисусовой". Красногорск, 2000.
Tags: молитва
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments