ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Categories:

Душа в горах. Ч. 6

Продолжение. Начало здесь.
Первый храм (1990-е годы)
Рассказ священника Александра Коблова


До революции в селении был православный храм, разрушенный в годы советской власти – осталось только место храма, которое помнили старожилы. В 1990-е началось строительство нового храма.
В самом начале 1990-годов я приехал на Псху под впечатлением рассказов матушки Ольги – старицы из Сухума [1]. У меня появилась мысль построить в этом очень удаленном высокогорном селе церковь. Местные жители откликнулись, составилась община, которая называлась «Община храма Пресвятой Троицы». Храм строили немного ближе к речке, чем настоящий храм – там, где сейчас стоит поклонный крест, на месте когда-то находившегося там дома культуры. Храм был построен, там служились литургии милостию Божией. Но служить пришлось недолго – этот храм сгорел.

о.Александр 1

Отец Александр. Псху

Строился он семь лет, как и было предсказано, – с 1991 по 1998 год.
В селении были верующие люди, которым Господь открывал Свои судьбы. Одной кроткой пожилой верующей женщине было откровение – видит она семь коров на том месте, где мы думали строить храм – по аналогии с тем откровением, которое было в Ветхом Завете фараону в истории Иосифа Прекрасного (см.: Быт. гл. 41). Для нас это было удивительно – неужели семь лет придется его строить? Но так и получилось. Почему? Потому что все надо было привозить из Москвы, все абсолютно – начиная с продуктов питания и одежды для строителей, все стройматериалы, кроме дерева. И Господь нам помогал. Находились благодетели, которые жертвовали нам и крупы, и другие необходимые продукты питания, одежду. Все это мы грузили на военно-транспортную авиацию, по разрешению в Москве начальника военно-транспортной авиации для строительства храма села Псху все это перевозилось военными в аэропорт Гудауты – Бамбора – тогда там еще стояли советские войска. А из Бамборы все это переносилось нашими военными вертолетами на Псху. После войны (1992–93 гг.) некоторое время все это продолжалось, потом такая возможность прекратилась, и перевозили уже автомашинами. У нас был грузовик, которым мы доставляли все грузы через перевал. Вот так строился тот первый храм – семь лет…

Домовой храм Домовой храм зима 2012

Домовой храм. Зима 2012 г.

  7 Богослужение в домовом храме (К)

Богослужение в домовом храме. 2000 г. (примерно)

А пока строился храм, в моем доме на Псху устроили домовую Троицкую церковь [2], я там прописался еще до войны (хотя прежде был коренным жителем Москвы). К устроению домовой церкви приложил немало сил многим известный протоиерей Василий Швец [3]. Он был в это время и духовным наставником для жителей Псху. В первый раз приехав сюда со мною на несколько недель, он отслужил за это время десять Литургий. А на будущий год он отслужил одиннадцать Литургий. Таким образом, отец Василий отслужил на Псху двадцать одну Литургию. И духовно поднял село. Он зажигательно, вдохновляюще говорил о том, как было бы хорошо, если бы в селе был воздвигнут храм и восстановлено то, что было раньше. Ведь за советские годы многие отвыкли от мысли, что в селе может стоять храм.
Рассказывает р.Б. Лидия, жительница Псху:
«Отец Василий Швец начинал здесь служить. Тогда никакого иконостаса не было, сделали завесу из ткани, и так он служил. Отец Василий и венчал нас… Начал служить еще до войны, а потом и во время войны сюда приезжал. А отец Александр во время войны доставлял нам продукты, одежду, обувь из Москвы – брал военный самолет, доставлял все в Гудауту, а из Гудауты вертолетом сюда. Война шла два года, а мы были здесь оторваны от всего. Но, как старцы говорили, что на Псху будут белые булки лететь, так они летят и до сих пор. Причем только белые – мы других тут не видим. Господь нас не оставил. Хотя мы и не такие уже бедные, у каждого хозяйство, что вырастишь, то и твое. Вот я прожила тут всю жизнь. Мы роскошно не живем, что есть – слава Богу, за все благодарим».
Мы зарегистрировали общину в 1991 году. Благословение на это нам дал митрополит Сухумский Давид (Чкадуа, 1983–1992). Он с большим уважением принял приехавшего к нему со мною протоиерея Василия Швеца, дал разрешение на создание Православной общины, утвердил подготовленный нами Устав общины, а меня, после избрания в селе, утвердил ее секретарем. Община состояла из местных жителей, кроме меня – секретаря, и некоторых моих помощников, кто со мной приезжали. Председателем общины был избран всеми уважаемый житель Псху Василий Ананьевич Шишин. Он до сих пор здравствует, слава Богу и обладает авторитетом в селе. Его ближайшим помощником был Василий Николаевич Семененко, тоже очень уважаемый в селе человек – в годы советской власти он был бригадиром колхоза (в селе была организована бригада колхоза «1 мая», расположенного на побережье). Ему потом пришлось уехать из села, и он поселился в Адыгее. Его дом всегда был гостеприимным, там мы часто собирались. Сейчас в нем община сестер матушки Серафимы.

7 Первый храм 2 (К)   7 Первый храм 1 (К)

Строительство нового (первого) храма

Первый храм сгорел в 2000 году по неизвестной причине. Ходят слухи, что его поджег житель Псху. Но неизвестно, насколько это достоверно.
На месте первой, дореволюционной, церкви в 1930-е годы построили пекарню, а ее алтарь оказался на дороге – это место благочестивые христиане обходят. А мы возводили Троицкую церковь на месте сгоревшего дома культуры, немного в стороне от этого места.
– Почему появилась идея построить храм именно на Псху?
– После того, как я побывал на Псху по благословению матушки Ольги, поехал за благословением к известному старцу протоиерею Николаю на остров Залит на Псковском озере. Он предсказал строительство храма и благословил меня.
Кроме того, Псху – это единственное русское село в горах, это такое укромное обжитое место, куда трудно добраться, это место, где подвизались Ново-Афонские монахи, где они на некоторое время укрылись от гонений. Это место тесно связано с подвижнической жизнью многих монашествующих и мирян – спасающихся. Поэтому мы хотели восстановить хотя бы церковь в центре села, где она когда-то стояла…
В конце 1960-х годов на Псху жил старец Иона Одесский [4], он запомнил это место. В конце 1980-х годов искали в Абхазии место для скита братия Троице-Сергиевой Лавры иеромонах Симон и архимандрит Панкратий. Они поднялись сначала на Келасури, затем побывали на Амткеле, в других местах, и в конце концов избрали себе уединенное местечко на Псху – сначала на Битаге, затем – хутор Решева.
Также на это место указывал и афонский старец иеросхимонах Иероним (Соломенцев) [5], духовник Русского Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон, благословивший в 1875 году афонских монахов в Абхазию найти место для будущего монастыря (впоследствии – Ново-Афонский монастырь). Он еще тогда своим посланцам говорил, что где-то в горах есть особое удаленное место Псху, которое тоже надо бы иметь в виду для целей будущей обители. Затем на это место указывали старцы Глинские, долгое время жившие в Сухуме. В Сухуме у матушки Ольги бывали и отец Наум, и отец Кирилл из Троице-Сергиевой Лавры, и отец Иоанн из Псково-Печерского монастыря. Это место в 1970–1980-е годы было под пристальным вниманием монашествующих и священнослужителей.

о.Александр, о. Иоанн, архитектор С.Гончаров с сетрами м.Серафимы

– Сейчас такое впечатление, что после всего сказанного Псху переживает период духовного оскудения – все разъехались…
– Да, многие прежние насельники оставили Псху… Долгое время на Псху подвизался сподвижник отца Симона иеромонах Серафим (Ковалев), но и он сейчас уехал на Афон… Но появляются новые…

[1] Матушка Ольга Мищенко (в схиме Виталия, † 21 октября 2012 г.) В ее доме в Сухуме на ул. Казбеги (ныне Черкесская) в 1980–2000-е годы останавливались многие старцы, архиереи, священнослужители, простые паломники. Многих благодаря матушке пришли к вере, утвердились в Православии.
[2] Она и в настоящее время существует, и в ней совершаются богослужения.
[3] Известный старец, молитвенник. Род. в 1913 г. Последние годы жил в Псковских Печорах. † 11 марта 2011 г.
[4] Схиархимандрит Иона (Игнатенко), † 18 декабря 2012 г.  Отец Иона подвизался на Псху полгода, проходя опыт углубленной Иисусовой молитвы под руководством старца, который жил в скрытом месте близ хутора Санчар.
[5] Годы жизни: 1802–1885.

Продолжение следует.
Tags: Абхазия, Душа в горах, Псху, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments