ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Categories:

Душа в горах. Ч. 8

Продолжение. Начало здесь.

Современные пустынножители на Псху

Пустынникам Кавказа

Смотрю с надеждою туда,
Откуда громы.
Мы не встречались никогда
И не знакомы.

Мы не сближались никогда,
Не говорили.
Нас только громы навсегда
Соединили.

Нас только громы в тучах бед
Перевернули,
Чтоб мы на миг, но в полный свет
Из них сверкнули…
Иеромонах Симон. Февраль 1998 г.


Долина Псху – одно из мест пустынножительства на Кавказе. Как в селении, так и в его окрестностях, разбросано множество уединенных келий, некоторые имеют храмы. Всего на Псху сейчас пять храмов, не включая новопостроенный. Из них только в одном совершается Литургия.
Некоторые подвижники приехали сюда после войны 1992–93 гг.
Рассказывает отец Александр.

фото Нины Волковой 051 фото Нины Волковой 047

Марфа, Мария и Лазарь
Монахини Марфа и Мария и монах Лазарь подвизались на Верхней Битаге, высоко, в удалении от людей. Они пришли на Псху как подвижники. Отец Симон приходил к ним, причащал. Он-то и постриг их в монашество с именами Марфа, Мария и Лазарь по благословению своего старца архимандрита Кирилла (Павлова).
Все они уже почили. Одна из сестер, Марфа, ушла в горы за грибами и пропала – поиски ее всем селом ничего не дали. Останки ее были обнаружены только прошлой весной 2015 года. Лазарь принял великую схиму, похоронен на сельском кладбище.

9 м.Марфа (К)   М. Мария или Марфа

М. Марфа.   М. Мария

9 монах Лазарь 1 (К)   9 монах Лазарь (К)
монах Лазарь

Монах Лазарь

Послушница Анна
Жила она на хуторе Ридзе. Ее звали Анна Бас – потому что пела басом. Раньше она была послушницей преподобного Кукши Одесского. Прийдя на Псху, подвизалась в очень скудных условиях. У нее был маленький домик около замечательного источника чистейшей воды у корней старого дуба.

Иеромонах Иов
Иеромонах Иов подвизался на хуторе Ридза, где есть домовой храмик, устроенный в еще одном купленном мною доме. Впоследствии там некоторое время жил иеромонах Феодосий, который привел его в порядок, а потом некоторое время поддерживал. Но теперь он оттуда тоже уже уехал…

Матушка Тихона
В 1950-е годы она подвизалась с сестрами на озере Амткел (о чем можно прочитать в книге монаха Меркурия «В горах Кавказа»), потом была келейницей у нынешнего Патриарха Илии, когда он был епископом Сухумским (впоследствии митрополитом – в 1967–1977 гг.). У нее очень богатая судьба. А вот уже к концу жизни, после войны 1992-93 гг., перебралась на Псху.
С матушкой Тихоной мне довелось познакомиться лично. Идти домой после вечерней службы на Верхнюю Битагу – два километра по селу и еще километр по лесу –было темно и страшно, и сестры местного женского скита благословили меня оставаться у матушки Тихоны на ночь. Так я познакомилась с нею и ее келейницей сестрой Анной.
м. Тихона     9 м. Тихона 2

М. Тихона, 1990-е гг.      2014 г.

Живет матушка в доме отца Александра напротив храма. Сейчас матушка уже весьма немощна, не видит, практически не встает с постели.
М.Тихону в миру звали Пелагеей, в иночестве Павлой (так ее и на Псху некоторые помнят). Родом она из села Шолохово Никопольского района Днепропетровской области. Отца звали Ефимом Петровичем, мать – Феодорой, был у нее младший брат Иван, а остальные дети умерли. О своем детстве матушка вспоминает с большой теплотой. У них был дом с большим садом, за которым ухаживал отец, хозяйство – куры, утки, гуси, огород. Детей воспитывали в строгом церковном благочестии.
Какое-то время матушка Тихона (тогда еще Пелагея) жила в пустыне на Амткеле вдвоем с сестрой Клавдией – в тех местах, что описывает монах Меркурий в книге «В горах Кавказа». Они, матушки, в то время носили монахам продукты из Сухума – так было безопаснее, потому что монахам опасно было показываться в селениях, а на женщин не обращали внимания. На Псху м. Тихона приехала после грузино-абхазской войны. Местные православные помнят ее еще весьма деятельной, она учила всех службе и молитве – тогда в селении только появился первый домовой храм (в доме отца Александра).

9 м.Тихона   9 посл. Анна  

М. Тихона. Послушница, 2015 г.

Я впервые увидела матушку, когда пришла к ним ночевать под Введение во храм Пресвятой Богородицы. Совершенно слепая, матушка не отличает день от ночи и ночами практически не спит. Расположившись в соседней комнате, я слышала, как она всю ночь напевала тропарь Введению.
Второй раз мы зашли к ней с одной сестрой в воскресенье после молебна мч. Трифону. Матушка спала, а когда проснулась, то была необыкновенно внутренне красива, да и лицом – и я ее тогда сфотографировала. На лице и во всем ее облике отражался внутренний несокрушимый мир и ровное радостное состояние души. И отзывчивость, и характерная самоотверженная любовь к другим людям. Несмотря на то, что ее положение с житейской точки зрения совершенно безнадежно и живет она, не видя света солнца. Вот этим-то праведники и отличаются от грешников, имеющих души, мятущиеся в лабиринтах многих помыслов.

МатьТихона.

2015 г.

В те дни я сама будто бы вошла в «зону облачности», и помыслы очень меня огорчали. Понимала, что эту «зону» надо пройти, преодолев весь этот мрак, который никакого значения не имеет, потому что жизнь Божия и промысл Божий совершаются совсем в другой области, выше, над мысленными облаками, где солнце. В очищении от помыслов и следующим за ним стяжании благодати, как говорят отцы, и состоит цель уединения и безмолвия.
Все, кто приходит к матушке Тихоне, замечают, что ее по-первости с виду непонятные речи имеют прямое отношение к состоянию души приходящих, обнажая сокровенные борющие их помыслы. Это тонкие вещи, и нельзя сказать наверняка, что вот, это так, – ибо здесь нет достоверности, а требуется вера. Известно только, что так ведут себя те угодники Божии, коим Господь открывает тайные помышления человеческие, например, старцы, блаженные… Сие – плод богоугождения и многолетнего подвига. Дерзнем сказать, что и – плод укоренившейся в сердце молитвы.

Лесные люди
Из беседы с отцом Александром:
– На Псху есть такая раба Божия Нина. Все с коровками по лесу ходит, живет одна в чужом доме…
– Прекрасно ее знаю… Она пришла сюда со старцем Иоанном приблизительно в 1994–95 годах. Старец Иоанн долго жил на Келасури, на пасеке, потом вместе со своим осликом они перешли перевал Доу и пришли на Псху. Подвизались в районе Санчара, сделали вокруг ствола мощного дерева из досочек хижинку, там они жили, там же и коровка их с ними жила…

9 Нина Костромина у хожины на Санчаре(К)   Нина Костромина 2015

Нина Костромина у хижинки. 1990-е гг.   2015 г.

Нина Костромина родилась в семье священника . Она была совсем маленькой, когда отца арестовали. В советской школе училась Нина до восьмого класса, потом ее выгнали за чтение духовных книг и ношение крестика. Так уже в юном возрасте она стала исповедницей Христа. Она возгорелась желанием посвятить себя Господу. Поехала в Почаевскую Лавру, а оттуда прозорливый старец посоветовал ей ехать в Абхазию, где среди пустынников она сможет обрести свой путь. В Сухуме познакомилась с братом Иоанном, недавно вернувшимся с войны. Он был духовным руководителем группы верующих, которые, ведя жизнь скитальческую, несли людям слово Божие, правду о вере во Христа. Она загорелась присоединиться к ним.
Их называли «лесные люди», потому что жили они преимущественно в лесах. Всего в общине было десять человек – четыре брата и шесть сестер. Они научились резьбе по дереву, искусно вырезали крестики, которые продавали в сухумском храме, а на вырученные деньги покупали продукты. «Придем в церковь, – вспоминала Нина, – причастимся, продадим крестики, купим продукты и радуемся. Бежим в лес к своему очагу в пещере или на поляне – тоже радуемся. Так вот и жили. Одежду собирали на помойках, обувь тоже. Отрежем голенище от старых сапог и носим как калоши. По одежде нас сразу определяли, кто мы такие, поэтому мы избегали встреч с властями и милицией. Если кто-то из наших идет в город, мы молимся за него. Придет обратно, мы обнимаем его: слава Богу, пришел, живой». Изучали православную веру. Переписывали и распространяли листовки о том, что человеку, которому даровано Царствие Небесное, нельзя вступать в комсомол и коммунистическую партию, а кто это все прошел, нужно покаяться, креститься и стать верующим во Христа. Ездили и в Москву и по другим городам и всюду распространяли эти листовки…
Однажды брата Иоанна, Нину и еще одну сестру арестовали. Нина три года провела в лагере в городе Потьма (в Мордовии). После освобождения встретились в Абхазии.
«Как-то раз, – рассказывает Нина, – из Сочи приехала к нам одна женщина, паломница, со своим сыном. Он тогда только что выучился на врача. Ему я очень понравилась, и он предложил выйти за него замуж. Я отказала, на что он ответил, что если сама не пойду, то выкрадет меня. Я ему тогда ответила: “Как тебе Бог даст”. Он уехал. Однажды я пошла собирать каштаны на Келасури. В тот день выпал первый снег и, поскользнувшись, я понеслась по склону вниз. Пятьсот метров меня крутило и ломало. Крестик, четки, сапоги – все послетало. Одежда разодралась в клочья. Я потеряла сознание. Нашли меня беспамятную брат Иоанн с лесником. У меня была порвана губа, выбиты зубы, перебит и порван нос, а также поврежден шейный позвоночник и кости. Все тело было в ссадинах и гематомах. Утром, на телеге с лошадями приехали греки, чтобы увезти меня в сопровождении брата Иоанна в наш балаганчик. В больницу нам нельзя было появляться. Уже в балаганчике брат Иоанн наложил мне несколько швов на раны, но для моего носа, это было уже поздно. Так я лишилась своего носа и своей девичьей красоты. Два месяца боролась за жизнь. Вскоре приехал тот самый врач, хотевший на мне жениться. Когда он увидел меня, испугался и сказал: «Ни за что я тебя такую страшную не возьму в жены – надо было сразу соглашаться». Я ему в ответ: “Слава Богу, что он сберег меня от греха жить с безбожником. Мой дом – это лес, а семья моя – община”. Крепкая я была, поэтому и выжила...
Хотя мы странствовали и жили в разных местах, но всегда возвращались в лесничество на Келасури. Здесь нас никто не преследовал. Лаврентий, сван по национальности, отвечал за келасурское лесничество. Мы с ним жили хорошо и дружно, помогали ему выращивать кукурузу. К нам на Келасури часто заходил отец Рафаил (Берестов). У нас тогда козы были, и мы его угощали молоком. Он очень красивые иконы писал. Перед тем, как уехать на Валаам, он зашел попрощаться. У нас как раз отец Паисий находился и другие монахи. Отец Рафаил захотел остаться на пару дней, а у нас места больше нет – только с козочками в сарае и осталось. А он улыбается и говорит: “Я козочек люблю и с радостью останусь на ночлег у них”. Помню, доит он козу, а она брыкается. Надоил полкружечки и говорит: “Значит, мне столько и надо”. Отец Паисий смеется…
Во время войны, в 1992 году, мы оставили Келасури, и ушли через Гудаутский перевал на Псху. Там, недалеко от села, на Санчаре, в пихтовом лесу, сделали себе новое жилище… Здесь мы жили до 2009 года. Отец Александр Коблов, тогда еще мирянин, часто заходил к нам и даже фотографировал. У него есть фотография, где я с собакой стою рядом с балаганчиком. Я отца Александра очень люблю…»
Незадолго до кончины брата Иоанна сгорела их хижина, и они перебрались в деревню, в дом, который помог купить священник отец Арсений.
«Брат Иоанн, – говорит тетя Нина, – плакал за грехи свои и наши. На наш вопрос, отчего он плачет, он говорил: “Я ведь на фронте был, может кого-то застрелил, грех-то какой”. А я вот думала про себя: на фронте не была, аборты не делала. Гордость фарисейская. Я не плакала за грехи. Меня сейчас скорбь берет за это…»
Умер брат Иоанн на восемьдесят четвертом году жизни. Похоронили его на сельском кладбище.

– Старец Иоанн был умудренным жизнью православным человеком, – продолжает отец Александр, – молился Богу, он подвижник был… Ему многое было открыто. Похороны его были, а умер ли он – вопрос остается открытым. Необычный был старец. Его знал отец Кирилл (Павлов), они встречались в Сухуме, когда отец Кирилл приезжал туда в 1970–80-е годы. Это человек не простой.
– Он был монах?
– По жизни – да, но это сокрыто. Божий человек…

Про медведей
Медведи на Псху – не редкость, часто они приходят прямо в селение, чтобы полакомиться каштанами или другими плодами с чужого сада. Их встречают даже дети, но детей звери обычно не трогают. Жители рассказывают про них множество удивительных историй, которые не только интересны в плане естествознания, но и поучительны для верующих.
Мне рассказывали дети начальника местной электростанции Сергия Кубанца (фамилия его Горяинов, а Кубанец – прозвище, потому что приехал он сюда с Кубани, женившись на местной жительнице Елене Зинченко), как однажды медведь зашел на их огород, на окраине села, и напал на свинью. Хозяйка, в темноте приняв зверя за большую собаку, стала отгонять его – медведь убежал, но свинью спасти не удалось…
Вот еще несколько историй с медведями (и одна – с волками) .

о.Харалампий   Пустынник

Пустынник отец Харалампий рассказывал, как однажды, спускаясь с горы, где находится его келья, он увидел двух бегущих навстречу медвежат. Один из них подошел к ногам монаха Харалампия и начал ласкаться, второй в нерешительности остановился рядом. Вдруг из кустов выбежала большущая медведица и устремилась прямо на отца Харалампия. Шерсть на ней угрожающе вздыбилась и заколыхалась волнами. Когда до монаха оставалось несколько шагов и участь его была практически предрешена, он, положившись на волю Божию и силу молитвы, перекрестясь, громко и уверенно произнес: «Да воскреснет Бог и расточатся врази его». Перекрестил и медведицу. Хищное животное остановилось как вкопанное. Через несколько секунд медведица повернулась и ушла в лес, за ней побежал один медвежонок, а второй, немного постояв с монахом, осмысливая произошедшее, вскоре также устремился в лес за своей мамой.
Монах Иов поведал следующее: «Да, без молитв в этих горах никак нельзя, тут даже зверь чувствует ее силу. Как-то спускаюсь по крутой тропе, слышу впереди какой-то шорох у ручья, через который мне предстояло пройти. Смотрю: стоит медведица, а рядом с ней малые медвежата. Я остановился, не зная, что делать, а самому интересно – первый раз тогда их увидел. Медведица, стоявшая спиной метрах в пятидесяти, почувствовав меня, повернулась и стала на задние лапы. Страшно рыча и наклоняя свою морду то влево, то вправо, эта двухметровая зверюга килограммов на двести пятьдесят, уставилась на меня не отводя глаз. Три-четыре минуты мы смотрели друг на друга. Потом я ей говорю: «Ты, пожалуйста, уйди с тропы, так как обойти я тебя не смогу – слева пропасть, справа скала». Но, видимо, она не поняла человеческий язык. Тогда я начал произносить про себя Иисусову молитву. Медведица повернулась и полезла по склону вверх, а за ней и малые медвежата».

Монах Иоанн монах Исаакий

Раб Божий Игорь продолжил тему, начатую монахом Иовом: «Не дай Бог встретить гималайского медведя. Здесь редко, но встречаются. У этой породы на груди белое пятно. Так вот, он тебя будет всё время вести – ты для него пища. И при первой возможности обязательно нападет.
А вот недавно наши мишки, не гималайские, спустились в село Ачандары. Это ужас какой-то. Зашли они на огороды с кукурузой. Один из них зашел на середину, сел и, загребая кукурузные початки лапами со стеблей, стал пожирать их. А уши у него работают как локаторы – чуть малейший шум, он замирает. Хозяин дома, взяв ружье, затаился на краю своего огорода, думая, что медведь, наевшись, обязательно пойдет обратно тем же путем. А он не дурак – пошел другой стороной.
Некоторые медведи обладают и своеобразным юмором. Мои знакомые как-то собрали яблоки у себя в саду – мешков шесть, на самогон. Увидев свежие следы медведя, они решили сделать засаду на зверя. В качестве приманки поставили мешки с яблоками под деревом, а сами с ружьями забрались на него. Караулили они долго – лишь под утро заснули. А проснувшись, обнаружили, что яблоки наполовину съедены, а остальные понадкусаны, а под самим стволом дерева мишка наложил большую кучу дерьма».
Все слушающие этот рассказ, схватившись за животы, смеются от души. Игорь продолжает: «Если медведь находится выше по хребту, охотники в него не стреляют. Если его поранить, то, не успеешь оглянуться, – он будет возле тебя. Он катится к вам, свернувшись клубком и встает на ноги прямо перед вами. Он даже отнимает ружье из рук охотника». – «А не стреляет?» – «Нет, бьет прикладом по голове», – отвечает монах Иоанн. Все снова смеются.
Игорь продолжает: «Вырвав ружье, он разбивает его о ствол дерева, а затем только расправляется с охотником. Одни знакомые пошли на охоту – он им головы поотрывал. Достаточно одного его взмаха, чтобы голова отлетела».

о.Серафим с народом   о.Серафим

Монах Иов добавляет: «Это ладно – голову, у соседей одним ударом корову пополам разорвал. А вот сосед мой Николай рассказал, что как-то подстрелили медведя, находившегося на скале метров на тридцать выше него. Зверь с высоты прыгнул и, врывшись когтями в землю в двадцати сантиметрах от Николая, застыл навсегда. Это был его последний прыжок, так как пуля попала ему в лоб».
Игорь продолжает: «Вот говорят, зверь ума не имеет. Медведь, забравшись на пасеку, берет улей и несёт его к реке, там погружает в воду, топит пчел и лишь потом открывает улей. А один местный житель рассказывал, что наглые медведи совсем обленились – лень медведю тащить целый улей в речку. Один зверь, не стесняясь, открыл улей, нанизал все рамки себе на лапу и пошел, оставив улей пустым. Потом в лесу возле большого дерева нашли пустые рамки».
Один случай произошел с тетей Ниной. Как-то раз она шла с сенокоса и увидела в ста метрах от себя идущего навстречу высокого мужчину, одетого, как ей показалось, в костюм бурого цвета с белым галстуком в виде манишки на шее. Приглядевшись, она увидела, что навстречу ей идет на двух лапах медведь, подражая человеческой походке. Тетя Нина застыла как вкопанная и стала молиться. Медведь остановился, встал на все свои четыре лапы и, повернувшись, ушел в лес.

     Сестры м.Серафимы

А однажды тетя Нина шла со своей коровой с пастбища домой. Корова, почуяв опасность, остановилась, не желая идти дальше. Вдруг из зарослей вышла стая волков, ведомая волчицей, и окружила испуганных женщину и животное, взяв их в кольцо. Тетя Нина начала молиться, начав молитву свою со слов: «Господи да будет на все твоя воля и, если мне суждена такая мученическая смерть, я приму ее». Волчица встала своими передними лапами на ствол поваленного дерева и, не отводя глаз с женщины, слушала тихие слова молитвы, проникнутые сильной верой. Звериная стая смотрела на свою волчицу, ожидая команды к действию. Немного еще постояв, волчица повернулась и ушла в лес. Стая последовала за ней».
Наталья подводит итог: «Да, без Божией воли даже хищник никогда не нападет на человека. Любая тварь спрашивает у Господа благословение. Волк всегда посмотрит на небо и спросит, можно ли трогать этого человека, или нет»…


Продолжение следует.
Tags: Абхазия, Душа в горах, Псху, фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments