ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Categories:

Душа в горах. Ч. 1

Все по прядку с фотографиями...

Христианское подвижничество в горной долине Псху в Абхазии
Встречи, беседы, предания[1]


Псху
Пора, давно уже пора
Пройти неведомыми странами!
Вновь невесомая гора
Плывет над белыми туманами...

И не поверить не могу
В твои легенды небывалые,
Заночевав на берегу,
На зори глядя темно-алые...

Иеромонах Симон. Май 1993 г.

Название «Псху» объясняют по-разному. Согласно одной из версий, оно переводится как «душа в горах» («Ψυχή» – по-гречески «душа», «ху» – по-абхазски «гора»). В духовной, подвижнически-христианской или, скажем так, духовно-романтической, проекции это название может пониматься как пребывание души человеческой горе́, в вышних сферах, в области Божественного присутствия… Удивительное и таинственное название, как, впрочем, и само это место…
В первые послереволюционные годы ходил некий человек Божий – провидец, и, собрав по России группу людей, привел их на Псху [2]. Он сказал, что это место, удаленное от всех мирских дорог, станет избранным местом Божиим, где до конца будет исповедоваться вера Православная, где христиане будут спасаться. Здесь будет храм. Антихрист доберется сюда в самый последний момент. Он говорил, что тем, кто пришел сюда, надо оставаться в этом месте. Впоследствии этот таинственный старец явился в тюрьме арестованным монахам, а потом исчез.
Эту историю рассказала одна монахиня, которая жила в то время и сама была сему свидетельницей. Она говорила, что старца этого узнали, увидев в Сухумском соборе фреску святого апостола Иоанна Богослова. А люди, кого он привел, – были реальные люди, часть из них осталась на Псху. Судьбы их сложились по-разному...
  1 Рица   1 Перевал Анчхо 2

Дорога на Псху. Озеро Рица. Перевал Анчхо

С тех пор, а может быть и раньше, это место, защищенное от магистральных путей цивилизации труднопроходимыми хребтами, носит на себе печать эсхатологических предвидений и предчувствий. Возможно, в промысле Божием ему действительно отведена особая роль в последних событиях христианской истории – оно озарено закатным светом этого мира.
Местные подвижники уверены: никто не может оказаться здесь без благословения Божия. Приехать, конечно, может, но остаться – нет. Остаются только особые избранники, приводимые сюда невидимой рукой Промысла Божия, снискавшие особое благоволение Матери Божией – Небесной Покровительницы Иверской земли.
А тех, кто остался, ждет жизнь суровая, каждодневный труд, молитва многотрудная, духовная брань, очевидная приклоненность Небес, непрестающая милость Царицы Небесной и небожителей… Старец схиархимандрит Иона Одесский, некоторое время подвизавшийся здесь, говорил, что это особое место, где постоянно пребывает благодать Святаго Духа.
Здесь чудеса – осязаемая реальность. К ним привыкаешь и перестаешь воспринимать как что-то необычное – в этом еще одно свидетельство близости горнего мира, близости Спасителя. Потому что там, где Христос, – там чудеса естественны…
Мне не довелось войти в число таких избранников. Однако посчастливилось прожить на Псху целую зиму, почти полгода. Казалось, будто невидимая рука, простертая с неба, изъяв из обыденности, поместила в принципиально иной мiр, который должен был стать для меня и чревом китовым, и огненной печью вавилонской… Понять это невозможно не пережив, – опыт удивительный, дорого стоящий…


Перевал Анчхо   Вид с перевала на долину Псху

Перевал Анчхо. Вид с перевала на долину Псху

дорога на Псху   Псху с Серебряной горы (К)

Дорога на Псху.  Вид на селение Псху с горы Серебряной

Этот наш рассказ – не о том, точнее, не только о том. Здесь помещены предания и свидетельства, достоверные истории и легенды, связанные с этим местом, – те крупицы, которые удалось собрать по пути и по следам…

_MG_7222   P1010991

Дорога на Псху

Сюжет повторяется – как в том предании, рассказанном вначале. На Псху приходят: переселенцы из разных концов России, иноки разоренной Новоафонской обители, благочестивые трудники, желающие построить в этом месте храм на месте разрушенного или сгоревшего, монахи, ищущие уединения…
Авиарейс Москва–Адлер. Пересекаем плотный облачный слой – и оказываемся в пространстве, обильно озаренном солнцем. Сияющая белизна облаков внизу, чистейшей голубизны небесный свод – вверху… Этот образ вспомнился, когда в первые дни пребывания на Псху Господь дал испытать чистоту и свободу от помыслов, увидеть ясность мысленного неба. Будто пройден облачный слой, и ты оказываешься в пространстве, залитом светом. Тяжелые и гнетущие облака помыслов – далеко внизу, вверху – ясный мысленный небосвод, душа испытывает свободу и легкость. Увы, это продолжалось недолго… Да, все не просто, и этот опыт не случаен. Так бывает. Господь дает попробовать, прикоснуться, чтобы возжелать и устремиться…

о.Александр P1020038

[1] При составлении статьи использованы диктофонные записи, сделанные на Псху, в Сухуме и в Москве, а также автобиографическая повесть С.Г. Гончарова «Сакральная Абхазия» (рукопись).
[2] Эту историю поведал священник Александр Коблов. В 1990-е годы он был председателем общины первого строящегося храма на Псху (см. ниже его воспоминания). В настоящее время – священник Московского подворья Валаамского монастыря.

Псху
Краткая историко-статистическая справка

Долина Псху расположена в Абхазии, между Главным Кавказским и Бзыбским хребтами. Одноименное ей село находится на высоте от 650 до 800 м над уровнем моря (с учетом рельефа) на левом берегу реки Баул, недалеко от её впадения в реку Бзыбь. В окрестностях села по всей долине расположено множество хуторов. В середине XIX века в селении было 500–600 дворов.
Абхазия – часть Иверии, которая, по древнему благочестивому преданию, является первым уделом Пресвятой Богородицы. Христианство распространилось здесь начиная с апостольских времен. Первыми просветителями Иверии были святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит – брат Господень, оставшийся в Абхазии для проповеди Евангелия. Апостол подвизался в пещере в ущелье реки Псыртсхи и подвергался гонениям. В конце концов принял мученический венец и был погребен вблизи своей пещеры на берегу реки Псыртсхи в 20 верстах от Сухума.
В XV веке Абхазия оказалась в подчинении Турции, основная часть населения приняла мусульманство. В 1810 году владетельный абхазский князь из рода Шервашидзе (Чачба) Сефир-бей добровольно принял подданство России и Православную веру.
Абхазское население Псху (при содействии владетеля Абхазии Михаила Шервашидзе (Чачба)) принесло присягу на верность русскому Царю лишь спустя тридцать лет – в 1840 году. В течение последующих лет здесь неоднократно вспыхивали восстания непокорных, и со стороны властей предпринимались попытки их усмирения. Окончилось это выселением в начале 1860-х годов около 4 тысяч человек из Псху в Турцию.
В 1879 году наместник Кавказа Великий князь Михаил Николаевич издал указ о заселении пустующих земель на льготных условиях. Постепенно долина Псху стала заселяться переселенцами [1].

2 село 1   2 село 2

Село Псху зимой

2 село   P4162252

Вид на окрестные горы

Местный старожил Александр Новиков рассказывает (его мама, родившаяся в начале XX века, еще помнила этих переселенцев):
«Шли сюда со всей России люди подготовленные, которые сами могли себя обеспечить. Шли семьями – с детьми, с пожитками – через Сухумский перевал – самый низкий… Строго следили за тем, чтобы среди переселенцев не было судимых… Тем, кто издалека – из Белоруссии, с Украины, – по 300 рублей подъемных давали и оружие (типа винтовки) (тогда 25–30 рублей корова стоила)… Прибывшим на Псху давали льготы – от военной службы освобождали, не было никаких налогов. Жилья никакого здесь уже не было, и полян почти не осталось. Рос молодой лес – высекали лес и селились. До зимы нужно было обустроиться и огород посадить – чтобы продукты были на зиму. Те, кто на следующий год пришел, уже могли купить у первых переселенцев семена и другое необходимое, им уже легче было…»

IMG_0061         долина Псху (191)

Гора Серебряная. Пустынническая келья

После революции в селе располагалось отделение прибрежного колхоза «1 мая»; занимались скотоводством, пчеловодством, огородничеством. В 1960-е годы геологами была построена малая гидроэлектростанция, которая обеспечивает село электроэнергией до сего дня.
В селе есть аэродром с травяным покрытием. Зимой попасть сюда можно только вертолетом. В остальное время года летает самолет Ан-2.

2 Бзыбь   2 Баул у впадения в Бзыбь Келья

Река Бзыбь. Приток Бзыби Баул у впадения в Бзыбь. Пустынническая келья

2 самолет   2 вертолет

Самолет. Вертолет

2 в Сухум   2 мост через Бзыбь на хутор Серебряный

В Сухум... Мост через Бзыбь по дороге на хутор Серебряный

2 Ридза кладбище   2 Ридза Маша и Тимур

Ридза, кладбище.   Ридза: Маша и Тимур

Регулярного расписания нет. Имеется грунтовая дорога через перевал Анчхо (2040 м над уровнем моря) и тропы через Гудаутский перевал и перевал Доу (Сухумский).
В 1942 году Псху было на восемь дней оккупировано немецко-фашистскими захватчиками. Это единственный населенный пункт Абхазии, куда вошли немцы…
Первые монашеские общины возникли на Псху, по всей видимости, еще при Сухумском епископе Андрее (князе Александре Алексеевиче Ухтомском, 1872–1937) [2]. Во время своего епископства (с декабря 1911 года по декабрь 1913 года) он сам побывал на Псху [3].
Незадолго до революции на Псху поселились монахи, изгнанные в 1913 году с Афона за исповедание «имяславия». Светский автор И. Половнев называет их общину «черносотенной воинствующей сектой» [4  ]. В 1924 году монашескую общину на Псху пополнили иноки расформированного Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря – более ста человек. Они обосновались в селении и по всей долине, основав пустынные скиты и кельи...
Новая волна прибывших на Псху связана с коллективизацией и усилением репрессий. В 1928–1930 годах в долину прибыло 214 человек, из них 188 монашествующих, остальные советским автором оценивались как «кулаки». К 1930 году на Псху, по официальным данным, было 100 монахов, 12 священников, около 12 молитвенных домов. Скиты и кельи были разбросаны по всей долине. За зиму 1929–1930 годов на Псху обновилось около 12 икон [5]. В народе распространилась легенда, что «есть долина Псху, где нет советской власти» [6].

[1] См.: Половинкин С.М. Имяславцы Кавказа // Восточнохристианская цивилизация и проблемы межрегионального взаимодействия. М., 2004. С. 324–335.
[2] В 1851 г. в Абхазии были учреждены духовная миссия и архиерейская кафедра, состоявшие в ведении Св. Синода через посредство Кавказского экзархата. (Тарнава М.И. Краткий очерк истории Абхазской церкви. Сухум, 1917).
[3] Половинкин С.М. Имяславцы Кавказа …
[4] Половнев И. Страна Псху. Очерки. Сухум, 1931. С. 62. Цит. по: Половинкин С.М. Имяславцы Кавказа...
[5] Половнев И. Страна Псху. Очерки. С. 46.
[6] Там же. С. 64.

Продолжение следует.
Tags: Абхазия, Душа в горах, Псху, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments