ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

Свт. Игнатий о духовном руководстве

...Святитель Игнатий писал, что он не нашел духовного наставника, который бы вполне удовлетворил его, «который был бы оживленным учением отцов». «Впрочем, ‒ пишет он далее, ‒ я слышал много полезного, много существенно нужного, обратившегося в основные начала моего душеназидания». В своих творениях он неоднократно замечает, что в настоящее время «почти невозможно встретить удовлетворительного наставника»

и предлагает желающим стяжать Иисусову молитву жительство по совету при руководстве писаниями святых отцов. Та же мысль, по собственному замечанию святителя Игнатия, положена в основание его «Аскетических опытов». Утверждая это, автор особо предупреждает об опасности ошибиться в выборе наставника, ибо неопытному легко принять «неискусного пастыря» за духоносного и «злохитрого делателя» за «искусного художника».

Заметим, по причине существующих противоречивых мнений по поводу указанных слов святителя, что в них вовсе не отрицается ни монашеское послушание, ни принцип послушания вообще. Не утверждается также, что живое непосредственное руководство, в том числе и по образу древних, совершенно невозможно в наше время. Напротив, руководство, по мысли святителя, весьма желательно, особенно при обучении Иисусовой молитве, как делу весьма возвышенному и сложному, «науке из наук»*. Ищущий ‒ да обрящет! Но найти таковое было непросто и в древние времена, ибо и тогда редки были «живые сосуды Божественной благодати». Давая понять читателю, что представляет собой такое руководство, Преосвященный Игнатий приводит слова преподобного Иоанна Лествичника к пастырю: «Прежде всего, о честный отец, потребна нам духовная сила, чтоб тех, которых мы возжелали ввести во Святая Святых… когда увидим, что их теснит и угнетает народ, с целью возбранить им желанный вход ‒ мы могли, взяв за руку, как младенцев, освободить от народа помыслов. Если же младенцы крайне голы и немощны, то необходимо нам поднять их на рамена, и возносить на раменах, доколе они не пройдут через дверь входа, точно знаю: обычно там быть всевозможной тесноте и давке…» [ Слово к пастырю. Гл. 14. Ст. 3; заметим, что в этой цитате речь идет о научении внутренней молитве].

Святитель Игнатий не говорит о совершенном исчезновении таковых наставников в наше время (ибо Святой Дух будет действовать в Церкви до конца времен), но лишь о «крайнем оскудении» и, по этой причине, о преимущественном руководстве писаниями при совете с более опытными делателями. Если не обрящем ‒ да не отчаиваемся! Это два разных пути к обретению одной и той же цели, начертанные Промыслом Божиим. Один ‒ короткий, прямой и верный, другой ‒ длинный, извилистый, более опасный и потому требующий сугубого внимания, изучения и совета с опытными ‒ с теми, кто хотя и не пришел в меру древних подвижников, но в своем многотрудном подвиге умудрен Тем же Пастыреначальником, Который в прежние времена давал силу духоносным пастырям**.

* В недавнее время пример такого руководства, и в целом жизни по древним монашеским (исихастским) принципам, находим в братстве старца Иосифа Исихаста (†1959); на тех же принципах ученики старца основали ряд монастырей на Афоне и за его пределами. См.: Старец Ефрем Филофейский. Моя жизнь со старцем Иосифом / Пер. с греч. архимандрита Симеона (Гагатика). Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, 2012.

** Здесь речь идет о разных способах передачи и восприятия Предания, данных христианам разных эпох по Промыслу Божию. Прежде ‒ преимущественно через непосредственное водительство, от старца к ученику, ныне ‒ преимущественно через посредство святоотеческих писаний.

Tags: свт. Игнатий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments