ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Categories:

Письма

Начало: Амбигвы

***
Начнем с того, что будем думать, что говорим, ибо каждое слово Господь слышит и за каждое слово ответим.
Далее, в Ваших интересах, как я думаю, прислушиваться к ответам. Не потому, что я хоть как-то ценю свои слова, а для того, чтобы мы не толкли воду в ступе. Мы все должны исполнять заповедь: "Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других". Флп. 2, 4. Это и должно быть основой вот этого нашего общения.
Ваша фраза о том, что Вы не знаете, что Вам лучше ‒ жить или умереть ‒ воочию свидетельствует о том, что у Вас нет терпения. А без терпения все труды будут напрасны. Если Вы не хотите быть бесплодной смоковницей, то учитесь терпению. Обучение очень простое ‒ надо терпеть все, что не осуществляется так, как Вы хотите и в то время, в какое Вы хотите. То есть, терпеть все, что приключается в Вашей жизни помимо Вашей воли и возможностей. Причем терпеть надо со смирением и искренним благодарением Богу, памятуя, что все происходит по Его благой воле. И конечно, не забывать просить Бога о даровании Вам сил и терпения в скорбях и искушениях.
На мой, весьма скудоумный взгляд, Ваша «магистральная» проблема заключается в доверии помыслам. Попросту, ‒ Вы верите всему, что приходит Вам в голову. Доверяя помыслам и опираясь на свой ум и жизненный опыт, Вы делаете неправильные предположения и выводы, результатами которых являются постоянные ошибки.
Почему так происходит?
Потому, что Вы пренебрегаете откровением помыслов духовнику. Тем самым отдавая свое сознание на откуп врагу, который всевает туда все что хочет, а Вы верите этим помыслам, принимая их за свои. Вернее, будучи уверены, что они Ваши и по-другому быть не может. Таким образом Ваш жизненный опыт, как впрочем, и опыт подавляющего большинства других людей ‒ это сплошные ошибки и только малый процент верных решений. Причем признать этот факт способен далеко не каждый.
Приведу простой пример из жизни. Любой инструмент или прибор, будь-то геодезический теодолит, «авиагоризонт» в самолете, рояль, компьютер или обычные весы, периодически нуждается в юстировке, или проще говоря настройке ‒ сверке с эталоном и регулировке. Иначе он неизбежно начинает, сначала понемногу, а со временем все больше и больше врать или фальшивить, что одно и тоже. Что в конце концов может привести к катастрофическим, порой, результатам. Происходит это потому, что ошибки имеют свойство накапливаться и увеличивать общую сумму погрешности. А в духовной сфере это называется омрачение грехами. В том числе и греховными помыслами, собеседованием с ними, принятием их и конце концов, осуществлением их на деле.
Такая же картина наблюдается и вокруг человека, который не сверяет своего понимания с эталоном святоотеческого учения путем откровения помыслов духовнику. Здесь действует непреложный духовный закон: откровение помыслов моментально разрушает все бесовское воздействие, которому подвергается каждый человек. Его сознание очищается, он начинает видеть вещи в естественном свете. И, соответственно, количество ошибок, которые он делает, уменьшается. А чем чаще происходит откровение, тем меньше ошибок. Таким образом, человек, на каждом откровении воочию убеждаясь в ложности своих мнений и выводов, постепенно навыкает не верить своим помыслам и искать стороннего совета. Что и приводит его к отсечению своей воли и послушанию. Впрочем, я об этом уже говорил. Но приходится повторяться.
Если Вы возьмете себе за правило регулярное откровение смущающих, досаждающих, навязчивых и прочих неблагих помыслов, то в скором времени увидите разительную перемену во внешнем мире. Только поменяется не мир, а Ваше видение его будет становиться все более и более здравым.
При этом священник не обязательно должен быть Вашим духовником или даже одним и тем же каждый раз, хотя, конечно, это очень желательно. Не занимайтесь самокопанием, а вытаскивайте все это на свет Божий, который рассеивает всякую мглу.
Далее. В духовной жизни нет мелочей. А Вы пытаетесь стяжать молитву в горящем доме, которым является Ваш ум. Не будет никакой молитвы до тех пор, пока ум и сердце расхищаются по чем зря бесом. Более того, в таком состоянии до прелести ‒ рукой подать. То, что кажется благодатными явлениями, может оказаться внушениями совсем с другой стороны. И потом ой как сложно попавшему в эту сеть выбраться из нее. Но не молитва сему бывает виной, а неправильное отношение к ней, замешанное на прикровенных горделивых помышлениях. Так что сначала, нужно привести в порядок оркестровую яму, а уж затем рассаживать скрипачей и раскладывать ноты. Начинать нужно с первой ступеньки, а не с пятнадцатой. Иначе ничего не выйдет.
Теперь относительно самой молитвы. Следует понимать, что Вы не единственный обладатель такого «дара». Всем остальным он тоже дан, просто не все им пользуются. И Вам нужно перестать относиться к молитве, как к чему-то сверхъестественному. Молитва из занятия должна стать жизнью. Не частью ее, а самой жизнью. Просто надо сразу начинать молиться, как только помысел об этом пришел, не обращая внимания ни на какие состояния ума и сознания. И постепенно это войдет в привычку, а потом укоренится, как благой навык. Не надо «носиться» с помыслами о молитве и с переживаниями. Надо просто молиться. Выполнять необходимое, как необходимое. Но не рутинно, а добросовестно. Вы же не думаете о том, как дышать? Не экспериментируете с дыханием, не следите за ощущениями? Вот молитва должна стать таким же жизненным делом, как дыхание. Без всяких метафор. Человек, до грехопадения, имел прямую связь с Богом. Молитва является способом восстановления этой утраченной естественной связи. Об этом я тоже уже говорил.
О снах. Снам, верим еще меньше, чем помыслам. То есть вообще не верим. Как бы они не переплетались с жизнью, а тем паче, если сильно переплетаются. Не стоит думать, что Вам, что-то откроется Свыше через сон. Поскольку такой помысел уже называется «Я достойна». И именно в силу такого внутреннего мысленного устроения ничего открыто быть не может, скорее может быть попущено искушение.
Нам всем, чтобы не заблудиться и не погибнуть, нужно ежедневно исполнять ту заповедь, которую от нас потребует школа жизни. Это может быть одна и та же заповедь, а может каждый раз разная. Для этого мы и просим: «Господи, вразуми и даруй мне мысль благу». Слушайте свою совесть и она Вам все подскажет. Только не вступайте с ней в переговоры, пытаясь убедить ее, что будет лучше так, как Вы думаете. В точности исполняйте ее требования и не ошибетесь. Совесть, это голос Бога, наставляющего нас на путь истинный в соответствии с Его нравственным законом.
***
Относительно откровения. Открывать нужно только беспокоящие навязчивые, греховные помыслы, а не все подряд. Духовник это врач, а не подруга. Ему нужно открывать дно души, а не празднословить попусту. Простите меня за резкие эпитеты, но иначе не скажешь. Я просто предостерегаю Вас от этого.
Враг изо всех сил пытается противодействовать Вам в этом откровении дна души, навевая всякое смущение, ложную скромность и прочее. Это чисто бесовские «тормоза» и ложь. Он делает это потому, что на этом самом дне и гнездятся его змеи.
О молитве. Пока откровением помыслов не начнет очищаться душа, сердце и ум,никакой молитвы не будет. Будет одна иллюзия и погоня за розовыми облаками. Вам нужно понять, что в дом нужно входить через двери, а не через дымоход. Вот тут, как сказал кто-то из святых, действительно годы пройдут, прежде чем поймете, что рассеянная молитва бесплодна.
Вы экспериментируете с дыханием. Это можно делать только под наблюдением духовника, опытно познавшего это делание. Иначе можно сильно навредить себе. Вам может казаться, что все хорошо, а на самом деле все может быть совсем не так. Поймите ‒ безконтрольное занятие Иисусовой молитвой на фоне имеющегося гордостного устроения может привести к прелести. Попытки "опустить" молитву в закрытое сердце чреваты тяжелыми последствиями.
Поймите, я не призываю Вас бросить молитву, наоборот! Но я призываю Вас к осторожности, ибо лечить гораздо труднее, чем не допустить.

Помысел исповедания грехов перед Богом, приходящий во время молитвы, это же исполнение Вашего ежевечернего прошения: «Господи, даруй мне помысл исповедания грехов моих». Вот и исповедуйте в молитве все грехи, которые вспомните. Мы, бывает, забываем, что любой греховный помысел, слово или дело, надо тут же исповедать пред Богом и попросить помощи в исправлении. А затем уж открыть их на исповеди.
Закрывать глаза на молитве можно, если при этом не клонит в сон. О снах мы уже говорили. Просто не обращайте на них внимания. Вы же на уличную рекламу внимания не обращаете, хотя она тоже весьма навязчива. Начнете верить снам ‒ гарантировано окажетесь в прелести.
Бог Вам в помощь во всех Ваших благих делах и начинаниях!
***
Даже Бог не может помочь самовольнику. Поскольку не нарушает свободы воли человека и никогда его ни к чему не принуждает. Указывает, наставляет, советует, поддерживает и направляет, но не заставляет. Так же и духовники, видя, что человек непоколебимо упорствует в своем, оставляют его на волю Божию ‒ Бог да вразумит. Я уже говорил Вам, что никакой самый святой старец не сможет помочь Вам, если Вы будете пропускать мимо ушей то, что Вам говорят и упорствовать в самоволии.
Вы продолжаете строить свой график спасения. Потому, что, видимо, Вы лучше знаете. Другого объяснения я не вижу. Вам говорят делать одно, а Вы, вместо точного исполнения, начинаете рассуждать ‒ а может лучше так, или этак? Много навоюет полк, если рядовые начнут рассуждать, как им действовать, вместо того, чтобы исполнить приказ командования?
Еще раз повторю ‒ помолитесь усердно, попросите Господа: «Господи, устрой все по Твоей воле, как Сам знаешь». Начните, наконец, отсекать свою волю и искать исполнения воли Божией!
…Ложное "потрясение" производит в Вас лукавый советчик. И не задавайтесь вопросом какой ему резон. Ибо это тоже бесовский вопрос.
О Вашем «страхе потери» мы уже говорили. Укоряйте себя в маловерии, как только поймаете такой помысел. Подумайте, ‒ разве Вы сами вольны что-то найти? Точно так же не вольны и потерять без попущения Божия. А попущение бывает за грехи. В том, числе и за грех маловерия. И таким образом, человек, боящийся что-то потерять, действительно теряет это по попущению. А потом, вместо того, чтобы покаяться в греховных помыслах, укрепляется во мнении: «Ну вот, как я думал, так и произошло!». И начинает незаметно впадать в депрессию, окружаемый все плотнее такими помыслами, поскольку враг укрепился в своем положении, ведь согласием с вражеским помыслом мы открываем бесу доступ и расширяем его полномочия. А исповеданием этих помыслов напрочь лишаем его какой-либо власти над собой. Господь да поможет Вам покаяться и исповедаться!
И еще одно. Оставьте на время многословие и красноречие. Когда лодку заливают волны нужно не о движении звезд рассуждать, а воду вычерпывать. Займитесь делом ‒ вычерпывайте воду! Бог Вам в помощь!
***
Хочу Вам сказать, что нужно уходить от привычки жить в ожидании чуда. Привязка всех событий своей жизни к каким-то необычным событиям,выстраивание чудесных взаимосвязей, усматривание во всем неких «знаков» и «вмешательств Свыше» есть порождение гордостного самоцена. Это все те же «несмь яко же прочии человецы» и «я достойна». Только глубже закопавшиеся. Нужно стремиться к осознанию: «Я самый обычный человек, ничем не лучше других. Да что там лучше, скорее хуже!». Очень трудно не давать какой-либо цены себе и своим «подвигам», но пока это происходит, то все наше делание похоже на автомобиль, едущий с затянутым «ручником». Вроде едет, но стоит сбросить «газ», немедленно останавливается, как вкопаный.
…И в этом Вы не одиноки. Так происходит практически со всеми. Только в меньшей или большей степени. Но от этого надо всеми силами избавляться. Потому, что это глубокие корни, из которых растут уже более-менее видимые побеги. И пока их не выкопаешь они будут давать новую поросль. Как одуванчики или будяк ‒ сколько ни коси ‒ толку ноль.
А настоящие чудеса, тем не менее, происходят постоянно и с Вами в том числе. Не чудо ли, что все мы каждое утро просыпаемся живыми? Что дышим, думаем, переживаем, общаемся, одним словом ‒ живем? Не было ничего, а Господь, по действительно неизреченно любви Своей, дал жизнь несуществующему, нарек не сущее, как сущее и эта пустота пустот обрела разумную жизнь для того, чтобы вечно радоваться ей вместе с Богом и славить Его. Это ли не чудо чудес?
А за то, что Вы «сейчас как бы уже даже и по привычке встаете по ночам для молитвы» надо всеусердно благодарить Господа и ни в коем случае не приписывать себе даже малой толики в этом. Иначе, через месяц можно снова обо всем забыть.
Бог Вам в помощь!

***
Попробую ответить на Ваши вопросы.
1. То, что Господь участвует в нашей жизни очевидно. Но проявляется это по-разному, когда видимо для нас, когда не видимо. А наша задача,когда произошло благое вмешательство Свыше, не превознестись помыслом внутри себя, мол, ‒ «Вот, достойна, заработала, мне положено...», а возблагодарить Бога за Его милости к нам, грешным и недостойным. И все.
Мы должны с одинаковым, ровным помыслом принимать от Господа и радости и скорби. При радости не радоваться безудержно, а в скорби не унывать и не переживать чрезмерно.
2. Пятисотницу можете исполнять таким способом, каким Вам удобно. Главное - исполнять.
3. Как только поймали себя на том, что помыслы рассеиваются и уклоняются в суетные мечтания, тут же возвращайте ум в молитву и просите Господа: «Господи, прости! Помоги мне Господи, даруй молитвенное внимание, собери ум мой в молитву!». Или своими словами. То, что помыслы рассеиваются это обычное дело. Господь попускает врагу нападать на нас таким образом, но через это учит нас отсекать вражьи помыслы и нерассеянно молиться, превращая таким образом зло во благо для нас.
Никаких епитимий на себя накладывать не нужно. Иначе молитва превратится в сплошную епитимью. Нападение помыслов во время литургии тоже дело обычное, враг старается смутить нас, расстроить душевный мир и отнять благоговение перед Причащением. Тут все то же самое, на любой вражий прилог, мысленно: «Не соизволяю!» Если не отстает: «Пошел вон! Господи, помоги!»
4. О ночной молитве. Ночная молитва есть весьма и весьма серьезное делание, которое должно начинать с получения на то благословения у духовника. И протекать оно должно под непосредственным его «наблюдением». Как это обычно бывает? Человека посещает благодать и касается сердца,побуждая на молитву. И иногда это случается среди ночи. И такое может повториться несколько раз. И у молитвенника появляется стойкое желание молиться ночью. Что надо делать? Надо идти к духовнику, все ему рассказывать и просить благословения на такое делание. И если таковое бывает получено с благоговением приступать к нему. В противном случае, когда человек начинает творить ночную молитву без благословения, за самоволие, самочиние и самонадеяние благодать удаляется, «пыл», подогреваемый поиском «духовных» наслаждений угасает и молитва становится в тягость, а затем и вовсе прекращается на долгое время. Что и происходит у Вас…
5. Относительно экспериментов с дыханием я уже предупреждал Вас. Предупреждаю еще раз ‒ это не менее серьезно, чем все вышесказанное о ночной молитве. Подобные «художества», как они называются в аскетической литературе, обязательно должны быть подконтрольны Вашему духовному руководителю. Иначе можно получить вред вместо пользы.
Святоотеческое учение настоятельно НЕ рекомендует мирянам самостоятельно применять подобные «художества», поскольку у них, в отличие от монашествующих (к сожалению, далеко не всех), обычно нет практики ежедневного откровения помыслов старцу и, соответственно,никто не «держит руку на пульсе» их молитвенного делания. И в этом случае человек может причинить вред своему душевному и физическому здоровью. При том, что дело не в молитве или молитвенных способах, а в том, что ищущий легко увлекается и сбивается на ложный путь, ибо духовные очи его слепы, опыта нет, а враг всегда рядом. В книге архиепископа Антония об этом подробно говорится, перечитайте эти места.
6. Нетерпеливость это, опять же, происки врага, который представляет совершенно неотложные дела, а порой подсовывает такие захватывающие мысли, которых в другое время отнюдь не бывает. Бывает, что во время молитвы, вдруг, приходит понимание, как сделать то-то или тот-то из мирских дел, причем раньше это сделать никак не удавалось. Борьба со всем этим такая же, как и с остальными вражьими прилогами.
Такая же спешка может напасть и во время чтения утренних или вечерних молитв или других молитвословий. Тут же надо одернуть себя и начать читать или молиться настолько медленно, насколько это возможно без потери смысла и строя молитв. Враг быстро отойдет и молитва уже будет идти в спокойном ритме. Даже наоборот, от медленного чтения или моления начнет происходить внутреннее благое умиротворение. Спешное же окончание правила это не молитва, это пустое. Важно не количество, а качество. Должно помнить, что Вы не норму по забивке свай выполняете,а молитесь ‒ предстоите пред Живым Богом и собеседуете с Ним. Возможно ли это делать для проформы?
7. И снова слышится Ваше «могу потерять». Не можем мы ничего потерять, поскольку у нас нет ничего своего, кроме грехов. Боритесь с маловерием, просите Господа умножить Вашу веру. Кто доверил себя Господу, тот ничего и никого не боится, ибо знает, что Бог благ и все,что Он подает чаду Своему, подается исключительно во благо и для спасения.
Бог Вам в помощь!
Tags: имяславие, молитва, новый патерик, пустынник
Subscribe

  • Харисма власти...

    Оригинал взят у kalakazo в Харисма власти... Второй этап церковного служения у Лидии Александровны Мейер начался, когда ей было уже под…

  • Ради Меня и Евангелия...

    ...Постоянно читая у евангелистов ответ Иисуса Христа на вопрос апостолов о том, что же получат они за их следование за Ним, совершенно ясно видишь…

  • (no subject)

    Различие мировоззрений Л.А. и м.Екатерины я почувствовала вскоре, что говорят, "на своей шкуре", явившись в Сергиев Посад как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments