ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Из дневников о.Василия Серебрянникова

1981 год

4 января

Слово “воспоминание” не полно (имеет более душевный оттенок). Страсти Христовы, Голгофская Жертва — все это было (и есть) от вечности во Святой Троице.

Велика совета Ангел — вестник Великого Совета. Здесь подразумевается предвечный совет Святой Троицы, в котором от вечности было определено спасти род человеческий от окончательной гибели за первородный грех чрез страдание Единородного Сына Божия (Г. Дьяченко. Полный Церковно-славянский словарь. Изд. 1900 г. С. 630 — “совет”).

В Ветхом Завете в прообразах тайна эта была открыта частично пророкам, а в Новом Завете уже явно, чрез воплощение и земную жизнь Сына Божия, Который раскрыл людям в полноте и ясности Божественное определение об искуплении.

Так что все воспоминания, например, при Великом входе (выход Спасителя на распятие, страдания и смерть), и далее в Алтаре (погребение), Сионская горница — это были сильные духовные благодатные переживания (например, у Иоанна Кронштадского[1]). Но само таинство — это Бескровная словесная Жертва. И начало ее, как думаю, — две молитвы верных перед Херувимской.

Так же благодатно живы и все праздники, как Великие, так и будничные, годового круга, — хотя события их совершились уже давно.

Старцу Гавриилу по благодати была живо и действенно открыта земная жизнь Спасителя,  спасение, и все обстоятельсва его жизни, земные и духовные. Все это вечно было и есть в совете Св. Троицы и не может исчезнуть. Так же вечен крест (видение игумени Таисии и других).

Бескровная словесная Жертва основана на Голгофской. Поэтому Голгофская Жертва в известной мере включена в некоторые части Литургии (как св. Иоанна Златоустого, так и св. Василия Великого).

На проскомидии кондак Великого Пятка: “искупил ны еси от клятвы законныя...”; “жрется Агнец Божий”; “един от воин копием ребра Его прободе”.

Далее считается, что Великий Вход изображает выход Спасителя на страдания и смерть (Голгофа), и далее погребение, снятие со креста (как это переживал Иоанн Кронштадский[2] и др.).

Употребление крестного знамения при пресуществлении (или преложении) св. Хлеба и Вина в истинное Тело и Кровь Христа[3].

PS. Формы видения этого таинства пресуществления разные.

Иеромонах Феофил видел луч, крестообразно сходящий с высоты и осеняющий служащих и сходящую на освященные Дары росу[4].

Старец Гавриил — как Сам Спаситель как бы приносил Себя в жертву Богу Отцу, и из Его язв исходил дивный розовый свет на св. Хлеб и Кровь ?.

Иеромонах Кириак видел голубя, исходящего из образа Спасителя, парящего над Чашей и затем спускающегося в нее.

Некто видел крест и капающую с него в св. Потир Кровь.

Время пресуществления неизвестно, по прот. Успенскому и архим. Михаилу, но это опровергается опытом святых людей, сожержанием молитв служебника и практикой Литургии].

8 февраля, воскресенье.

Литургия.

1. Священник просит и освящается Богом, и затем по возможности соединяется с молящимися, образуя с ними как бы единое целое, и молится с ними и за них, со всеми их недостатками. Глава Церкви Христос освящает священника и чрез него прихожан. Образуется тело Христовой Церкви.

2. Так же должно быть (такая же молитва) и во время Евхаристического канона, в частности во время чтения молитвы: “Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый...” — т.е. об этом единым сердцем должны молиться священник и прихожане (об этом говорит в своих дневниках прот. Иоанн Кронштадский[5]). Так молился и старец Захария во время каждения св. Престола и народ...

3. Во время Литургии для большего внимания надо предстоять пред Престолом Божиим, вернее, пред сидящим на нем Богом.

4. Когда перед “Верую” [служащие священники] приветствовали друг друга со словами: “Христос посреди нас”, в сердце было [желание], чтобы и все стоящие в Алтаре ответили с верою и любовию: “И есть, и будет” [ответ на приветствие “Христос посреди нас”].

5. Молитва после причащения [священнослужителей]: “Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче,.. соблюди наш живот, утверди наша стопы, молитвами и моленьми славныя Богородицы и Приснодевы Марии, и всех святых Твоих” — это не только просьба о помощи к Господу, Божией Матери и святым, но выражение любви и единения с ними как членами единой земной и Небесной Церкви, — более глубокое, чем в проскомидии, когда положением на Дискосе Агнца, частицы в честь Божией Матери, 9-ти чинов святых и живых и усопших христиан, знаменуется единение Церкви вокруг Главы Церкви Агнца — Иисуса Христа.

23–24 апреля

Начало открываться в сердце, что свою болезнь, как испытание, должен переносить, и что она имеет очень большое значение для меня — для научения преданности воле Божией, облегчения перехода души в будущую жизнь при смерти (но срок не указан, и неизвестно, от этой ли болезни), и для будущего Страшного Божьего суда — чтобы устоять на нем.

Все это было не совсем ясно, и в сердце пришло некое подобие искушения Господа Иисуса Христа после крещения в пустыне.

27 апреля

Враг искушает тонко: то нашептывает, что “не сможешь служить”, то по логике ума рисуются картины обострения болезни и страданий. Но из примеров Св. Евангелия и Апостольских посланий видим, что бесовская — даже правда — запрещалась Господом (Мк. 1, 23–25).

10 мая

Литургия.

Тяжесть, возмущение, страхи, сильная борьба — от неустроения службы и [неблагоговейного] состояния помощников. Затем на Евхаристическом каноне сердцем вспомнил слова прот. Иоанна Кронштадского о том, что священник должен быть носителем любви Христовой, а не смущаться во время службы — ведь это умилостивительная служба и Жертва для спасения людей[6].

11 мая

Превечный Совет Пресвятой Троицы вне времени, прежде сотворения Адама и Евы и всего рода человеческого. Но проявился он в действии в исполение времен, в Ветхом Завете и в Новом: воплощение, крещение, проповедь Спасителя, Его крестные страдания, Воскресение, вознесение, ниспослание Духа Святого на апостолов, созидание Церкви, таинства во главе с Литургией, будущий суд над живыми и мертвыми.

Вера во единую святую Соборную Апостольскую Церковь (единая вера), причастие Св. Духа, причащение св. Тела и Крови Господа Иисуса Христа, молитва “Отче наш” — это царствие Св. Троицы. И: “чаю Воскресения мертвых и жизни будущего века”. Т.е. в Литургии (после крещения) заключен весь промысел нашего спасения (включая и будущие судьбы мира и участь людей). Хотя у Господа все известно, в книгах суда и жизни все есть.

16 мая

Во время Литургии некоторый страх — от сознания, что я сотворен по образу и подобию Божию, приведен из небытия в бытие Богом: руце Твои сотвористе мя и создасте мя[7] — а каков я есть и что сделал, трудился ли над этим — нет, или мало и без смирения и познания вышеизложенного.

20 мая

Литургия Преполовения.

Во время и после Причащения в сердце должна быть любовь, в частности, ко всем во св. Алтаре и к прихожанам, и ко всем стоящим в храме.

28 мая

Каждое действие Божие свято, премудро, и всегда должно быть прославляемо — как это отражено в Литургии, или, например, в Апокалипсисе (голос как бы многочисленного народа... : алилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему, ибо истинны и праведны суды Его![8]).

29 мая

Несколько дней назад позвонила В.С. Видела во сне весьма ясно своего умершего о.д. (о. Т.). он был с ней ласков и сострадателен и сказал, что окружение ее тяжелое (мои дух. чада, а отчасти и мое руководство — одна ненависть от обличения ?, нет отсечения своей воли и послушания). Это так и есть на самом деле. Но я (ее духовник) неправильно руковожу, и это тоже правда — ненужная мягкость, нерешительность, слабоволие и т.д. Мне надо исправляться и быть более твердым и определенным в решениях и многое другое. Часто не вижу их поведения — да, все развалилось, заполнилось делами и услугами, я в некоторой степени зависим от них, но я виновен.

31 мая, воскресенье

Дома. Христиане — в Теле Христовом. См. послание к Ефесянам, гл. 1,2.

22 июня

В отпуске болезнь усилилась. Утром, когда просыпался (между сном и бодрствованием) внутри появились слова: Совершилось! И преклонив главу предал дух (Ин. 19, 30). В сердце от этих слов Спасителя, пред Его ликом обнажились грехи, стало стыдно, совесть обличала: сколько грешу, не помня страстей Христовых.

Вечером слова эти стали соединяться с Литургией, с Великим входом — духовно я почти переживал его. Слова прот. Иоанна Кронштадского: изведше Его вон из винограда, убиша[9], не производили действия, как и представление картины выхода Господня на страдания, распятия, смерти и погребения. А то, что было открыто мне, все оживилось: совершилось Голгофское Жертвоприношение, спасение. Стали близки слова “Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое...” и другие, живо представились изображения на антиминсе — положения во гроб. Теперь буду ждать, что даст Господь за Литургией.

5 июля

Если Бог откроет священнику (при его стремлении к этому) глубину непостижимого до конца искупления и Воскресения, тогда углубится и служба, и молитва, и исправление жизни — смирение и любовь к Богу.

Непостижимое чудо воплощения Сына Божия — Сын Божий бывает Сыном Девы и Сыном Человеческим.

6 июля

В отпуске. Дома читал службу Рождеству св. Предтечи и Крестителя Господня. Главное, что открылось — это его смирение, а затем и смирение Божией Матери (см. Евангелие Лк., гл. 1,2).

18 июля

На отпусте панихиды взгляд прошел по части левого хора и прихожан. В сердце открылось (без образа), что в человеке отражена премудрость Божия и святость (как идеал), и мы искаженно воспринимаем  грехи и страсти людей: хотя это и есть, но основа — Премудрость.

19 августа, четверг

Св. Преображение. Литургия.

Символ веры есть не только исповедание веры, но и прославление Св. Троицы.

24 августа, понедельник

При причащении неясное видение, как сквозь пленку — думаю, Господь, Который по любви Своей дал вкусить Свою плоть. Затем чувство своего недостоинства, укорение совести, смирение – за этот дар.

*

За Литургией открылось, что хотя и с некоторым вниманием произношу слова литургийных прошений и молитв, но нет полной и глубокой сердечной веры в них, которую надо иметь от Бога, — и тогда в сердце и во всем составе может появиться главное — Божия любовь.

31 августа

Литургия.

Периодический страх и чувство своего ничтожества. Сердцем ощущаю, что предстою в молитвах при служении пред Богом Отцом...

1–2 сентября

За Литургией открылось в сердце: надо каяться глубоко, с сокрушением сердечным и слезами, и просить этого у Бога — и дома, и за службой.

6 сентября

Всенощное бдение. Осудил о. Д. и причт за нарушение дисциплины. В сердце ответ: не ты их сотворил, а Бог. Он судья, и судит. Он управляет всем, а не ты.

11 сентября

Праздник Усекновения главы Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня.

За Литургией открылось в сердце, что она [Литургия] охватывает весь мир, всех людей. Какое долготерпение и милосердие Божие к такой массе греха миллионов людей, и за это приносится Бескровная Жертва! У протоиерея Иоанна Кронштадского это более подробно изложено.

Какая всеобъемлющая Божественная Жертва, на весь мир в той или иной степени распространяющаяся.

12 октября

Повидимому, в известной степени мы сединяемся с Небесной Церковью во время Евхаристического канона в момент поминовения святых, усопших и живых, — что отчасти и переживал. Единение в одно тело Церкви.

26 октября

Литургия была трудная, суховато на сердце. Но открылось, что надо любить Господа и для этого очищать сердце от грехов ежедневно и часто, в особенности перед службой, — покаянием, и особенно молитвой Иисусовой.

Истинно в литургической молитве сказано: молим Тя “о наших гресех и людских неведениих”[10]. Ибо священник должен быть особенно чист и добродетелен в сердце. Он — человеческое лицо, поставленное Богом для служения и ходатай пред Богом за людей[11]. Тогда и Литургия будет глубже и благодатней действовать в сердце и во всем составе, и  будет сообщаться и молящимся.

31 октября, суббота

Одна моя дух. дочь имеет многие недостатки и, кроме того, все время оправдывается. Так было и в этот день. Что же она увидела? — змея обвилась вокруг ее тела.

Вот что иногда видится по Божьему изволению, и что есть грех, в частности, этот  — так и Адам и Ева оправдывались, а не каялись.

Декабрь

Проскомидия.

Поминание Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и вынимание частицы “в честь и память” Ее: “Еяже молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой Жертвенник”. В этих словах особенное содержание, потому что Матерь Божия принимала исключительное, великое участие в спасении рода человеческого (воплощении Сына Божия).

4 декабря, пятница

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Милость Божия особенно поминается на проскомидии (и в Литургии) как особенное исключительное участие в спасении рода человеческого — Воплощение Сына Божия.

6 декабря

Литургия.

Священник при Причащении должен явно ощущать в сердце Христа (в какой-то мере). Иначе это грех.

13 декабря, воскресенье

Возглас Евхаристического канона: “Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами”[12] прот. Иоанн Кронштадский объясняет так: необходимо в это время, т.е. перед совершением Св. Таин, укрепление наших слабых сил, для возможного понимания важности и величия предстоящего Таинства[13]. Мне же, кроме того, открылось еще, что в этот момент силою Отца, Сына и Св. Духа надо объединиться с торжествующей Церковью и ангельскими силами.

[1] См.: прот. И. Сергиев. Указ. соч. С. 120–121.
[2] См.: прот. И. Сергиев. Указ. соч. С. 143–144.
[3] Также см. молитву возношения: “поминающе... вся яже о нас бывшая: крест, гроб...”
[4] Отечественные подвижники благочестия 18 и 19 веков. Октябрь. М., 1909.С. 789.
[5] См.: прот. И. Сергиев. Указ. соч. С. 149–150.
[6] См.: прот. И. Сергиев. Указ. соч. С. 164–165.
[7] Пс. 118, 73.
[8] Откр. 19, 1–2.
[9] Лк. 20, 15.
[10] Молитва верных 1-я.
[11] Срав.: Прот. Иоанн Сергиев. Указ. соч. С. 162 и др.
[12] 2 Кор. 13, 13.
[13] См.: Протоиерей И. Сергиев. Указ. соч. С. 145.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments