ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

И СВЕТ ВО ТЬМЕ СВЕТИТСЯ

Воспоминания м.Екатерины (Чичериной) об игумении Серафиме (Яковлевой).

Посвящается христианским женам XX века

Игумения Серафима была одной из тех христианских жен, чей скромный и незаметный жизненный подвиг в годину испытаний уподобился малой лепте вдовицы, столь высоко оцененной Господом (Мк. 12, 42; Лк. 21, 2). На ее долю выпал не только подвиг исповедничества, но и долгие, порой унылые церковные будни, когда требовался большой духовный труд, чтобы сохранить во мраке повседневности огонь живой веры, ревность к иноческому житию во время неблагоприятное, когда ничто внешнее не могло поддержать в человеке это внутреннее горение, а, напротив, стремилось подавить его. И не только сохранить в себе, но и поддержать в других, и зажечь искру христианской надежды в молодых душах. В этих небогатых на события, неинтересных с внешнего взгляда буднях сохранялась преемственность церковного предания и христианской жизни.

Вся жизнь м.Серафимы была неразрывно связана с ее духовным отцом архиепископом Гурием (Егоровым). Владыка Гурий, один из немногих пастырей-исповедников, переживших страшные 1930-е годы,  собрал вокруг себя общину, близкую по устроению к монашеской, а м.Серафиму избрал игуменией этого совсем малого стада Христова, которому в послевоенные годы принадлежала и монахиня Екатерина – автор  публикуемых воспоминаний...

Слово епископа Гурия на поставление м. Серафимы в сан игумении

День св. равноапостольной Марии Магдалины (1945-50 гг.)
Возлюбленная во Христе игумения Серафима.
Исполнилось мое давнее желание поставить тебя в сан, или чин, игумении.
Может быть, у кого-нибудь из нас мелькнет мысль: «Игумения ставится для церковного стада. А где же овцы?» Но вспомни преподобного Сергия. Ведь он постриг принимал от одного старца Митрофана, и, несомненно, там и бедности много было, и малочисленность. Но верил он, что Господь Свою святую благодать даст ему и монашеское горение в тех трудных условиях, в которых он находился.
Пришло время у нас, когда монашество уничтожается

– уничтожается, скажу, искусственно. Уничтожается тем, что не принимают, не разрешают принимать в обитель людей сильных физически. Не разрешают постригать тех, кто подготовлен к монашеству. Поэтому монашество будет принимать другие, новые формы. Примеров этому много в церковной жизни. Как ты сама знаешь, что было лет пятнадцать назад, когда молились в домах, и Литургию совершали в домах, и многое, что было раньше явно, сделалось как бы тайным.
Но еще и для другого Господь призвал тебя на игуменское служение. Сестер у тебя мало, да и живут они не с тобой. Ты иногда только приезжаешь для общения с ними. Но я вспоминаю незабвенного митрополита Вениамина. В 1922 году, когда он незадолго до своих страданий и смерти поставил меня в архимандриты – он вручил мне посох. И тогда он сказал слова, которые остались у меня в памяти и которые я буду хранить до смерти: «Вручаю тебе и посох сей в знак твоего особенного служения молодежи». Монастыря тогда не было. Мы жили в Александро-Невской Лавре, а я был там заведующим Крестовой церковью. Почему он так сказал? Потому что он видел своим духовным оком, как сердце мое влечет меня к служению Церкви, особенно той молодежи, которая меня окружала, которая на три четверти окормлялись у меня исповедью. Я как-то всегда имел влечение к утверждению в вере молодежи.
Позволю себе несколько дерзновенное сравнение, не в смысле высоты, а только в смысле параллели. Помнишь, когда пророк Илия уходил, он передал милоть своему ученику Елисею. Вот так уже много лет, начиная с 1920 года и раньше, ты имела дело со мной. Главным образом, женская молодежь окружала тебя. Но обращались к тебе и юноши. И ты находила какие-то слова, близкие их сердцу.
Господь дал тебе дар, дар редкий и исключительный. Ты находила и слова, и понимание юной души, и к тебе они влеклись и влекутся сейчас – из Ленинграда, из Ташкента, и отовсюду.
И вот думается, что не только для того малого количества сестер, которые уже приняли иночество, ты приняла сан игумении, но и для утверждения в вере по преимуществу молодежи. Утверждай их словом в духовной жизни, учи их. Они очень ждут и нуждаются в научении – и те, кто принял монашество, и те, кто, может быть, никогда не оставят мир. Они как овцы без пастыря. А игуменией может быть и женщина.
Господь умудрил тебя, и ты должна применить твой дар к этим людям.
Не будут тебя воспевать, не будут возносить твоего имени наряду с Архиереем, как в обителях. Ты будешь иметь более высокое служение – окормление душ.
«Прими сей жезл, имже утверждай паству твою, яко и слово имаши отдати за ю нашему Богу во дни суда».


...

Tags: Данилов монастырь, м. Екатерина, новомученики, новый патерик, подвижники наших дней
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments