ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

Первопроходцы

Воспоминания о первых годах возрождения Валаамской обители
1989–1990-е годы

Продолжение. Начало см. здесь.


Валаамские подвижники

Игумен Дамаскин (Кононов) – это замечательный подвижник. О нем надо сказать особо. Он пришел на Валаам из Тверской епархии. Духовником у него был иеросхимонах Евфимий (Ужтовский, † 1829), который был учеником старцев, приехавших в Россию из Нямецкого монастыря от Преподобного Паисия Величковского и подвизавшихся в то время (с 1811 года) в скиту Всех Святых Валаамского монастыря – схимонаха Феодора и иеросхимонаха Клеопы и их ученика и сподвижника иеросхимонаха Льва (будущего старца Оптинского). Они научили отца Евфимия умному деланию, хранению ума, Иисусовой молитве, а тот, в свою очередь, восприняв это учение, воспитал валаамского светильника игумена Дамаскина. Отец Дамаскин, преуспев в молитве Иисусовой, удалился во Всехсвятский скит, где жил семь лет, а потом подвизался в пустынническом уединении в келье на Коневских озерах. Часто он испытывал страхования, видел, как из озер выходят какие-то чудовища – приходилось обороняться Иисусовой молитвой, постом, поклонами... По благословению святителя Игнатия (Брянчанинова) отца Дамаскина рукоположили в Санкт-Петербурге в иеромонахи, он был назначен игуменом Валаамского монастыря и оставался игуменом в течение 40 лет – с 1839 года по 1881 год – до самой своей кончины, последовавшей 23 января.
При игумене Дамаскине монашеская жизнь на Валааме процвела. Он заботился и о внешнем устроении, особенно об укреплении скитов, при нем было построено много часовен. На Дивном острове воздвигли большой шестиметровый поклонный крест, и в других местах воздвигали поклонные кресты. Сам пройдя все степени монашеского жития, он учил братию молитве Иисусовой, правильным подвигам, правильному внутреннему устроению.
Игуменская келья находилась в западной части внутреннего каре. В годы запустения местные жители часто видели, как какой-то монах ходит по монастырю, и по описанию это был игумен Дамаскин…
Похоронен он на игуменском кладбище. Игуменское кладбище находится в километре от монастыря, на восток. Там есть храм в честь Всех святых, в подвиге иноческом просиявших – за неделю до Великого Поста, в субботу Сырной седмицы, совершается им празднование. Храм сейчас восстановлен, там совершаются службы.
Ниже находится Братское кладбище. А если пройти еще дальше – там находилась келья схимонаха Николая (Смелова, † 1824). Это был инок святой жизни, пустынник, ученик игумена Назария. Во время своего паломничества на Валаам его посетил Император Александр I и беседовал с ним в его келье… Мы искали его мощи, но, к сожалению, кладоискатели опередили нас. Нашли только часть лобовой кости, куколь и параманный крест. Мы сделали ковчег и бережно хранили эти мощи, которые тоже благоухали. Над его могилой теперь устроена сень. Схимонах Николай почитается как местночтимый святой. Игумен Андроник готовил его прославление. Он говорил, что на Валааме более ста человек можно прославить в лике святых. Когда приезжал на Валаам отец Кирилл, он побывал на Старом кладбище, что рядом с монастырем, и говорил, что здесь любую могилу можно открыть – и найдешь святые мощи. Много святых подвижников просияло на Валааме. На Старом кладбище покоятся схимонах Агапий – делатель молитвы Иисусовой, схимонах Никита, многие другие отцы, просиявшие в иноческом подвиге. А на кладбище в скиту Всех Святых, у восточной стены алтаря, похоронен иеросхимонах Клеопа (Антонов) – один из тех старцев, которые принесли в Россию мощную духовную струю с Афона, через преподобного Паисия Величковского. Это был великий подвижник, у него был большой помянник, он постоянно читал Лествицу, говорил, что эта книга должна быть настольной после Евангелия.
Иеросхимонах Клеопа преставился на Валааме и похоронен на Всехсвятском скиту, где подвизался (†19 мая 1816 г.), а иеросхимонах Лев и схимонах Феодор, прожив на Валааме шесть лет, ушли в Александро-Свирский монастырь, где схимонах Феодор почил, а иеросхимонах Лев перешел в Левобережскую, а потом в Оптину пустынь.
В конце XIX века на Всехсвятском скиту хоронили одного почившего брата, и когда копали могилу, сбоку, из соседней могилы, выпал череп – чистый, темного воскового цвета. По всему скиту распространилось благоухание. Скитской старец иеросхимонах Алексий (Блинов) сказал, что это череп иеросхимонаха Клеопы. Отслужили панихиду и возложили главу на место. Так мощи его и находятся на кладбище Всехсвятского скита по сей день.
Так просияли отцы – через послушание, смирение, отсечение своей воли, через молитву Иисусову, через умное делание.

Старцы – основатели Нового Валаама

В 1939 году, в связи с началом советско-финской войны, валаамская братия была эвакуирована в восточную Финляндию и там основала Ново-Валаамскую Преображенскую обитель. Интересно отметить, что новая обитель расположилась в усадьбе Папинниеме в местечке Хяйнавеси, где в одном из зданий была найдена икона преподобных Сергия и Германа Валаамских. Братия привезли с собой иконы со старого Валаама, а также церковную утварь. После войны Ново-Валаамская обитель была включена в юрисдикцию Русской Православной Церкви. А когда в 1957 году монастырь был передан Финляндской архиепископии, часть братии по благословению переехала в Псково-Печерский монастырь. Таковых было семь иноков – схиигумен Лука (Земсков), игумен Геннадий, иеросхимонах Михаил (Питкевич), иеромонах Иоанн (в схиме Лавр), монах Борис (Монахов, в схиме Николай), монах Сергий, и монах Гурий (Соколов, в схиме Герман).
Иеросхимонах Михаил до закрытия Валаамской обители подвизался в Гефсиманском скиту, находящемся в четырех километрах от монастыря. Он каждый день служил литургию – молитвенник, подвижник.
Схиигумен Лука нес послушание гостинника. Паломники отзывались о нем как о человеке очень любвеобильном, он всех встречал с любовью, помогал, утешал, имел дар утешения. Он был духовным наставником отца Павла (Груздева). Отец Павел подарил нам напрестольное Евангелие, которое мы потом употребляли при богослужении. Может быть, оно ему досталось от отца Луки…
Схимонах Николай был великим молитвенником. С детства у него были больные глаза. Когда он учился в школе, как-то дети баловались и втолкнули его в пустую комнату, и он увидел там в каждом окне по громадному бесу. Мальчик сильно перепугался, и с этого времени у него повредились глаза. Но это было, видимо, промыслительно, потому что у него были отверсты внутренние глаза, и многое было ему открыто. Когда в 1920-е годы на Валааме стали вводить новый стиль, отец Николай молился перед иконой Божией Матери, и в видении ему было указано, что переходить на новый стиль нельзя. Отец Кенсорин, его келейник в Псково-Печерском монастыре, рассказывал, что старец особенно любил ночную молитву. С 11 часов садился в кресло и всю ночь до 5 часов утра молился. Говорил, что Господь любит ночную молитву. Во время молитвы небесный свет озарял келью старца. От него исходила особая любовь и теплота молитвы, и это передавалось тем, кто находился рядом с ним. Отец Кенсорин говорил, что, живя рядом со старцем, он постоянно испытывал неизреченную радость.
Один из духовных чад отца Кирилла рассказывал, как он приезжал в Печоры и еще застал этих старцев. Он удивлялся тому, какие они великие подвижники, рассказывал: «Я еще только зашел, в коридоре нахожусь, а отец Николай уже называет меня по имени, приглашает войти, и то, что я намеревался спросить, уже знал заранее – я не успевал задать вопрос, как он уже отвечал». Он тогда был уже немощен.
Эти три отца просияли в молитвенном подвиге еще на старом Валааме и в Псково-Печерском монастыре. Иеросхимонах Михаил преставился в 1962 году, схиигумен Лука – в 1968. Схимонах Николай – в 1969.
Окончание следует.
Tags: Валаам, молитва, о. Геронтий, подвижники наших дней, прошлое
Subscribe

  • О поиске внешних путей

    ...можно сказать следующее: Господь спасает нас Своей милостью, но не без нашего участия. В этом-то и проявляется синергия Божественной воли и воли…

  • Погоня за розовыми облаками

    ...Пока откровением помыслов не начнет очищаться душа, сердце и ум, никакой молитвы не будет. Будет одна иллюзия и погоня за розовыми облаками.…

  • Вечная память

    Прошлой зимой погиб в горах монах Исаакий. На днях его похоронили на Псху, в скиту Решеве, где он и жил один. Нашли рыбаки на берегу Бзыби. По всей…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments