ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Из дневников о.Василий Серебрянникова

Продолжение, 1980 г.

1 января

Литургию совершал сухо, но при исповеди одной прихожанки поскорбел с ней сердцем и, читая разрешительную молитву, умилился до слез и почувствовал, что грех ей прощен.

Совершая таинство Евхаристии (особенно в момент Пресуществления: “еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим,.. низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия”) надо всего себя — уста, слова — отдавать Св. Духу; но и самому участвовать в этом таинстве.

2 января

Во время рассказа мне [одним прихожанином] о бедствиях и скорбях, грехах и гибели многих родных и знакомых в сердце вдруг появилась скорбь о грехах всего мира (которых множество) и желание в сокрушенном духе молиться о всех людях, и были слезы умиления.

5 января

В Божественной Литургии заключено все — вся история от создания видимого и невидимого мира, жизнь Спасителя, Его моление ко Св. Троице о спасении мира, Жертва, страдания, участие Св. Троицы в искуплении и созидании тела Церкви.

6 января

На Литургии в Рождественский Сочельник во время особо углубленного чтения Херувимской песни почувствовал в себе изменение, ибо открылось, что священник в это время должен уподобляться Херувимам и воздетые руки — это как бы их крылья.

7 января

Рождество.

Во время Литургии. Хотя это и известно, но тут ясно почувствовал, что надо служить в полном покое сердца и ума — что мне трудно, ежедневные волнения и страсти возмущают душу.

Еще было в сердце: дать одному священнослужителю отпущение грехов, хотя я и не хотел этого делать. Но когда в сердце такое указание возникает, надо исполнять. Отпустил — стало спокойно (а перед этим было много бесовских искушений, волнений).[1]

*

Рождество.

Литургия. В Алтаре много алтарников и прихожан. Почувствовал, какой мрак и безблагодатность в них. Сказал: “Как хорошо бы, как в первые времена, всем причащаться — кто, конечно, не кушал”. Один священник не согласился — не будет соблюдена формальность. Другой сказал: “Надо помнить: огнь поядающий — Причастие”. Остальные стояли в смущении и промолчали. Я объяснил, что это была потребность моего сердца — всех объединить св. Причащением. Во время пения “Отче наш” в сердце ясно открылась причина этого [безблагодатности] — отсутствие любви Христовой.

8 января

Прихожанка рассказала, как одна христианка, увидев священника в непотребном виде, перестала ходить в храм. Я поскорбел, но вдруг вспомнил, как смутил одного интеллигентного прихожанина тем, что, давая крест, разговаривал и смеялся (в чем уже каялся); он тогда сказал: “Опять искушение”. Что было с ним далее, не знаю. Я снова покаялся в этом грехе своему собрату.

Ехал в такси. Сел на переднее место, рядом с шофером. У меня был пирог. По дороге в сердце: дать часть пирога шоферу. Спросил его, он согласился. Я дал ему половину пирога. Он поблагодарил и сказал: “Почему так много?” Это, как я думаю, для славы Церкви и служителя.

14 января

В день своего Ангела.

Вечером В.С. было открыто, что мне надо служить Литургию на преп. Серафима Саровского [15 января], для того, чтобы избавиться от епископского сана, который могли мне предложить или назначить. Хотя было уже восемь часов вечера, и я очень устал, прочел все положенные правила и службу (Всенощную) и утром довольно легко служил.

 

Непостижимость и [вместе с тем] постижимость Первого Лица Святой Троицы.

15 января.

Частично открылся Промысел любви Святой Троицы к людям. “Ты бо еси Бог неизречен, недоведомь, невидимь, непостижимь, присно Сый,.. Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый...” “Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный...”[2] — чрез Святые Тайны, Причащение Тела и Крови очищаемся от грехов и соединяемся с Тобою. Ядый Мою Полть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем[3]. Прот. Иоанн Кронштадский так это чувствовал: “Господь во мне лично — Бог и Человек ипостасно, обновительно, обожительно” ? (что я ощутил в себе), и я в малой степени ощутил величие этого таинства. Как непостижимый во Святой Троице [Бог] стал видим, ощутим, осязаем и духовно очищает [человека] в соединении с Господом Иисусом (и чрез Него со Святой Троицей).

Более пока изъяснить трудно, сил нет.

17 января

Утренние молитвы.

Открылось, как велики благодатные дары человеку-христианину — вплоть до причащения и усыновления; в особенности священнику, который должен их испрашивать у Бога и иметь освящение. Главное же [из даров] (как потом об этом думал) — это любовь благодатная к Богу и людям.

19 января

Крещение Господне.

Литургию служил трудно, сухо, отчасти это было от страха, волнения, угнетения и усиления болезни. Начал размышлять [о том], как все легко разрушается, и разрушается от грехов и страстей, — а сказано: “Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим”. Молился об этом.

Что же надо иметь?

1. живую веру;

2. смирение;

3. преданность воле Божией и

4. основание — заповеди Божии.

Перед причащением возникла мысль: а чувствую ли я прощение грехов и сознательно ли молюсь об этом? — Полноты нет. Почему не чувствую полноты? Что же делать? Надо готовиться к Литургии покаянием и получать прощение грехов, причащаться с верою и вообще готовиться всем своим составом [души и тела] — так думаю, а что будет на практике, не знаю. И еще смирение нужно и сознание, что все творит Бог, а ты ничтожный грешник, требующий за себя искупительной жертвы Господа.

20 января

Служил Литургию. Начал с трудом и сухо, и вдруг в сердце явилось чувство, что надо и самому каяться — молимся о своих грехах, а затем и неведениях христиан (прихожан). Стал каяться, понуждать себя к покаянию и Бескровную Жертву приносить и за себя, за свои грехи. Во время причащения сердце наполнилось умилением и благодатию, так что два раза пытался читать вслух, как обычно, молитву “Верую, Господи, и исповедую”, но не мог от переживания — только частично прочел про себя и чувствовал, что все от Бога и начало всему Бог.

Значит, за Литургией надо усердно каяться в своих грехах.

25 января

Пробовал умом объяснить слова “Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся”, но не мог правильно объяснить, и оставил [усилие]. Вот как объясняет это Иоанн Кронштадский: “приносит (архиерей, священник) от лица всех и за всех единую безмерную... Жертву Христа Сына Божия, единого могущего преклонить на милость Бога Отца и искупить весь мир” ?. О. Иоанн делает ударение на слове о всех, т.е. за собравшихся в храм людей.

А вот переживание и объяснение одной мирянки (монахини) с очищенным сердцем. При словах “о всех” в сердце воспоминается нисхождение и воплощение Спасителя (о чем я тоже думал: почему же этого нет в начале [священнической молитвы]) и далее [в сердце] произносятся слова из служебника: “крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение,.. второе и страшное пришествие...” (причем она никогда не читала этих слов). Это при словах “о всех” — т.е. о вышеизложенном. А “за вся” — это и о всех христиан в храме!

27 января

Болел. Мысли дома.

Служил неблагоговейно. Такое же поведение в св. Алтаре.

Исповедь страшная и великая вещь — отпускаешь грехи во имя Св. Троицы.

Какой же дам ответ? Хиротония: приими Агнец Сей... в немже дашь ответ на Страшнем Суде[4].

5 февраля

Литургию служил сухо. Во время чтения Евангелия (Мк., 64 зач.) воспринял не Тайную Вечерю, а [проявление] некоторой немощи учеников: не могли в Гефсиманском саду бодрствовать с Господом страдающим, — а уверяли, что готовы умереть за Него. Но затем открылось и их достоинство — состояние их духа (были простосердечны и искренни, а не притворно благоговейны).

В жизнеописании оптинского старца иеромонаха Леонида есть вопрос старца ученику:

 — А чем наипаче привлекается благодать Божия?

Ученик отвечает:

 — Не ведаю, батюшка.

Старец:

  — Если бы был, яко апостоли, простосердечен, и не принимал бы на себя вида особенного благоговения, ходил бы, не лицемерствуя, то этот путь, ближайший ко спасению, привлекает благодать Божию. Непритворство, нековарство, откровенность души — вот что приятно смиренному сердцем Господу. Аще не обратитеся и не бедете яко дети, не внидете в Царство Небесное[5].

 

Только после причащения Св. Телом, у св. Чаши, открылось в сердце, что самому священнику сначала надо с верою произносить все слова молитв и чувствовать в себе действие слов Евхаристического канона, точнее, слов молитвы перед причащением Св. Тела и Крови Господа Иисуса Христа — т. е. что грехи прощаются, и прощены. От этого изменение в сердце: появилось умиление, слезы, легкость и радость в сердце — оттого, что грехи прощены.

После службы не смог открыть церковный шкаф: один человек, как я предполагаю, уже открывал его другим ключом и с нажимом закрыл, отчего замок испортился. Что же делать, как поступить в данном случае по воле Божией? Хотя и расстроился, но надо отнестись к своему собрату во Христе [по заповеди Христовой], т.е. поскорбеть и молиться с любовью, а если нужно, то прикровенно, наедине, с кротостью и любовью попросить исправить замок. Как полагаю, Божественная Литургия дала возможность потрудиться и человеческие справедливые чувства [негодования, раздражения, гнева] покрыть любовью.

6 февраля

Болезнь.

Болезнь послана Богом. Надо усердней учиться и больше молиться. Прибегать к Матери Божией с верою и чрез Нее получать спасение.

7 февраля

Не сказал никому о шкафе и старался миром уладить. Попросил о. Д., он попробовал открыть ключом — не смог, тогда открыл ножом.

Во время чтения Апостола Евангелиста Иоанна Богослова о любви к ближнему (1 Ин. 4, 11–21) почувствовал (сердцем), что надо иметь это в сердце — любовь к ближнему, и тогда все наполнится любовью, и все будет иметь обновленный человек.

11 февраля

Служения Всенощной перед праздником Трем Святителям. Размышлял, как велик и свят Алтарь, а я этого не чувствую в должной мере. О. диакон хорошо прочел паремии и молитву “Спаси, Боже, люди Твоя...”

Как бы почувствовал внутри себя благоговейное состояние диакона, стоящего на амвоне, а затем открылось, что у меня этого нет [благоговения], и надо просить [этого] у Бога, и самому стремиться это получить — тогда служение и молитва будут благоугодны и сильны пред Богом, т.е. будут истинными молитвой и служением. Такое [благоговейное] состояние должно быть в известной мере не только во время служения, но и всегда.

12 февраля

Литургия.

Во время пения “Верую” открыто, что о. С. читает много неподходящих книг (чем теряет время для главного — молитвы). Он с этим согласен.

13–14 февраля

Для чего нужна молитва за грехи всего мира — см. предисловие к книге преп. Варсануфия и Иоанна: или чтобы гнев Божий смягчить на милость, или для умаления наказания[6].

15 февраля

Во время Литургии желал единения с паствой и молился об этом, но глубоко не получалось. Вспомнил благоговейного диакона (см. 11 февраля): каким должно быть на молитве. Начал читать про себя Великую ектению, и почувствовал, и понял, что не за паству, а вместе с ней надо молиться, возносить с верой от лица ее каждое слово к Богу, имея ее в уме и сердце. Наверное, стоял с закрытыми глазами.

 

***

22 марта

Служил Преждеосвященную Литургию на 40 мучеников. Всегда была неясна притча о расплате с работниками в винограднике[7]. При чтении Евангелия [этой притчи] за Литургией (служба была без диакона), открылось, что главное в притче — это милосердие Божие к людям (спасение людей), хотя по мирскому человеческому рассуждению и логична неверность [несправедливость] расплаты (для нанятых с начала дня расплата была несправедлива).

Затем вспомнил и притчу о Симоне-фарисее и грешнице[8]  — правильный ответ Симона на вопрос Господа о должниках; но он не ведал ни себя, ни состояния глубокой веры, покаяния и любви грешницы к Спасителю.

26 мая

В праздник Св. Духа не служил по болезни. Открылось, что в молитве во время пения Трисвятого нужно не только видеть Пресвятой Жертвенник пред собою и представлять на небе (или не только видеть себя пред святым Жертвенником в Алтаре и представлять себя пред славою святого Жертвенника Небесного), но предстоять пред ним своим сердцем (тогда он будет в тебе).

В следующий раз при чтении по служебнику этой же молитвы (“Боже Святый,.. иже трисвятым гласом от Серафимов воспеваемый, и от Херувимов славословимый...”) представилось свое ничтожество и необходимость глубокого покаяния.

5 июня

В молитве после возгласа “Благодатию и щедротами...” обратил внимание сердца на то, что Сам Господь Своей державной рукой преподает священнослужителям Свое Пречитое Тело и Честную Кровь.

В Патерике повествуется, как сослужащий преп. Марку Подвижнику священник во время совершения Литургии при причащении всегда видел руку, преподающую св. Марку Св. Причастие[9].

Прежде, хотя произносил эти слова, но брал [Св. Тело и Кровь] как бы самостоятельно.

8 июня

Утренние молитвы.

Открылось, что Трисвятое надо читать со страхом Божиим, каяться во грехах и чувствовать свое недостоинство, ибо и пророк Исаия, когда увидел в видении Престол и Сидящего на нем, пришел в страх и просил очищения своего[10], — а мы обычно механически и без смысла читаем Трисвятое.

9 июня

Чаще молиться и каяться.

13 июня, пятница

На даче, в отпуске. Болезнь ухудшается, медицинского объяснения причин нет, находит уныние, мысли, что не смогу служить. При чтении молитв по служебнику приходит мысль, что в такой немощи и слабости больше испытывается сущность человека, а при здоровье и помощи благодати — легко (и первое, может быть, выше второго). И далее приходит на память ответ св. Варсануфия Великого на вопрос о болезни брата Андрея: что это Бог по любви Своей испытывает его произволение, посещая его болезнью[11].

Тогда В.С. сказала, что ей утром было совершенно ясно открыто, что Ангел Хранитель укрепляет мой дух в болезни — нужно потерпеть волю Божию в полной Ему преданности. Это было радостно слушать.

17 июня

Но все же болезнь ухудшается — ужели так и ждать конца отпуска? Надо все же трудиться, но как?

При чтении утренних молитв открылось, что надо усердно молиться вместе с Ангелом Хранителем. Прочел канон Ангелу Хранителю (Иоанна Монаха). Открылось многое об Ангеле Хранителе: его близость к Богу и человеку, попечение о нем и содействие его спасению.

Да, требуется подвиг веры, постоянный труд, молитва и преданность воле Божией.

30 июня

Вечер. Стал читать Херувимскую. Открылось, что священник с воздетыми руками (изображающими крылья Херувимов) и сам по духу должен быть Херувимом. Чрез воздетые руки священника должна идти молитва (конечно, благодатию), как через уста из сердца. В это время прославляется Святая Троица: “И Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе”.

*

Многие святые молились с воздетыми руками. Старец схиархимандрит Захария утверждал, что преп. Сергий молился пред Престолом Божиим с воздетыми руками, и что молитва его имела великую силу[12].

*

Ангельские чины.

Серафимы и Херувимы, и все небесные чины славословят Господа всем своим составом: славословят и парят вокруг (движение), как видели святые праведники иеросхимонах Феофил Киевский, схиархимандрит Гавриил[14], схиархимандрит Кириак и др.

Господь Иисус Христос словом, но чрез руки, “благодарив и благословив, освятив, преломив, даде (Пречистое Свое Тело)... апостолом”, так же и Божественную Кровь. В земной жизни Господь словом, и иногда посредством рук, исцелял и благословлял.

Подобно сему и священник в Божественной службе совершает таинство и благословляет.

9 июля

Где за Литургией нужно молиться о прощении грехов на Страшном Суде?

1. Великая ектения.

2. Символ веры: “... и восшедшаго на небеса... и паки грядушаго судити живым и мертвым”.

3. [Молитва возношения:] “Поминающе убо... второе и славное паки пришествие”.

Это пока не ясно.

И надо помнить, что получил при хиротонии: Св. Тело и Кровь, и что будешь за это истязан — если не сохранишь достоинства священства.

Литургия содержит молитвы и о будущем. Жертва крестная очистительно охватывает настоящее и будущее, твою жизнь на земле и после смерти...
----------------------------------------------
[1] Во время Литургии в сердце часто возникали подобные указания. Но затем Господь смирил: единение в служениии было разрушено (а прежде служили единым сердцем).
[2] Молитвы Евхаристического канона.
[3] Ин. 6, 56.
[4] После хиротонии митрополит Николай положил на правую руку о. В. пресуществленного Агнца с этими словами, которые глубоко запали ему в душу, прибавив: “Молитесь, молитесь”.
[5]
Мф. 18, 3. Ответ старца см. в кн.: Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Оптина пустынь, 1876. С. 87–88.
[6] Преп. отцев Варсануфия и Иоанна руководство к духовной жизни... Спб., 1905. С. XV–XVI.
[7]
Мф. 20, 1–16.
[8] Лк. 7, 43.
[9] Лавсаик. Гл. 19: о Макарие Александрийском (Спб., 1873). Преп. Макарий говорит об Ангеле, хотя он видел только кисть руки.
[10] Ис. 6, 1–7.
[11] Ответ 213.
[12] См.: Старец Захария (1850–1936), схиархимандрит Троице-Сергиевой Лавры. Житие, подвиги и чудеса. М., 1993. С. 65.
[14] Архим. Симеон. Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой Пустыни. Краткое жизнеописание. Псков, 1916. С. 84–85.

Tags: о.Василий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments