Бесы – не персонажи иконографии или притч. Они – реальность, которая находится рядом с нами, и действие их на душу очень значительно. Бесы, как пауки, держат душу невнимательного и ленивого человека в паутине, связывающей душу и тленную плоть, выпивают ее жизненную силу и к старости оставляют сухую пустую оболочку того, что раньше казалось человеком.
Блудные мысли означают то, что рядом стоит и держит душу человека блудный бес. Осуждение обозначает двойной плен духа тщеславия и гордости. А само осуждение – есть уничтожение любви, присвоение себе судов Божиих и плен злобы. Мы думаем, что уныние – это разновидность усталости, а Лествичник опытным путем пришел к открытию того, что это один симптомов богооставленности и болезненной любви к себе. Нам кажется, что чревоугодие – это просто желание покушать, а святой утверждает, что это результат утраты радости жизни в духе, действия самолюбия и нечистых движений тела. И так далее святой разбирает по косточкам всего человека и наиболее характерные болезни духа.
Исследования преподобного Иоанна – не простое наблюдение за грехом или бесами, а открытие нам природы и пространства духовного мира. Очень важно увидеть с помощью святых реальный мир и реальное положение в нем нашей души...