ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Держи ум твой во аде...

Не могла понять, что значат эти слова, сказанные преп.Силуану. Оказывается -- все просто :) Думаю только, что чувство пребывания умом во аде может быть даровано и  без особых на то усилий со стороны самого человека, просто по грехам его... И это конечно -- не конфеты кушать, все очень серьезно...

...Когда мы раскопаем греховные корни и ощутим в чувстве сердца, что, действительно, мы пред Богом и пред самими собой ничтожны, гнусны, мерзки, непотребны, надо не бояться на этом остановиться, нужно как бы сесть и созерцать самого себя: «Вот какой я есть на самом деле. Как же Господь меня только терпит?! И промышляет, и еще столько благ подает, и заботится, устрояет мое спасение! А действительно-то перед Богом я вот такой гнусный, что достоин только ада и полного отвержения».
Не бояться пребыть в этом чувстве, но и держать надежду на Бога, потому что иначе нельзя устоять. Как сказано старцу Силуану: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся».
И если мы пребудем в этом чувстве своего негожества, окаянства, непотребства пред Богом, пред самим собой и пред людьми, мы действительно смиримся, познав свое непотребство. И тогда не надо будет нам прикрывать своей наготы, своего ничтожества, мы будем себя чувствовать такими, какие мы есть на самом деле. Если нас укорят, мы скажем: «Да, я еще несравненно хуже, чем ты думаешь». Если нас обидят: «Да, действительно, если я достоин вечного осуждения и отвержения от Бога, то какого осуждения и отвержения я не достоин пред человеками?» Если нас постигнет болезнь, мы примем ее благодушно, скажем: «Да, если я достоин вечной муки и страдания, следовательно, я и временного несравненно больше заслуживаю». Это и есть начало смирения. «Смиренномудрие» – т.е. и мир, и мудрость. И с его помощью мы переносим всякие неприятности благодушно. А если нет у нас этого глубокого осознания своего ничтожества, окаянства, непотребства, тогда идет все противоположное – развитие целой цепи греха.
Вопрос: А как сердцем осознать, что ты достоин ада? Представлять образно, как ты сковородку языком лижешь?..
Ответ: Чувство – оно необъяснимо, но можно все-таки указать метод его приобретения. Самый простой – это когда мы осознаем свой какой-либо большой грех. Любой тяжкий грех, совершенный нами, уже имеет своим основанием наше глубокое внутреннее падение. Мы сделали оскорбительное пред Богом, приятное диаволу. Мы уподобились диаволу, мы стали его сообщниками, следовательно, и унаследовали его осуждение, потому что диавол уже осужден, а мы, сотворив ему подобное, как бы само собой подпадаем под его осуждение, Диавол отлучен от Бога, следовательно, и мы отлучены от Бога. И вот постигает нас отступление благодати Божией: тягота, уныние. И все это как бы сворачивается в один ком и нас давит. А мы: «Да, Господи, действительно, если еще сейчас на земле я так страдаю, так чувствую себя плохо без Тебя, так каково же это чувство будет там? Это же будет вечно! Я ж думаю, что еще как-то избавлюсь сейчас от него, а там уже избавления не будет. Но я все-таки этого достоин. Действительно, праведен суд Твой, Господи. Ты меня справедливо отринул от Себя!» И мы находимся в этом чувстве, не желая от него избавиться, а вкушая эту горечь богооставленности, тяготу отлучения от Бога: «Правильно, так мне и надо, окаянному! Избрал я уподобление диаволу, хотел наслаждаться, а теперь плоды моих наслаждений, вот к чему они меня привели». И в этом чувстве пребывать, укоряя свою душу. Выходить из этого состояния следует тогда, когда душа уже придет к пределу, когда мы чувствуем, что за этим пределом последует уже что-то непонятное и, может быть, страшное. Тогда нужно выйти надеждой на милость Божию, что если продолжается жизнь, значит, продолжается и наше спасение. Надо надеятся на милость Божию, на то, что грех всего мира взял Христос – следовательно, и наш грех Он взял и вознес на Древо. Поэтому нам отчаиваться окончательно не приходится. Если жизнь наша продолжается, значит, видит Господь, что мы можем покаяться и исправиться.
Все дело в чувстве: чем больше мы будем входить в него – в это чувство праведного гнева Божия и нашей отлученности от Бога – тем более душа будет смиряться и признавать себя достойной всяких страданий, болезней, мучений, тяготы и прочих напастей. Конечно, все это нужно сопровождать молитвою. И прежде всего помолиться, чтоб Господь дал таковое чувство, чтобы Он научил, как в нем пребывать и как действительно смирить свою душу, потому что именно в этом заключено все наше спасение.
http://www.zadonsk-monastir.ru/iz-besed-s-kavkazskim-pustynnikom/2012-09-08-17-26-32.htmlЗдесь.

Tags: св. отцы
Subscribe

  • О поиске внешних путей

    ...можно сказать следующее: Господь спасает нас Своей милостью, но не без нашего участия. В этом-то и проявляется синергия Божественной воли и воли…

  • Погоня за розовыми облаками

    ...Пока откровением помыслов не начнет очищаться душа, сердце и ум, никакой молитвы не будет. Будет одна иллюзия и погоня за розовыми облаками.…

  • DOES ORTHODOXY NEED MONASTIC ORDERS?

    Schema-Archimandrite Gabriel (Bunge) speaks about Catholic reforms, Orthodox tradition and the most important objective of monasticism…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments