ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

Способ Иоанна Лествичника

Без всякого сомнения первое место между всеми способами должно дать способу, предлагаемому святым Иоанном Лествичником, как особенно удобному, вполне безопасному, нужному, даже необходимому для действительности молитвы, приличествующему всем благочестиво жительствующим и ищущим спасения христианам, и мирянам и инокам. Великий наставник иночествующих дважды говорит об этом способе в своей Лествице, возводящей от земли на небо: в Слове о послушании и в Слове о молитве... В слове о молитве святой Иоанн Лествичник говорит: «Подвизайся возвращать, точнее, заключать мысль в словах молитвы. Если по причине младенчествености, она изнеможет и уклонится, опять введи ее. Свойственна уму нестоятельность. Может же установить его Тот, Кто уставляет все. Если стяжешь это делание и постоянно будешь держаться его, то придет Определяющий в тебе границы морю твоему и скажет ему при молитве твоей: до сего дойдеши, и не прейдеши. Невозможно связывать дух, но где присутствует Создатель этого духа, там все покоряется Ему».

«Начало молитвы ‒ помыслы, отгоняемые молитвой при самом их начале; середина ‒ когда ум пребывает в одних словах, произносимых гласно или умом, конец ‒ восхищение ума к Богу». В слове о послушании святой Иоанн говорит: «Борись с мыслью непрестанно, возвращая ее к себе, когда она улетает: Бог не требует от послушников молитвы непарительной. Не скорби, будучи окрадаем, но благодушествуй, постоянно возвращая ум к самому себе»...
Изложив о молитве самое верное и удовлетворительное учение, могущее возвести делателя в благодатное состояние, Лествичник выразился преточно о том, что совершается по осенении молитвенного подвига благодатью. «Иное, ‒ сказал он, ‒ обращаться часто к сердцу, а иное ‒ быть по уму епископом сердца, князем и архиереем, приносящим Христу словесные жертвы». Иное ‒ молиться со вниманием, при участии сердца, иное ‒ нисходить умом в сердечный храм и оттуда приносить таинственную молитву, исполненную силы и благодати Божественных. Второе происходит от первого. Внимание ума при молитве привлекает сердце к сочувствию; при усилении внимания, сочувствие сердца уму обращается в соединение сердца с умом: наконец, при внимании, усвоившемся молитве, ум нисходит в сердце для глубочайшего молитвенного священнослужения. Все это совершается под водительством благодати Божией, по ее благоволению и усмотрению.




Лествица. Слово 28. Гл. 17, 19, 51; Слово 4. Гл. 98.
Из свт. Игнатия.
Tags: Лествица, молитва, свт. Игнатий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment