ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

Душа в горах. Ч. 7

Продолжение. Начало здесь.

Второй храм (с 2007 года и до сего дня)

Отец Александр продолжает:
Через несколько лет после того как сгорела первая церковь, схиархимандрит Иона (Игнатенко) послал свою духовную дочь Наталью, чтобы построить на Псху новый храм. Старцу было открыто, что Наталья сможет при Божьем содействии поднять этот труд –величайший, тяжелейший. Нужно было постоянно искать средства, возить все необходимое для стройки с Украины, через две границы, а кое-что и из России. Часто на границах не пропускали. Приходилось претерпевать очень много искушений. Местные жители в строительстве этого храма не участвовали, будучи под впечатлением о первом сгоревшем храме, в который они вложили душу. Рабочих приходилось везти за тридевять земель…
Наталья рассказывала, что, бывало, они больше недели стояли на границе, а их не пропускали. Матушка Ольга о них молилась, и Господь помогал, их в итоге пропускали, несмотря на все предписания, которые были на границе. А потом матушка Ольга каждому из рабочих рассказывала, кто что думал, как печалился на свою судьбу, как хотел убежать… По молитвам матушки очень много было сделано в этом храме.
– Действительно, этот храм выглядит как чудо света для Псху…
– Не только для Псху, но и для всей Абхазии, он большой, красивый и прекрасной архитектуры. Архитектор этого храма Сергий Гончаров был также автором архитектурного проекта и нашего первого храма.
– Есть пророчество, что на Псху будет монастырь…
– Да, женский монастырь… Еще говорят, что будет монастырь где-то под Святой горой (близ хутора Санчар, в 5 км от селения)...

архим. Иона Одесский 9-3 м.Ольга   8 второй храм

Архимандрит Иона (Игнатенко).  Матушка Ольга.  "Второй" храм. 2015 г.

Наталья всегда была активным человеком, но после того, как познакомилась со старцем Ионой, жизнь ее переменилась. По молитвам старца Господь исцелил ее недуги, и она стала его верной послушницей. Однажды (было это в 2007 году) отец Иона благословил Наталью строить храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в высокогорном селении Псху в Абхазии. Наталья удивилась и испугалась поначалу: «Может быть, мне нужно помогать в строительстве, привозить что-то? Ведь я не строитель…» Но старец ответил, что именно ей предстоит руководить строительством храма: «Такова воля Божия». «Воля Божия не обсуждается», – и Наталья, положившись на волю Божию и молитву старца, поехала в Абхазию строить храм.
Каждая поездка на Псху на грузовике, да и на простом «внедорожнике» – экстремальна и наполнена риском. Недаром местные говорят: «Кто в горах не побывал, тот Богу не молился». Сидя за рулем пожертвованного благодетелем внедорожника – советской модификации УАЗа – и созерцая суровые пейзажи, она часто испытывала сомнения: «За что я взялась, смогу ли я в этих труднодоступных и скрытых от цивилизации местах что-нибудь построить?» Проезжая через перевал, который всего лишь несколько месяцев в году открыт от снега, она с восторгом созерцала ослепительно белые вершины скал, покрытых снегом, бурные потоки горных рек, обвалы, пропасти и… останки упавших туда машин... Приехав в затерянный в горах поселок, она узнала о том, что среди местных жителей бытует поверье, из-за которого они не желают строить храм. А дело вот в чем. Согласно преданию, именно здесь будет построен храм, в котором будет отслужена последняя на земле Литургия, после чего наступит конец света. Некоторые местные жители расценили это по-своему и решили предотвратить грядущий конец света затяжкой в строительстве храма.

Псху2012год фото Токарева А (720)   Псху2012год фото Токарева А (789)

2012 г.

Матушка Ольга посоветовала Наталье идти в Сухуме к управляющему епархиальным советом Сухумо-Абхазской епархии иерею Виссариону (Ааплиа). Старица сказала, что просить надо будет три раза. И действительно, третьей просьбе отец Виссарион внял, сказав, что нужно найти то место, куда упал крест прежнего сгоревшего храма. Это место и будет местом строительства нового храма. И даже обещал сам прилететь на вертолете освящать место будущего храма.

храм 1     13 сент 2014

13 сентября 2014 г.

Вскоре был найден упавший и сохранившийся крест, который и указал место будущего храма. Началось строительство. Первыми помощниками в строительстве стали монахи-пустынники, затем на Псху стали приезжать желающие потрудиться во славу Божию. Местные власти разрешили вырубить необходимый для строительства лес. Проект храма, по просьбе отца Александра Коблова, выполнил во славу Божию архитектор Сергей Григорьевич Гончаров.
Ему не раз, в плане авторского надзора за строительством, приходилось приезжать на Псху. Вот как передает он свои впечатления о селе:
«…Хлюпая по размокшему снегу, пересекаем взлетное поле небольшого аэродрома села Псху и идем по ухабистой и каменистой улице села в скит. Протекающий вдоль улицы ручей с названием Ахей вторит своим журчанием пению птиц. Несколько коров равнодушно взирают на прибывших из столицы гостей. Группа свиней, мирно и довольно похрюкивая, роется в поисках желудей под раскидистым дубом. Ограда дворов, в основном, необходимая для защиты от животных, выполнена из расколотых вдоль ствола щеп толщиной в руку. Большинство глинобитных домов покрыты деревянной дранкой, но есть и относительно хорошие дома, выполненные из дерева и покрытые металлом.

храм 11 сент. 2015   13 сент 2014 крест

2015 г.

Население села Псху уникально для Абхазии. Тут живут преимущественно славяне – высокие голубоглазые блондины. Во времена русско-турецкой войны позапрошлого века абхазы ушли отсюда. В то время старались заселять и укреплять окраины империи, поэтому новым поселенцам предоставлялись налоговые льготы, многим давали подъемные. Вот и поехали сюда жители России, Белоруссии, Украины, Эстонии. Появились кубанские казаки.
По причине отдаленности от мировой суеты облюбовали это место и монахи. В окрестных горах много скитов и келий отшельников. Село живет очень обособленно, на всем своем, натуральное хозяйство. Единственная автодорога, на север, через перевал Анчхо, с выходом на Рицинскую трассу, доступна только полноприводным автомобилям. Множество бродов на ней ограничивают дорогу сюда джипам двумя-тремя месяцами в году, а грузовикам – четырьмя-пятью.
Кроме самого села, имеется множество хуторов, летников, балаганов и пасек, разбросанных по склонам и долинам окрестных гор. Эти сооружения жители чаще всего называют простым словом «дача». В летнее время население деревни уменьшается вдвое. Очень хорошо развито животноводство, и, как следствие, производство мяса, масла, сыроварение. Кроме свиней все остальные животные летом пасутся вне села, высоко в горах на пастбищах.
Археологическими памятниками местность не особо богата. Прямо в селе, на заднем дворе небольшой церкви со звонницей, стоит маленький дольмен [1]. Есть дольмены недалеко от горы «Святая» и возле впадения Решевы в Бзыбь. Но найти их непросто, они разрушены и заросли деревьями, кустарниками и травой. Туристов тут нет, а местные жители совсем не интересуются кучами камней…»

    Престол 11 сент. 2015     IMG_0411

      IMG_0490   Престол 11 сент. 2015 крест.ход

11 сентября 2015 г. Престольный праздник

Ныне строительство храма подходит к своему завершению. Прекрасный резной иконостас для храма на Псху был сооружен в мастерских Задонского Богородице-Рождественского монастыря по благословлению митрополита Задонского Никона и на его пожертвования. Строители храма с благодарностью помнят и поминают Владыку, почитают его как своего благодетеля и молитвенника, как человека большой духовной жизни.

x20130702c01 Митрополит Липецкий и Задонский Никон

Прошлым летом была начата роспись фресками стен алтаря. Прекрасные иконы для храма выполнены в иконописных мастерских Глинской пустыни. Стоит вопрос об освящении храма.
Постепенно переменилось и отношение местных жителей к «одесситам» – строителям нового храма – от недоверия к доброжелательности: «Кроме строительных вопросов, – делится Наталья, – мне приходится быть и скорой помощью, и дедом морозом, и перевозчиком товаров. Местные жители – это также моя семья, где каждому нужно проявить внимание. Помню, как-то местные жители спросили меня: “А вы когда построите храм, уедете отсюда?” Тогда Михаил Шишин (сын Василия Ананьевича) вместо меня ответил: “Нет, мы ее от себя не отпустим”»…

Чудо в строящемся храме

Рассказывает р.Б. Наталья.
Стоя возле храма нашего, вдруг слышу пение доносящейся из него молитвы. Я начинаю подпевать. Мой спутник Борис спрашивает: «Что у вас сегодня богослужение, кто молится в храме?» – «Никого». – «Но вы слышите молитву?» – «Слышу, конечно, и сама подпеваю». А он говорит: «Так кто же там молится?» – С противоположной стороны храма подошли ребята из бригады, и тоже поинтересовались, откуда раздается такое прекрасное пение.
Мы зашли в храм, но там никого не оказалось, неземное пение проистекало из-под сводов храма. Вечером повторилось то же самое. Под куполом храма мы услышали уже более отчетливо и громко торжествующие звуки ангельского пения. В это время подъехал водитель Игорь, привезший песок, и наш монах Иоанн на тракторе. Бригада узбеков, работавшая там, подошла к нам с вопросом: «Что это в храме происходит, кто поет? Мы боимся».
Когда, вернувшись в Сухум, я спросила матушку Ольгу, что за невидимые певчие пели в храме, она сказала: «Это ангелы молились, ангелы пели». Что интересно, именно в этот день пришла в Абхазию Царица Небесная Своим чудотворным образом «Умиление». Так что видите, какие у нас необыкновенные чудеса происходят.

На Псху каждый год приезжает иеромонах Иоанн – бывший послушник матушки Ольги, а ныне известный всей Абхазии нейрохирург и настоятель храма в честь равноапостольных Константина и Елены в горной абхазской деревне Одиши. Здесь у него есть келья, где он проводит несколько недель в уединении и молитве.
Многие замечательные люди здесь – подвижники, труженики на ниве Православия – в свое время были послушниками матушки Ольги. И Наталья, и Сергий Гончаров, и другие участники строительства уверены, что именно ее молитвами и благословениями, как и старца Ионы Одесского, строится храм на Псху.
***
– А что же дальше? Исполнятся ли предсказания старцев о том, что этот затерянный среди гор мiр, станет центром монашества с монастырем, подворьями и скитами?
– Ну а что будет дальше, увидим, – отвечает отец Александр.
– Наше дело – трудиться, каждый на своем месте, – мудро замечает одна из трудниц, – исполняя волю Божию и тем самым стяжевая свое спасение. А все прочее устроит Своей милостию Господь.

[1] Дольмен – древнее погребальное или культовое сооружение, сложенное из больших камней.

Продолжение следует.
Tags: Абхазия, Душа в горах, Псху, фото
Subscribe

  • Маленькое приношение ко дню память свт. Филарета, митр. Московского

    История русского Синодального перевода Нового Завета Оглавление 1. Введение. Проблема перевода Священного Писания. 2. Русский перевод Нового Завета…

  • Архимандрит Серафим

    Завтра, 14 февраля по н./ст., память архимандрита Серафима (Климкова), в схиме Даниила (+ 1970). В свое время много о нем слышала и читала его писем,…

  • Еще одно письмо

    Дор[огой] и гор[ячо] люб[имый] Владыка! Продолжаем свое путешествие. Прощание смилым, дорогим Миценчеймом. Новые впечатления. Огромный готический…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Маленькое приношение ко дню память свт. Филарета, митр. Московского

    История русского Синодального перевода Нового Завета Оглавление 1. Введение. Проблема перевода Священного Писания. 2. Русский перевод Нового Завета…

  • Архимандрит Серафим

    Завтра, 14 февраля по н./ст., память архимандрита Серафима (Климкова), в схиме Даниила (+ 1970). В свое время много о нем слышала и читала его писем,…

  • Еще одно письмо

    Дор[огой] и гор[ячо] люб[имый] Владыка! Продолжаем свое путешествие. Прощание смилым, дорогим Миценчеймом. Новые впечатления. Огромный готический…