ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

Душа в горах. Ч. 9

Продолжение. Начало здесь.
Единственный мой Бог…

Где бы я ни был
И где бы ни странствовал,
Непостижимо
Всегда мне видна
Необъяснимая,
Чудная, странная,
Богом к душе моей чудно привитая,
В сердце моем
Сокровенно сокрытая,
Неопалимая Купина...
Иеромонах Симон. 1994 г.

Рассказывает отец Александр:
Отец Симон [1] много зим провел в уединении на Грибзе (по названию реки – притока Бзыби) – это в 15 км от Решевы, вверх по Бзыби, по завалам. Там он с помощниками поставил храм в честь Иверской иконы Божией Матери, затем в уединении в нем служил, уходя туда осенью и возвращаясь весной, после Пасхи. Проводил там целые зимы, и никто не знал, что там с ним…
Отец Симон вспоминал, что с двух сторон от его скита жили медведицы с медвежатами, как медведицы своих детенышей выгуливали. Медвежата любили кататься на спинах по снегу – там были высокие длинные камнепады, которые зимой покрывались снегом, и по ним было удобно скатываться. А медведица внизу их шлепала, и они опять взбирались наверх…

9-1 вид 1 9-1 вид 4


[1] В 1980-90-е годы – монах Свято-Троицкой Сериевой Лавры, строитель и начальник скита Решева на Псху, ныне подвизается на св. горе Афон. Автор книг аскетического и нравоучительного содержания под псевдонимом монах Симеон Афонский, а также трех сборников стихов под своим именем иеромонах Симон (Бескровный): Дневник инока. Стихи разных лет. Троице-Сергиева Лавра, 2009;  Тихие песни уединения. Стихи разных лет. Пустынь Новая Фиваида Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря – Издательство «Феофания»: Святая гора Афон – Москва, 2009; Единственный мой Бог. Размышления в стихах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014. Последняя его книга: Монах Симеон Афонский. «Птицы небесные, или странствия души в объятиях Бога» (Святая гора Афон, 2015) – первая часть автобиографического повествования, включает воспоминания отца Симона о пребывании на Псху. Отрывки этих воспоминаний в сокращении мы помещаем ниже в этой книге.

Беседа в скиту Решева
с монахом Исаакием

По¬мы¬с¬лы – суть сло¬ва бе¬сов и пред¬те¬чи стра¬стей.
Св. Григорий Синаит.

9-1 вид 3

– Природа безстрастна. Человеческое общество страстно. И эта страстность захватывает человека – она имеет некую притягательную силу. И природа имеет притягательную силу, но она учит безстрастию. Помнишь – Робинзон Крузо? Кстати, и православным людям читать ее, мне кажется, было бы очень полезно...
– Мысленная область – это очень интересная вещь. Отец Симон пишет об этом. Когда ты остаешься один, пред тобой открывается целый мир – что-то постоянно в голову лезет… Часто эти непрошенные гости подобны «сухогрузам», нагруженным всякими страхами и мраками, давят как танки, – и ты понимаешь, что от всего этого, как угодно, но надо отбиваться, иначе они тебя раздавят… И в конце концов – обрести мир от помыслов…
– Мир от помыслов – это уже вершина совершенства. Идет постоянная борьба с помыслами, потому что помыслы – это и есть то самое влияние демоническое на нас. Но ведь и разум человеческий может выдать помыслы, и бывают помыслы от Бога. И от Ангела бывают помыслы. Если у человека нет дара рассуждения, он может принять одни за другие. Разобраться в этом очень непросто. Враг и в Христа рядится…
– А отец Симон достиг такого безстрастия, такой степени совершенства?
– Да. Почему у него такая литература мощная?..

9-1 Бзыбь 9-1 мост через Бзыбь

Бзыбь. Пешеходный мост через Бзыбь

Об уединении и молитве

Вся духовная борьба идет за смирение и терпение, а когда приходят смирение и терпение, то приходят внимание и молитва.
Монах Симеон Афонский. Девять слов.

DSC00465   _MG_8463

Святые отцы говорят, что молитве невозможно навыкнуть без уединения, которое наилучшим образом доставляет пустыня. С другой стороны, в пустыне не проживешь без молитвы. Когда ты живешь в монастыре и не молишься, то молятся другие – кто-то непременно молится, служба совершается, и молитва в этом месте все равно возносится к Небу, Имя Божие призывается. Духовное окружение, обстановка, сама атмосфера монастыря тебя держит (если, конечно, она молитвенная). А когда ты живешь один и не молишься – то ничего такого не происходит, молитва не совершается, духовное небо заволакивается тучами разных помышлений – и твоих собственных человеческих, и бесовских, – и тогда ты непременно впадаешь в уныние…
Демоны постоянно давят на ум и «тащат» душу вниз, в свою область отчаяния, ропота, недовольства, уныния. Но сему надо непрестанно противостоять, возводя ум к Божественным смыслам и сердце прилепляя к Господу. Псалтирь и Иисусова молитва – очень сильные средства для этого. Хотя и всякая молитва, богослужение этому же служат… И так – до «скончания века», пока не достигнешь такого устроения, что мысль твоя непрестанно будет в Боге и сердце неразлучно со Христом. В этой борьбе – смысл уединения.

9-1 речка Битага   9-1 Нижняя Битага

Приток Бзыби Битага. Хутор Нижняя Битага

Об Иисусовой молитве я слышала следующее наставление от матушки Тихоны (передаю по памяти).
«Молитву надо постоянно повторять, когда ты одна – вслух (за работой, что бы ни делала), а когда на людях – про себя, чтобы никто не видел. И постепенно молитва начнет сама твориться. Только не надо никому говорить, а когда спросят тебя, как ты молишься, отвечай: «Да так просто: Господи помилуй, какой я молитвенник». Потому что иначе будет окрадывать враг. Вот я лежу и постоянно про себя молитву творю, и когда разговариваю с человеком, то молитва не прекращается, а когда кто-то что-то рассказывает мне, то я и не слушаю, а молюсь про себя».
Сестра Анна вспоминала, что пустынник иеромонах Мардарий [1] советовал ей читать молитву в течение часа в полночь, чтобы стяжать непрестанную молитву. Та же сестра говорила, что пустынники заменяли обычные богослужебные последования Иисусовой молитвой – с той же целью: чтобы стяжать навык непрестанной молитвы.

[1] Иеромонах Мардарий (Данилов, в схиме Алексий), многие годы подвизался у горах Кавказа; † 2009. Похоронен в Задонском Богородице-Рождественском монастыре.

Вечерня

Пустыня
Сыро.
Холодно.
Дождливо.
Мокро.
Голодно.
Тоскливо.
Безприютно.
Одиноко.
И ни голоса,
Ни ока…
Но Того,
Кто всюду весь,
Почему-то
Больше здесь!
Иеромонах Симон. Март 1997 г.

Горы здесь потрясающе красивы, особенно в солнечный день, они разные на поздних рассветах, когда солнце выкатывается из-за гор, и во время заката – когда внезапно погружается за одну из вершин – до следующего дня... Но меня больше занимает моя душа, все болезни которой становятся пронзительно очевидны, ее никчемность и безобразие. Думаю, что я могла бы уже оказаться в могиле, а душа моя в аду – безпросветно и безнадежно, а Господь определил меня в это красивое место на покаяние, кормит, поит и подает все потребное…
Темнеет в горах очень быстро. Вдруг обнаруживаешь, что уже темно, а когда тучи и нет луны – то непроглядный мрак. А когда еще нет электричества (а это здесь случается нередко) – то понимаешь, что такое человек на земле, каково было Адаму, изгнанному из рая, и каково будет всем нам, когда бездыханное тело наше будет положено в землю…
Хорошо за час или, лучше, полтора примерно до темноты выходить на улицу и читать правило «за Вечерню». Понимаешь, что в установлении Вечерни примерно в такое время (в пустыннических уставах) есть таинственный смысл и практическая целесообразность. Как и в Иисусовой молитве. Как и в чтении Псалтири, ритм которой гармонично соединяется с естественными ритмами природы и ритмом человеческого сердца. Как ребенок успокаивается у сосцов матери – так душа в словах Господних… И в таком делании человек переходит от света к темноте, к ночи…

9-1 вид     9-1 вечерня, коты

Когда так устраиваешься на улице, у пасеки, на фоне гор (особенно в солнечные теплые дни), то непременно приходят коты (их два – черный и серый) и начинают ластиться. Они не мешают, напротив, их присутствие утешительно. Коты здесь не такие, как в городе, они сыты, довольны и временами играют между собой, а когда я куда-то отправляюсь по окрестностям хутора, то следуют за мной по пятам – подняв хвосты, видимо, от удовольствия.
В пустыне некоторые не справляются с унынием, и это значит, что пустыня не для них – таким надо уходить. А кто остается, тем важно пребывать в бодрствовании, не унывать и не расслабляться…

Продолжение следует.
Tags: Абхазия, Душа в горах, Псху, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments