ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Из дневников о.Василия Серебрянникова


1980 г., продолжение

16 июля

Днем читал возгласы на ектениях за Литургией: какой в них смысл?

Первый (на Великой ектении) — это всеобщее прославление Святой Троицы: “Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу...”.

Следующие возгласы указывают уже на свойства Святой Троицы: “Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава...”, “Яко благ и Человеколюбец Бог еси...”

Затем некоторые возгласы повторяются, а в начале Литургии верных возглас: “Яко да державою Твоею всегда храними...” Далее возгласы более сложные...

*

Перед операцией Т. читал канон Божией Матери “О в скорби сущих”, и открылось, что будет жить.

16 июля

В.С. днем лежала, и видит наяву около себя мою маму. Лицо спокойное, одета в свое платье и белый платок (в котором ее хоронили). Постояла молча и исчезла, будто растаяв. Что это значит? Неизвестно.

17 июля

Дома. Читал поминания. Вдруг пришел в скорбное умиленное сердечное состояние — плач и скорбь за всех усопших от века, а не о поименно поминаемых.

21 июля, понедельник

Сердцем воспринял помин за упокой: как каждая личность, еще не освобожденная от грехов, сознательно с просьбой ждет помина священником пред Богом.

Наверное, также и спасенные, и наши близкие с любовью о нас молятся и ждут нашей взаимности в сердечной молитве.

Вопросил: Господи, как мне причаститься Св. Тела и Крови Твоих? Ответ: надо всем простить (освободить сердце от злопомнения). Когда целовал край св. Потира после причащения, открылось, что как бы причастился Св. Крови из самого ребра (раны от прободения копием) Спасителя, и сердце объял страх: а что же, если это случится во время причащения?

23 июля, среда

Поездка в Троице-Сергиеву Лавру в день рождения Патриарха Пимена.

Зашел приложиться к св. мощам, но тепла в сердце не было. В это время иеромонах читал акафист преп. Сергию, именно 10-й кондак. В сердце запали слова: “отреклся еси воли своея” — что мне как раз и нужно. Повторно прикладывался к мощам, и тоже с хладным сердцем.

За Литургией в Успенском соборе стоял на правом клиросе. Когда начали петь Херувимскую (очень хорошо), стал наизусть читать молитву: “Никтоже достоин...” и далее до конца. Молитва эта проходила через сердце, я почувствовал свое ничтожество, несмотря на которое все же могу предстоять пред св. Престолом.

Затем в сердце внутренним оком увидел над храмом небесное простанство и восходящих Ангелов, готовящихся к Великому Входу. До этого в течение более двух лет я не мог понять, и в особенности пережить умом и сердцем, как и что в этот момент происходит, что означают слова: “Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми”, — участвую ли я в этом как священник, и как?

Теперь было открыто, что встречаю Господа Иисуса Христа с Ангельскими чинами с небес, и что это очень таинственный момент. Привожу для подтверждения этого видение игумении Таисии[15]. По окончании чина пострижения в монашество сестер обители, за Литургией, во время Херувимской, когда запели: “Всякое ныне житейское отложим попечение”, подняв глаза кверху, она увидела то, чего, по ее словам, ни описать, ни даже вообразить последовательно не могла: “увидела, будто бы наверху храма, над солеей, вверху пред Царскими Вратами совершается тоже священнодействие — как бы идет Спаситель, окруженный Ангелами, что-то совершается, но что и как — я решительно не могу передать, хотя и видела и слышала нечто, но необычное... Что было со мною и что виделось мне, вполне и сама не могу выяснить”.

Из этого видения ясно, что совершается таинство, и, второе, — что Господь с Ангелами снисходит.

То же “снисхождение”, как полагаю, отражено в молитве Великой Субботы: “Да молчит всякая плоть человеча... Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися... Предходят же Сему лица ангелькия со всяким началом и властию, многоочитии Херувими и шестокрылатии Серафими, лица закрывающии и вопиющии песнь: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия”.

26 июля, суббота

Вечер. Из-за болезни горла служить или долго читать один практически не могу — уже седьмой месяц.

Вспоминаю, что надо полностью предаваться воле Божией. Учись! — это открыто, и поэтому требуется исполнение. Хотя по разуму и невозможно, но надо служить.

27 июля

Был сильно поражен неприятным случаем. Возмущение в сердце (это давняя рана в моем сердце от некоторых происшествий на службе); молился, но полностью не отходило. Поисповедовав часть людей, на Херувимской зашел в Алтарь апостола Филиппа, молился на коленях, и в сердце стало ясно, что должно быть искреннее сердечное прощение подозреваемого, и что я нахожусь как бы пред судом Божиим. Тогда все отошло.

Затем на Евхаристическом каноне открылось, чем поражен [грехом] один собрат, служащий в главном Алтаре. Надо идти, открыть и разрешить? Что и сделал к радости его, даже удостоился братского поцелуя.

Далее с человеком, которому простил, три часа беседовал о разных делах (было мое дежурство), затем он поведал свои скорби, и решили с помощью Божией наладить совместную жизнь.

29 июля

Дома читал Октоих и канон Великомученице Марине (Маргарите). Хотя это и известно, но теперь открылось в сердце, что нынешние  страдания — любовь Божия к нам, и наша слава, если правильно их переносим.

2 августа

В Литургии отражено все Евангелие. В проскомидии — более Голгофская Жертва (и Рождественские пелены). А в Литургии — Тайная Вечеря (Бескровная Жертва) и участие Небесных сил, Матери Божией и всех святых...

3 августа

Теперь надо более думать не об образном содержании Литургии, которое мало описывается в толкованиях и не все открыто, — а о духовном невидимом переживании сердцем и умом вездеприсутствия Божия, о чем говорится во многих молитвах.

5 августа

Из книги “Христа ради юродивый иеросхоминах Феофил” (Киев, 1912. С. 53–54.): какой будет спрос на Страшном Суде.

Первым келейником о. Феофила был некто Иван, бродяга, беглый солдат, безграмотный и ничего не знающий. Старец объяснил ему притчу о талантах, и он ответил, что ничего не знает и ничего нет у него. “Врешь, врешь, — сказал ему блаженный, — всякому получившему жизнь Господь даровал что-нибудь... На Страшном Суде обо всем спросят. У тебя были руки — что приобрел ими? Была голова и язык — что приобрел. И награда будет не за то, что ты приобрел кое-что, а за то, что именно ты приобрел”.

Вывод. Насколько обширным и абсолютным будет Страшный Суд: обо всем спросят — и о сердце, и о глазах, ушах, и о всех чувствах. Как управлял телом, этим храмом Божиим, по Святому Писанию.

Это не совсем ясно [в ответе о. Феофила]. Полагаю, что есть объяснение в Евангелии. Если приветствуете друг друга, даете взаймы, чтобы получить обратно, любите любящих вас, то все это, по словам Спасителя, делают и язычники. А надо прощать, благословлять ненавидящих вас и т.д. Вот если над этим трудиться с помощью Божией, чтобы приобресть, то это и будет то, “что именно ты приобрел”. И другие надо иметь Евангельские добродетели.

7 августа

Пришла мысль прочесть дневники В.С. — объяснение “Блаженны непорочнии”. Это для прохождения пути моей жизни необходимо.

17 августа, воскресенье

Служил Литургию. При потреблении Св. Таин старался быть внимательным, но состояние было обычное. Затем подумал: ведь этого мало, и недостаточно глубоко, и нет благоговения. И вдруг ясно ощутил, что вкушаю Пречистое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа — но Св. Тело и Кровь Воскресшего Господа.

В греческом государстве до его падения Церковью обсуждался этот вопрос, и было утверждено, что в Св. Тайнах — Тело и Кровь Воскресшего Господа[16].

18 августа

Преображение Господне.

Исповедь проводил трудно и холодно, но затем вспомнил слово Господа к апостолу Петру: Симоне Ионин, любиши ли Мя... Паси овцы Моя (Ин. 21, 17). Этот глас и для нас, и для меня — священника; и несколько смягчилось сердце и умилилось — ибо я должен с любовью руководить ими [паствой] в таинствах, службах, требах, беседах.

При чтении молитв на освящение винограда обратил внимание на особый Промысел Божий в благоприятный природных условиях для его произрастания — как вещества для Божественной            Крови.

А в молитве на освящение овощей — на их качество и количество; и что нужно усердие, какое было у Евангельской вдовицы, положившей в церковную сокровищницу две лепты...

24 августа

Исповедь опять [вел] внутренне сухо. Понял, что надо самому научиться перед исповедью со слезами каяться и просить этого у Бога.

28 августа

Успение. Литургия.

Исповедь опять без должного тепла. Просил Господа укрепить меня и молился с верой в то, что мы искуплены Господом, и в любовь Его к нам. “Искупил ны еси от клятвы законныя Честною Своею Кровию...” (молитва на проскомидии) и вручил [священникам] пасти и вести ко спасению овец Христовых.

18 сентября

Служил Св. Литургию. Но сердце было сухо. Вечером, во время чтения св. Псалтири, явился вопрос — почему и в чем причина? Ответ: нет преданности воле Божией, поэтому постоянные тревоги и страхи поражают сердце. От преданности воле Божией бывает покой, а затем и всякое иное действие благодати — покаяние, умиление и т.д.

8 октября

Преп. Сергия Радонежского. Литургия.

Служил с умилением сердца, начиная с Херувимской. Во время раздробления Св. Агнца, при словах: “Раздробляется и разделяется Агнец Божий”, в сердце появился страх, чувство страха от того, что передо мною истинное Тело Христово, т.е. Сам Христос, во всем Своем величии, как праведный Судия мира...

С каким же чистым сердцем, и благоговением и страхом Божиим надо это делать, чего ты не имеешь, и какой дашь ответ на Страшном Суде за свое недостоинство и неподготовленность! Господь в прикровенном виде,  во всем Своем величии, в твоих грешных руках. Какой же будет страх и чувство своего великого недостоинства и раскаяния, когда предстанешь на суд пред пришедшим в великой славе и силе Господом Иисусом Христом, и увидишь, и почувствуешь, что брал в свои грешные руки Св. Его Тело и без страха Божия раздроблял, произнося: “Раздробляется и разделяется Агнец Божий...”

Боже, очисти, освяти, исправи и прости.

9 октября

Св. Литургия в день св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

Служил со смущением, был возмущен гневом, возможно, и не до конца справедливым, от содержания исповеди одной дух. дочери. Исповедовал [ее] два раза, и только на второй, перед причащением, когда узнал, что не совсем прав, отошло от сердца. Мне было и полезно испытать состояние своей души.

16 октября

Было особенно тяжело от усиления болезни и от страхов томления духа (от неприятностей и ожидания последствий). Захотелось почитать Ветхий Завет. Читал Пятикнижие Моисеево — как Бог наказывал еврейский народ за отступление от Него, нарушение Его заповедей и прощал, и благословлял за покаяние и исправление жизни. Вскоре в сердце ясно открылось: мое состояние есть измена Богу, — т.е. страхи, уныние и отчасти ропот. Надо это помнить и верить в эту открытую Божественную истину, смиряться, трудиться и предаваться воле Божией. А плод от Бога — покой в сердце и уме. Все мои отрицательные переживания указывают на маловерие и поражение моего существа.

Под особым покровом Господа и Матери Божией проходил жизнь, и верю, что был покрываем, защищаем — и так будет всегда в жизни.

19 октября

Стало открываться глубокое поражение, разрушение душ дух. чад; у многих это все усугубляется. Приходило некоторое безнадежие. Что же делать? Пришла мысль прочесть из книги о старце Гаврииле. Открыл и прочел следующее: “Познав на опыте, что значат цепи страстей, Батюшка впоследствии всегда был сострадателен к рабствующим какой-либо страсти и никогда не осуждал их, а только всем сердцем соболезновал и старался своими советами, и особенно молитвами, ослабить узы вражеского плена. Зане и это средостение только о Христе престает”. И еще, даже когда был уже схиархимандритом и настоятелем Пустыни, на тайные интриги Батюшка отвечал подвигом терпения. Он предоставлял Богу вразумлять недовольных, и сам мирно обращался с каждым из своих врагов. Помогал и благотворил им.

Видя это, бесы захотели сломить терпение старца новым неожиданным способом. В ночь на 7 января 1903 года они явились старцу и начали открывать про каждого брата, кто из них какой, кто как думает о Батюшке, как замышляют свергнуть его, и как в то же время надевают личину преданности ему, и даже открыли все недостатки и грехи преданных Батюшке чад; словом, нарисовали пред ним такую безотрадную картину общего озлобления против него, что казалось, нужно все бросить и бежать, бежать от людей, от мира, спасая только свою душу от потока человеческих страстей — тут могла поколебаться и вера в силу Божию и в благодать спасения. Но Батюшка все понял, что это наглая бесовская хитрость (хотя это и сильно его взволновало). Конечно, это на него произвело сильное впечатление, но он устоял и продолжал свой духовный путь работы над собой и руководства не бросил[17].

21 октября

Углубилось понимание преданности воле Божией. Именно: Бог в свое время, как знает и как Ему угодно, руководит мною и дает не то, чего я хочу, а то, что надо [для спасения].

28 октября

Все время ожидание перелома во внутренней жизни в духовно-благодатную сторону, и надежда. Но этого нет.

Читал жизнеописания подвижников благочестия: все более и более открывается значение послушания; без него не может быть духовного развития.

Сильное ощущуние своего бессилия, болезни, старости и поражения всего человеческого состава моего — и так идет день за днем, месяц за месяцем, но состояние почти без перемен, всеощее расслабление; и ощутил сердцем, что только по вере в Бога, смирении и преданности Ему в такой немощи может действовать Его благодатная сила, и надо просить помощи, испрашивая ее во всех жизненных состояниях и действиях, во всяком шаге, в самых малых вещах — в терпении болезни, в служении, беседах, руководстве и т.д.

Обновляюсь и оживаю на время при служении Божественной Литургии.

Открылись еще бесчисленные мои грехи при исполнении Таинств, молитв и треб без должного внимания. Надо в этом каяться, каяться и каяться.

29 октября

Священство.

Должен быть свят.

1 ноября

За Литургией открылось, что нужен страх Божий — для укрепления и соединения всех сил души для предстояния пред Богом у Престола за службой.

*

В течение ряда лет был неясен Великий Вход. Читал объяснение, что это выход Господа на страдания, но оно почему-то не удовлетворяло.

На Великом Входе вдруг в сердце ясно открылось: Жертва, и далее, уже как отзвук и ответ: Бескровная, т.е. литургийная. Дома прочел молитву на Херувимской: “Никтоже достоин...”, и в ней нашел соответствующее разъяснение. “И служебныя сея и безкровныя Жертвы священнодействие предал нам еси”.

2 ноября

Вера должна быть конкретна: действует, спасает и руководит нами Господь Иисус Христос. Открылось во время чтения жизнеописания старца Гавриила.

4 ноября

Литургия. Почувствовал некоторое единение с родными и знакомыми, уже умершими.

*

Размышления дома по поводу слова Жертва на Великом Входе). Действительно, Евхаристия, Литургия, Бескровная, Словесная Жертва. Но в воспоминании может быть и выход на страдания, и погребение.

10 ноября

С каждым днем служил Литургию со все более и более хладным сердцем. Особенно это ощущалось сегодня, хотя понуждал себя быть внимательным к содержанию службы, но в сердце стояла как бы несокрушимая стена, и я со скорбью подумал, что потерял возможность с сердечным участием служить Божественную Литургию. Покаялся сослужащему собрату в грехах, но слабо, поверхностьно и неполно. Служба продолжалась. Приближался величайший момент Пресуществления, но в душе холод — что же делать? Начал снова каяться Богу... Вот совершено пресуществление, пропета молитва “Отче наш”. Решил снова каяться собрату в своем окаменении, во грехах, сказал о большой тяжести от непослушания дух. чад и того, что открылись их отрицательные поступки, до того времени сокрытые в глубине их сердец. “Не знаю сам, как поступать, — строго или с любовью” (он был огорчен). Последнее его слово коснулось моего сердца, оно растопилось, прошла сухость, тяжесть — так что я от умиления и слез едва мог сказать: “Только с любовью”, и затем с любовью в сердце к дух. чадам причастился Тела и Крови Христовых.

Что для человека невозможно, то возможно Богу — такое мгновенное изменение состояния человека.

14 ноября

Великий Вход.

Все переживал сердцем выход на страдания и погребение [Господа].

Немного приоткрылась с сердце необходимость сердечной любви к людям (до этого было искушение и борьба...).

30 ноября

Часто стремился во время служения Литургии сердцем соединиться в молитве с паствой, молился об этом. В момент начального возгласа Евхаристического канона: “Благодать Господа нашего Иисуса Христа...” почувствовал некоторое единение с молящимися. Затем обратил внимание на последнее прошение ектении перед “Отче наш”: “Соединение веры и причастие Святаго Духа...” — не только ради Крестной Жертвы Христа мы удостоиваемся (вместе со Христом) произносить эту молитву (это мысль Иоанна Кронштадского ?), но и содействием и помощью Святого Духа.

Когда об этом рассказал дома, В.С. сказала, что когда она молилась во время Литургии дома, то видела (конечно, духовными очами) над храмом облако благодати от общей молитвы, которое коснулось и ее сердца и оставило в нем след.

7 декабря

Вмч. Екатерины.

За Литургией.

В сердце живет гордость и самость, а нужно смирение.

10 декабря

Иконы Божией Матери “Знамение”. Литургия.

Во время чтения молитв ко причащению обратил внимание на слова: “спасти грешныя”. Об этом надо просить Бога и иметь это в сердце — тогда все изменится.

12 декабря

Служил Литургию. Было трудно, но почувствовал освящение тела — рук, и чистоту сердца и тела; это ощутил духовный человек во мне.

13 декабря

Читал первую главу св. Евангелиста Луки. Почувствовал сердцем, как особенно глубока и богоугодна была молитва прав. Захарии и Елизаветы, особенно молитва Захарии, когда явился ему Ангел в храме во время каждения. Также и у праведных Иоакима и Анны. И это в обоих случаях перед зачатием. Все это выше нашего плотского греховного ума.

21 декабря, воскресенье

Служил трудно. На Великом Входе не мог представить выход на страдания Господа Иисуса Христа. Тогда возникли в сердце слова, напоминающие смысл Великого Входа: Ты, Господи, распят за меня, страдал за меня и умер за меня; и далее: будь благоразумным разбойником (т.е. в смиренной вере и покаянии); помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

*

Днем В.С. непостижимо в сердце открылось, как Ангел стоял вверху и смотрел, как священник недостойно и без благоговения потреблял Св. Тайны, являясь как бы свидетелем. Урок мне (и всем), как вести себя за Литургией, — если Ангелы всегда присутствуют за нею.

См. жизнеописание схимонахини Платониды (слепой). Она видела душу своего любимого и уважаемого умершего архиерея Феофилакта. Душа его, по смерти находясь в церкви, трепетала пред Св. Тайнами. После этого м. Платонида особенно усердно молилась о Владыке[18].

22 декабря

Несколько раз за служением Литургии вспоминал, что надо потрудиться, и отражать искушения и помыслы. Вспоминал, как мне было открыто, что помыслы, страсти, страхи, волнения — это есть измена Богу. И что надо готовиться покаянием, очищением сердца — чтобы в нем не было никакого нерасположения и гнева, чтобы был покой — тогда со смирением и верой приступать к службе, тщательно со вниманием охраняя себя. Тогда только [переживание] Литургии может углубиться, и дастся главное — любовь к Богу и всем людям; тогда Церковь Божия будет  единым Телом Христовым.

30 декабря

Размышления о Литургии.

Литургия, которую мы служим, есть, в основном, Тайная Вечеря, но в нее включено также воспоминание (и действие) Голгофской Жертвы.

Священнодействие Литургии есть воспоминание (прот. Иоанн Кронштадский[19] и др.): на проскомидии воспоминается Голгофская Жертва (страдания Спасителя)[20]; Великий Вход — выход Спасителя на страдания, [распятие и смерть][21], и далее, во св. Алтаре — снятие с креста и погребение[22]. Т.е. воспоминание Голгофы. Но какое это воспоминание? Прошлое во времени и отдаленное в пространстве — вместе с тем настоящее и всегда действующее. Как и чтение Св. Евангелия и Апостола есть всегда в данное время действующее Слово Божие (см. молитву: “Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный свет...” и далее возгласы). Так же и вся земная жизнь Спасителя, и Голгофская Жертва, и далее Воскресение, вознесение и даже будущее пришествие, как это переживал схиархимандрит Гавриил ? (но это еще мало понятно).

Престол в Алтаре — та же Сионская горница, и та же Тайная Вечеря и Причащение... Также действительно и присутствие Спасителя (молитва “Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими...”).



[15] Записки игумении Таисии, настоятельницы первоклассного Леушинского женского монастыря. Автобиография. Пг., 1916. Гл. 27.
[16] По причащении диакон воспевает песнь: “Воскресение Христово видевше...”
[17] Архим. Симеон. Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой Пустыни. Краткое
жизнеописание. Псков, 1916. С. 39; 92–93.
[18] Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Декабрь. М., 1910. С. 348.
[19] См.: Прот. И. Сергиев. Мысли о Церкви и Православном богослужении. Спб., 1905. С. 135–136, 167.
[20] Воспоминается, по толкованию св. отцов, одновременно и рождение Спасителя (начало “истощания”, конец которого — страдания и смерть на кресте; см.: Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. Спб., 1897. С. 165). Слова священника при положении звездицы на св. хлеб в конце проскомидии: “И пришедши звезда, ста верху, идеже бе Отроча”.
[21] На Входе говорится о всех: “да помянет Господь Бог во Царствии Своем” в воспоминание покаяния благоразумного разбойника, распятого вместе со Христом.
[22] Тайные молитвы священика после входа в Алтарь: “Благоразумный Иосиф с древа снем...”, “Во гробе плотски...”, “Яко живоносец, яко рая краснейший...” 


Tags: о.Василий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments