ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

Из дневников о.Василия Серебрянникова. 1982 год

1 января

Служил Литургию. Во время Евхаристического канона подумал: как такой грешный и ничтожный человек может совершать великое таинство Литургии. В сердце открылось, что о нас ходатайствует Господь, сидящий одесную Бога. Какое это милосердие и любовь к людям, и далее от открытого и пережитого стал смиряться сердцем. Приехав домой после треб, переживал это состояние значительное время, даже более глубоко, в умиленном духе и со слезами, что редко бывает.

Конечно, весь Промысел Божий о нашем спасении велик, включает и крестные страдания, но открыто было сидение одесную Бога (плод вознесения): все исполнив Отеческое смотрение Сын Божий — Спас Христос.

2 января

 

3 января

Литургия. Евхаристический канон. Как глубже воспринимать службу? Не одно внимание, но в сердце произносить все слова ектений, возгласы, молитвы; понуждать себя к этому труду.

16 января

За Литургией. Первый возглас: “Благословенно Царство...” более широко раскрывается в тайной молитве за Великой ектенией.

25 января

Утром, между сном и бодрствованием открылось глубокое поражение сущности дух. чад — тяжко.

4 февраля, четверг

Должны глубоко желать пресуществления Св. Даров в Св. Тело и Кровь (то же у Иоанна Кронштадского).

Необычайна и непостижима близость к нам Иисуса Христа, но по своим грехам мы это мало чувствуем.

Апрель

Литургия. Вера в Господа соединена с заповедями Христовыми — глубокой верой в них и исполнением.

25 апреля

Служил Литургию. Во время пения “Верую” на словах “распятаго же за ны, и страдавша” почувствовал, что я своими грехами наношу страдания Господу (та же мысль в посланиях апостольских: снова распинаем Господа и попираем Его Кровь[1]).

26 мая

О ектении диакона, о тайных молитвах священника и о сочетании того и другого.

Я читаю тайные молитвы, а затем внимательно слушаю и отчасти участвую в ектении диакона. Завершающий возглас священника должен произноситься с сердечным вниманием к каждому слову.

28 мая

Наш св. Алтарь более и выше Святая Святых в Ветхозаветном храме, куда один раз в год входил первосвященник и кропил крышку Кивота, принося жертву за себя и народ. А какое должно быть мое поведение в св. Алтаре? Какой будет ответ пред Богом!? Там присутствует Бог в Троице.

9 августа

Вмч. и целителя Пантелеимона.

Литургия. Помин надо совершать с верою и вниманием, т.е. и сердцем, иначе дашь ответ за формальную и малоплодную молитву за тысячи людей.

17 августа

Литургия.

Что означает начало: “Благословенно Царство...”? Это освящение сердца благодатию, даже соединение со Христом. Тогда духовно можно быть везде — и у Престола Божия на Небесах — “Иже везде сый и вся исполняяй”. Но это еще не вполне ясно открыто сердцу.

14 сентября

Утро, между сном и бодрствованием.

Видел сердце в виде престола; на нем не должно быть ни одной пылинки греха — надо снимать, следить за сердцем. Тогда и служение Литургии будет другим.

16 сентября, четверг

Служил Литургию. Перед причащением, во время чтения вслух “Верую, Господи, и исповедую...”, со Св. Телом в руке, в сердце несколько раз услышал, что одному стоящему в Алтаре нужно исповедаться и причаститься. После того, как причастился Св. Телом, спросил его, сколько времени он не исповедовался и не причащался. Ответ: полтора месяца. Затем узнал, что в это время он думал об исповеди и причащении.

21 сентября

Служил Литургию. Все болело, плохо себя чувствовал. Мысль: все от Бога во благо; вот лучше благодарить за все, чем стонать, роптать на болезнь.

15 ноября

Символ веры — исповедание сердечное и с живой верой. Далее молитвы Св. Троице Евхаристического канона и возгласы, и далее Тайная Вечеря.

Добавление к Великому Входу: и в Евхаристическом каноне поминаем “крест, гроб, тридневное Воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие”. И к тому же: “Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу...”

Записи разных лет (без указания года)

9 января

При служении Божественной Литургии было некоторое окамение сердца. Открылось, что надо больше и чаще молиться, чтобы этим сердце было подготовлено к службе — [имело] память Божию.

Еще стало ясно внутреннее состояние одного человека, стоящего в Алтаре — в чем его основной недостаток (окаменение сердечное). Но как открыть? — От обличения бежит, выносит лишь иногда, и то с трудом. Что делать. Затем в сердце услышал: скажи как бы о себе, ибо и в тебе это есть. Он попросил молиться о нем, и я сказал: “И я Вас прошу о мне молиться” — и открыл все, как о себе. Как видно, он постепенно понял, в чем дело.

16 января

За Литургией при причащении прихожан в сердце слова: Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира[2]. При причащении одной дух. дочери, сказал слова св. Метафраста из правила ко св. причащению: “Се, приступаю к Божественному причащению. Содетелю, да не опалиши мя приобщением... Но убо очисти мя от всякия скверны”. Сим удивил ее — слова эти соответствовали ее стремлению к очищению при св. Причащении и были приняты в сердце.

 

31 января

Возглас за Литургией “И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами”, как думаю, это благословение Иисуса Христа, уже находящегося на Престоле ( хотя и “гореґ со Отцем седяй, и зде нам невидимо спребываяй”, во Святых Тайнах).

*

Во время Литургии требуется великое внимание, ничем не отвлекаться, даже помыслами, — иначе грех и оскорбление Бога.

Читаем Херувимскую: “всякое ныне житейское отложим попечение” — и это требуется с самого начала Литургии.

*

Молитва (в сердце): подай, Боже, глубокое познание Твоей искупительной Жертвы за меня, грешного...

 

10 февраля

О том, как один человек боролся с помыслами от оскорблений и насмешек. Полдня смирялся, каялся все время Богу в своих немощах и невозможности самому удерживаться от падений, — а затем наступил глубокий мир в душе, никакие оскорбления не имели действия, да и сам оскорбляющий успокоился и, возможно, смирился. (Это о В.С.).

 

25 февраля

После Евхаристического канона. Не хотел и не готовился говорить проповедь о Страшном суде — истощение сил. Но в сердце почувствовал, что должен сказать, поэтому и вышел, и сказал без подготовки — наверное, удовлетворительно.

26 февраля

За исповедью в сердце открылось, что один певчий на левом клиросе не читает утренних и вечерних молитв и редко причащается. В Алтаре спросил его об этом. Ответ: а я всегда с Богом (как это написано у Макария Великого), а причащаюсь, как все, постами. Я считал, что этого мало, и молиться надо всегда вслух по молитвослову.

 

6 марта

За Литургией молился о помощи Божией N, но в сердце была сухость. Затем, во время причащения, когда держал в руках Св. Агнца и читал молитву “Верую, Господи, и исповедую, в сердце открылось, что N должен исповедаться в своих грехах. Во время запричастного стиха сказал ему: по уму ничего не знаю, но по сердцу — Вам надо как следует исповедаться. Спросил, так ли это, сказав, что проверяю себя. Он посмелся и согласился, что вообще это хорошо — т.е. исповедь и все проч. Но затем вскоре подошел и открыл свой грех, и я с сердечной радостью положил на него епитрахиль и отпустил разрешительной молитвой этот грех.

 

20 марта

Во время болезни.

О жертвенной любви в Литургии. Как о Жертве о Литургии говорит прот. Иоанн Кронштадский[3]. Соединение с любовью — во многих молитвах, особенно в Пасхальных после Причащения. Поэтому надо ощущать крест, страдания Христа, смерть — и Воскресение. Как?

См. видение за Литургией схиархим. Гавриила.

Господь страдал за нас, любя нас... Нужна жертвенная любовь...

Схиархимандрит Гавриил, завещание: мы по своей греховности воспринимаем мир извращенно, и только по очищении сердца и ума — по Божьему, во Христе.

 

24 марта

“Застой” в Литургии. Что делать для развития? — Внимательная, с верой Иисусова молитва. Этим сердце очищается от страстей.

27 марта

Посещение Н. Ее особенность — необыкновнная простота и глубина веры, любовь к людям. Страдания — три месяца в больнице, две операции — перенесла мужественно, с молитвой, и говорила, что это за ее грехи. На окружающих больных оказывала поразительное влияние, своей искренностью и любовью возбуждала в них веру к Богу, и все относились к ней также с любовью.

В сердце у меня все время, особенно на Литургии, было стремление получить любовь к молящимся, и ждал, когда же эта любовь заговорит в сердце и будет как источник после встречи и беседы с Ним...

28 марта

За Литургией почувствовал некоторую расположенность к молящимся. Пред этим думал: вот она (Н.) это умеет, а у меня, священника, этого нет — указание и упрек совести.

*

Н. тяжело заболела. Операцию затянули, после операции осложнение. От сердца просил Бога о ее выздоровлении (в первый раз). В сердце было: выздоровеет. А болезнь все наростала, температура 39–40, аллергия и полушоковое состояние. Новое осложнение — под диафрагмой гнойник. Операция, опять осложнение — правосторонний плеврит. Находилась в больнице три месяца и около месяца на больничном. Конец — поправка.

29 марта

Для глубокого служения Литургии, надо, чтобы молитва доходила до сердца, очищала его, — тогда служение Литургии будет сердечным.

 

6 августа

Я часто возмущался, что в Церкви много неразвитых духовно и не понимающих эту сторону христианства прихожан, которые или не могут, или не хотят идти этим путем.

Разъяснил мне это старец Феофил. В стаде есть больные и слабые овцы, т.е. христиане, но и они все же плетутся за стадом Христовым. Надо молиться о них с усердием, состраданием и любовью.

Я часто негодовал, гневался, расстраивался на чад духовных, которые десятками лет ни в малейшей мере не исправлялись или делались еще хуже. Теперь в сердце открылось, что усердная и постоянная за них молитва к Богу может на Страшном суде помочь в их оправдании, вернее, в помиловании, чем был потрясен. Много есть примеров помилования еще в земной жизни великих грешников по молитве усопших праведных родных (родителей) и святых (см. Жизнеописание старца Феофила. С. 87).

Яркий пример приведен в жизнеописании схиархимандрита Илиодора Глинского[4]. Он уговаривал отца отдать сына в монастырь, и рассказал следующее.

Умирала женщина и все время кричала: “Спасите меня, спасите меня!” Так она скончалась, но затем ожила и рассказала малолетним детям, что с ней было, когда она умирала: «Меня окружили демоны и хотели похитить, но тут явился Ангел Божий и сказал: “Сын ее будет монах и умолит Бога за свою мать”. Тогда бесы отступили от меня, и я ожила», — сказав это, женщина оградила себя крестным знамением и мирно скончалась.

Отец со слезами умиления отпустил тогда сына в монастырь.

В этом рассказе открывается действие еще только будущей молитвы сына за мать. Значит, молитва священника за грешных и слабых чад может оказать свое действие на Страшном суде Божием — не только при жизни, но и по смерти, как и было мне открыто.

 

10 августа

Литургия. “Приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов... Пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов” и в жизнь вечную. Эти слова надо прежде всего относить к себе (служащему священнику), просить прощения грехов, верить в него и чувствовать. И затем: Господи, по милости Своей пощади, соедини с Собою (молитва: “Верую, Господи, и исповедую... Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя,.. и сподоби мя неосужденно причаститися Пречистых Твоих Таинств...”).

Возмущаюсь о состоянии своих духовных чад. Надо терпеть и молиться о них усердно Богу.

 

20 августа, 5 часов вечера

Был неясен смысл Херувимской песни.

Подумал, и вдруг в сердце: первая часть ее относится к Херувимам — о том, как они славословят Господа (“припевающе” — это их действие); а вторая — к нам (людям), в частности к священнослужителям. Из первой части мы должны заимствовать чувства и состояни, какие должны быть в этот момент.

 

27 августа

Всенощная Успения.

Почувствовал сердцем Божественную мощь и силу Апостолов, их на облаках собрание к Божией Матери [в момент] Ее Успения.

Для чего каждый год совершается воспоминание и празднование событий, промыслительных для нашего спасения? Прот. Иоанн Кронштадский отвечает: чтобы все это не забылось!

Еще я понял и почувствовал, что Бог может давать благодатные переживания праздников, обогащать и просвещать дух человеческий глубиной Божественной Премудрости в спасении рода человеческого. Но это в частностях еще не ясно. Благовещение, Крещение, Преображение, Страсти Христовы, Воскресение, Успение и другие праздники — в них заключается неисчерпаемая Премудрость, и обновление, и обожение духа.

 

28 августа

Успение. Литургия.

Исповедь опять без должного тепла. Просил Господа укрепить меня, молиться с верой в искупление нас Господом и Его любовь к нам.

Он “искупил ны от клятвы законныя” (молитва на проскомидии) и вручил пасти и вести ко спасению овец Христовых.

 

30 октября

День рождения, 79 лет. Служил тяжело больной, без умиления, но благодарил Бога, что сподобил служить в таком состоянии, да еще и с больным горлом.

1 ноября

Уразуметь с Божией помощью силу Слова, в частности, служб, треб, и особенно, Литургии. Слова священника должны иметь силу благодатную, и веру для исполнения.

6 ноября

Подготовка к Божественной Литургии — Иисусова молитва, ибо стал ослабевать духом к службе. Труд с Божией помощью, ибо молитва — тоже очищение сердца, и благодатное действие — освящение.

 

9 сентября

Много необычного. В.С. было открыто, что я буду причащаться, и она сказала мне об этом. Но я не принял во внимание, доказывая, что этого не может быть — мне сказали, что я могу выйти только на молебен. И я согрешил — выпил полстакана чаю с сахаром, как лекарство, — и это, как думаю, первый раз в жизни.

Стал на клиросе, о. П. ? меня увидел и благословил служить. Я сказал [о своем грехе] иеродиакону, а затем по совету священника все же сходил на исповедь к о. А. ? К Трисвятому вышел служить и причастился без укора совести. О. П. спрашивал иеродиакона, почему не к началу вышел.

Вот человеческие предположения и постановления — на все воля Божия.

 

Октябрь, ранее 1978 г.

Во время чтения молитвы за Литургией перед чтением Св. Евангелия: “Возсияй в сердцах наших...”, возник вопрос: почему же плотские похоти не попираются? Через некоторое время за Литургией объяснилось: надо иметь страх Божий, получить его — “страх блаженных Твоих заповедей”.

13 октября

Утром умом располагал прочесть о Литургии, но по сердцу взял книгу о старце Илиодоре Глинском. Прочел о видении райских обителей Господа и адских муках, об огненной реке и вообще о жизни старца[5]. Утром в полудреме, между сном и бодрствованием, в сердце открылось: без чистоты сердечной, без очищения сердца нельзя вместить и приумножить благодать, вместить Господа; приражение греха, вхождение его внутрь сердца — великое зло (грех) против Господа, ибо не дает Ему войти в сердце.

16 октября

Литургия.

Сердцем всем прощать напраслины, несправедливость, оскорбления и проч. Путь к очищению сердца (для Литургии и жизни и спасения).

17 октября

“О наших гресех и о людских неведениих” — прежде всего, надо просить во время Литургии благодать в сердце для покаяния в этом.

26 октября

Читал о русских подвижниках Св. горы Афонской Русского монастыря Великомученика Пантелеимона. Когда умирал схиархимандрит Арсений, он говорил, что спокоен, ибо всегда творил волю Божию, хотя считал себя грешным[6]. Думал: вот как это велико и хорошо. В сердце открылось, что нам с супругой вечером надо испрашивать друг у друга прощения, ибо бывают столкновения, гнев и недоразумения.

 

12 ноября

Разговаривал во время проскомидии, хотя совесть и осуждала.

Все имена поминаемых надо читать (произносить) со вниманием и верою, пред Богом. Ведь это просьба — молитва о упокоении душ умерших и живущих еще на земле, которые желают и просят о себе молитв.

 

12 ноября

На Великом входе, в сердце.

Слово “Жертва” [употребляется] для того, чтобы выражать главное действие службы (должна совершиться Бескровная Жертва, литургическая). Но и сам Вход таинственен (см. жизнеописание игумении Таисии). Как думаю, таинственное его содержание сокрыто (что это за священнодействие), чтобы не осложнять службы, но люди с просвещенным сердцем, например, прот. Иоанн Кронштадский, [видели его] (и изведше Его вон из винограда, убиша[7]).

Выход [Господа] на страдания и смерть был Его торжеством. И насколько серьезно, сосредоточенно, с некоторой скорбью переживал это человек с очищенным благодатью сердцем. Иные толкователи не говорят об этом, опускают этот смысл.

Это выход на крестные страдания, смерть, погребение — Голгофская жертва, — как воспоминания, но живые Духом Святым в сердцах чистых. Ибо они отражены и в Св. Евангелии, и в службах Страстной седмицы, в Октоихе — [канонах] крестовоскресном и воскресном, и могут наполнять сердце и весь человеческий состав. А затем снова Тайная Вечеря и “словесная сия служба”...

 

16 ноября

За Литургией.

В сердце: иметь постоянно духовную любовь к людям.

18 ноября

Страх (малый) при помине дома: к кому обращаемся!

*

За Литургией.

Крестная Жертва Господа Иисуса Христа. Несколько открылся смысл ее. Глубокое смирение, [видение] ничтожества своего.

8 декабря

Чтение Ветхого Завета. О почестях священства, о послушании и исполнении воли Божией. — И тогда нужно было освящение от Бога для служения Ему. Тем более теперь. В Новом Завете - священнодействие Божественной Литургии (Святая — святым).

21 декабря

Причащал двоих на дому. Первая — совсем ветхая старушка. Вторая — страдалица: язвы и гангрена ног, но впервые появилось желание поговеть — в уме и в сердце. Вот за таких страдальцев принесена Святая Жертва Господа.


[1] Евр. 6, 6; 10, 29.
[2] Ин. 1, 29.
[3] См.: протоиерей Иоанн Сергиев. Указ. соч. С. 141–143.
[4] Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшагося в Глинской пустыни /Сост. игумен Иассон. М., 1887. Гл. 12.
[5] О видении райских обителей и огненной реки см.: Сказание о жизни и подвигах... схиархимандрита Илиодора... Г. 4.
[6] Иеромонах Антоний (Святогорец). Жизнеописания Афонских подвижников благочестия XIX века. С. 29.
[7] Лк. 20, 15.


Tags: о.Василий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments