ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

О пользе пребывания в келье

***
В пустыне нападает враг – уныние и не дает сидеть в келье, заставляет под каким-то предлогом куда-то идти. На Кавказе это – в Сухум. Целое искушение с этим Сухумом. В книге «В горах Кавказа», которую написал монах Меркурий, один инок рассказывает: «Вот я сижу в келье, и начинает тянуть, предлог какой-то благовидный, – тянет поехать в Сухум вместо того чтобы в келье сидеть. (А у него келья хорошая, ничего ему не нужно было.) Побеждаюсь этим помыслом, иду на остановку и думаю: Господи, хоть бы не пришел автобус. Стою на остановке, как пленник какой-то. И как нарочно приходит автобус. Сажусь и еду в Сухум».
И у батюшка отца Гавриила, с которым я жил на Кавказе, тоже такое искушение было. Говорит: «Я хочу с тобой посоветоваться». (А я послушником был.) У него были духовные чада, и вот будто бы надо ему пойти – одного навестить, другого… Думаю, скажу: «Не нужно идти», – ему не понравится. Говорю: «Да может не надо, не знаю как». Меня он тоже гонял, но я же был в послушании, мне было проще. Часто посылал за ношами: «Иди на пасеку принеси ноши; иди к матушкам помоги там, сделай то и то; иди туда-то и сделать то-то». От послушания отказываться не имею права. Бывало, радовался, оставаясь на время один: вот теперь хоть посижу немного в келье, никуда ходить не буду. Я-то послушником был, и правильно, потому что – какой я пустынник, только что из мира. Надо было меня хорошо продрать, послушанием погонять. Отец Касьян как первый раз меня увидел – а я был интеллигентиком таким, где-то месяц я там прожил, в горах – говорит: «Ты и месяца тут не пробудешь, в таких условиях». У меня руки – как у музыканта. А я внутри думаю: «Умру, а никуда не уйду». Раз пришел к нему, он и говорит: «Если бы ты у меня был на послушании, я бы тебя гонял, ты делал бы тысячу оборотов в минуту. А что не так, я бы тебе – по шее». Шутя так говорил, конечно. Но мог и погонять. Раз говорит: «Сейчас будем пилить дерево (доски кололи, там не было пилорамы, все топорами), а ты будешь ветки подбирать». Беру ветки: «Кто так берет! Вот так надо!» – берет целую охапку. – Приехали сюда – тюха-матюха и колупай брат». Но у него не было зла, от него исходило что-то очень хорошее… Занимался он непрестанной Иисусовой молитвой. Но как послушника он меня смирял – и правильно делал.
Трудно, конечно, в келье сидеть, как безмолвники. Кто уже пребывает в безмолвии, для тех легко – но к нам еще это не пришло. Кто пришел в такую меру, чтобы в безмолвии жить? Мы все тут проходим время послушания. Безмолвие – это значит, ты должен в келье сидеть и без нужды не выходить из своей кельи. Как полузатвор получается.
Исаак Сирин пишет: «Кто пребывает в безмолвии? – У кого чистая от помыслов молитва». Он уже научился чистой молитве, борьбе с помыслами, научился отражать прилоги бесовские, распознавать врага. Почему мы не отражаем? – Мы не распознаем врага, не понимаем, что это враг. Он так ловко маскируется, и мы не узнаем его. А там уже человек знает, что вот это враг, по опыту, и старается не принимать его прилоги. И все время держится чистой молитвы. Это то, о чем пишут Исихий пресвитер, митрополит Феолипт, и другие. Пишут: «Сижу в келье и мне надо сходить за водой. Но когда сходил за водой, то пришел не такой, как вышел из кельи». Видите, даже малейшее такое развлечение и то вредит безмолвию… Или говорит старец: «Посетил другого старца-пустынника, с ним провел время в духовной». Ни малейшего празднословия, чтоб что-то пустое сказать – все только по делу, только о духовной жизни, ради пользы, а не просто поговорить. И не такая беседа, лишь бы поговорить, хоть и о духовном. И говорит, говорит, говорит… Пользы очень мало от таких слов. А тут действительно духовная беседа, из своего опыта. Старец продолжает: «Прихожу от этого старца в келью, и уже не нахожу себя таким, как вышел. И пока приду в себя, надо несколько дней. Только через несколько дней, пока войду в непрестанную молитву, чистую молитву, могу поститься так, как постился до этого. А первое время не могу так поститься». А в город выходить без крайней нужды – это совсем плохо.
Tags: Абхазия, Сергиевский скит, аскетика
Subscribe

  • На вес золота

    Если депрессия есть прямое следствие хронического оскудения любви, то и лекарство от нее - любовь... Но сейчас оно на вес золота. А прибегать к…

  • Новогоднее

    Все думают, что придет время... А время только уходит... Придет время, когда времени уже не будет...

  • Имя его навеки живо и незабвенно

    2 ноября - день кончины приснопамятного митрополита Иоанна (+1995). Моя малая лепта Я немного застала Владыку в Питере. Работала в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments