ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Categories:

Путями Божиими


Знакомство мое с матушкой Иоанной было лишь заочное - когда я узнала о ней, ее уже не было в живых. 
Древний подмосковный город Дмитров, где жила в последние годы матушка, встретил меня неприветливо. Был слякотный зимний день, с неба валил набрякший снег с дождем, пробираться приходилось сквозь глубокую кашу-малашу из подтаявшего грязного снега - так что, добравшись к первому назначенному пункту, я была с ног до головы до нитки промокшая, - замечательная возможность хотя отчасти прочувствовать те невзгоды, которые испытала и сама м.Иоанна, шествовавшая "путями Божиими".  Так назвала матушка свою автобиографическую повесть, написанную несколько архаичным языком, характерным торжественным стилем - так она, видимо, и мыслила, и жила... Не помню, чем закончилась эта моя первая вылазка, но впоследствии я нашла многих людей, помнивших матушку,  сохранивших хранимые ею реликвии, и ее могилку на кладбище в Заречье.
М. Иоанна родилась до революции в богатой и благочестивой купеческой семье Патрикеевых. С детства познакомилась с епископом Серафимом (Звездинским), а впоследствии, будучи послушницей Серафимо-Знаменского скита, сопровождала Владыку в его многолетних ссылках - до самой его мученической кончины. 
Для многих м. Иоанна была  старицей, и до сих пор живы свидетели той духовной реальности, которую она воплощала, в которой жила.  Для мира она была блаженной, не от мира сего, однако и он, по промыслу Божию, мог оценить ее достоинства.
Материалы, которые вот "откопались" в моем электронном архиве, опубликованы в книге, издававшейся дважды. В первом издании она называлась "Молю о тех, кого Ты мне дал" , во втором - "Оставляю вам Анну" (и то, и другое - слова Вл.Серафима).
Начну - с авторского вступления к автобиографической повести, дающего представление о семье, в которой родилась и выросла м.Иоанна.

Милости Господни добро есть поведати и благодарити о них Господа.

Пречистая Богородица Дева Мария благоволила прославиться в Великой Сергиевой Лавре в Своем образе Черниговском[i]. В прославление сей чудотворной иконы Лавра начала к концу XIX столетия строить собор близ своего скита, именуемого Гефсиманским[ii]. Благочестивая Москва, усердно притекавшая к раке преподобного Сергия в Свято-Троицкую Лавру, не осталась безучастной к святому делу — построению храма в честь Пречистой Матери Господа Иисуса Христа.

В конце XIX столетия особым благочестием и усердием отличались две семьи московских купцов. Одной из них была семья Патрикеевых, в лице двух братьев — Павла и Ильи Васильевичей. Павел Васильевич состоял ктитором при своем приходском храме и проявил себя усердным христианином и благодетелем. Он заново отделал древний храм святого благоверного князя Владимира[iii], воздвигнутый в 1514 году, построил и подарил храму двухэтажный каменный дом.

У Павла Васильевича и супруги его была одна скорбь: все дети их умирали в младенчестве. Благочестивая супруга молитвенно обратилась за помощью к великому и скорому помощнику — преподобному Сергию. Приехав в святую Троицкую Сергиеву Лавру, она излила у раки чудотворца свою скорбь. Затем посетила в Лавре Высокопреосвященного Владыку митрополита Московского Филарета, близко знавшего их семью, и просила его молитвенного ходатайства пред преподобным Сергием о даровании ей утешения в многолетней скорби. Маститый старец и молитвенник митрополит Филарет внял скорби верующей матери и утешил ее такими словами:

 — Вы приехали просить преподобного Сергия о даровании жизни чадам. Веруйте, что он услышал вашу молитву, и когда будет у Вас дитя мужского пола, дайте ему имя преподобного Сергия, вручите жизнь его Преподобному и, Бог даст, младенец будет жить во славу Божию.

Утешенная мать вскоре была обрадована исполнением слов Первосвятителя Московского. Рожденный ею младенец, нареченный при крещении святым именем преподобного Сергия, стал жить и расти на радость родителям, и все после него рожденные дети по молитвам Преподобного и святителя Филарета оставались жить. Отрок Сергий ежегодно в благодарность своему Небесному покровителю вместе с родителями ходил из Москвы до Свято-Троицкой Лавры пешком на богомолье.

Родитель его Павел Васильевич скончался рано и оставил юного Сергия за старшего в семье. К этому времени умер и брат Павла Васильевича — Илья Васильевич и, будучи бездетным, отказал свой капитал старшему племяннику Сергею Павловичу, заповедав на часть капитала устроить в строящемся соборе в честь Черниговской Божией Матери придел во имя его Ангела — святого пророка Божия Илии. Сергей Павлович единовременно внес на постройку собора двадцать пять тысяч рублей и затем часто стал посещать Гефсиманского строителя отца Даниила с братией и казначея отца Досифея, узнавая их нужды по постройке храма и помогая его созиданию.

Вторая семья Московского купечества, в лице вдовицы Осиповой Александры Игнатьевны, приняла еще большее участие в постройке собора, пожертвовав сто две тысячи рублей[iv]. Ее иждивением создавался центральный алтарь и главная часть постройки. На левом клиросе в нише помещался семейный образ Осиповых, изображающий святых угодников Божиих, имена которых носили члены семьи. Бывая часто у преподобного Сергия, добрая вдовица соорудила к раке Чудотворца большой серебряный подсвечник стоимостью в пять тысяч рублей.

Единственная дочь вдовицы Осиповой — благочестивая и боголюбивая юная девица Анна Алексеевна, желая спасти свою душу, думала удалиться от мира. Богатство и роскошь пугали ее благочестивое сердце, и она, будучи у Киевских старцев, попросила их благословения на жизненный путь. Старец сказал ей: «Если мать хочет выдать тебя замуж, исполни ее материнское указание. Придет время, будет угодно Господу, и монашество от тебя не уйдет».

Обе семьи — Патрикеевых и Осиповых, вместе бывая на богослужениях и у игумена, особенно близко познакомились на Рождество и в день освящения собора во имя Пресвятой Богородицы[*]. Сергею Павловичу очень нравилась кроткая и благочестивая Анна Алексеевна, и он избрал ее себе в подруги жизни. Но строгая вдовица Александра Игнатьевна никак не могла расстаться с единственной дочерью и не скоро согласилась отдать ее в замужество, хотя и любила Сергея Павловича. Помог делу казначей отец Досифей, а главное, всеми чтимый старец отец Варнава[v]. Он склонил Александру Игнатьевну отдать дочь за Сергея Павловича, сказав при этом: «Лучшего человека вам не найти для дочки вашей Анны Алексеевны».

29 апреля 1896 года в храме святого князя Владимира состоялось бракосочетание Сергея Павловича с Анной Алексеевной. Счастливые новобрачные дружно жили в страхе Божием и взаимной любви, по милости Божией Матери, дарованной за усердие при построении собора и ради благословения старцев Свято-Троицкой обители. В доме их находился чудный образ Черниговской Божией Матери — благословение Гефсиманских старцев семье Осиповых — с изображениями на полях святых, имена которых носили благотворители обители.

В Москве семья Патрикеевых проживала в своем доме близ храма святого князя Владимира, рядом с женским монастырем во имя Иоанна Предтечи[vi], которого особенно чтила Анна Алексеевна, считая его своим покровителем, так как родилась она в день святого его усекновения. Совместная жизнь Сергея Павловича и Анны Алексеевны текла тихо, ровно, спокойно. Супруги жили в мире, любви и согласии. За построение величественного храма в честь Божией Матери Бог наградил их построением чудного нового дома в предместии Москвы — Химках[vii], где семья проживала летом, наслаждаясь чудной природой и утешаясь в храме, прилежащем к их дому[viii], где Сергей Павлович был ктитором. Господь благословил супругов рождением чад. Первенец — Павел, дочери Ольга, Мария, Александра, Анна и наименьший — Владимир.

По благословению Божию ниже изложена повесть о судьбах Божиих в жизни меньшей дочери их Анны. Молитвами Пречистой Девы Богородицы и старца Владыки Серафима, Господи, благоволи преподать изложение во славу святого имени Твоего. Аминь.



[i] Черниговско-Гефсиманская икона Божией Матери прославилась в конце прошлого века многочисленными и разнообразными чудотворениями. Первое замечательное чудо от нее совершилось 1 сентября 1869 г. — исцеление крестьянки Феклы Адриановой, до того девять лет лежавшей без движения. В настоящее время местонахождение иконы неизвестно. В Троице-Сергиевой Лавре имеется два почитаемых списка с нее.
[ii] Гефсиманский скит, к востоку от Лавры, близ Сергиева Посада, основан в 1742 г.; в 1844 г. восстановлен Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым). Пещеры, над которыми впоследствие был воздригнут Черниговский скит, находятся к северу от Гефсиманского скита, за оврагом. Пещеры и устроившаяся над ними обитель своим происхождением обязаны известному в свое время всей Москве и большей части России блаженному Филиппушке (схимонах Филипп; в миру — Филипп Андреевич Хорев). В Черниговский скит, в отличие от Гефсиманского, допускались женщины. Здесь принимал народ почитаемый старец иеромонах Варнава. В 1990 г. южная часть Черниговского скита, включая собор, колокольню над юго-восточными вратами, южный келейный корпус, где была и келия о. Варнавы, передана Церкви.
[iii]
Церковь св. равноапостолького князя Владимира в Старых Садах, близ Солянки, с приделами Бориса и Глеба (северный) и Кирика и Иулиты (южный). Была закрыта в 1933 г. С 1991 г. в храме возобновлены богослужения.
Вот что писал в конце прошлого века об этом храме и участии в его нуждах П.В.Патрикеева граф П.Дохиор: «В Москве близ Солянки, против Ивановского монастыря на горке, находится церковь в честь святого равноапостольного Великого князя Владимира, называемая в Садех... В старое время, 29 августа, в день усекновения главы Иоанна Предтечи, близ церкви открывалась ярмарка, на которой шла торговля русским полотном и деревенским холстом. С прекрашением этой торговли церковь значительно обеднела, так что не было возможности ее причту существовать, нельзя было даже удовлетворять самые необходимые церковные потребности и совершать церковные службы.
И
в эту-то невзгоду Промыслу Божию было угодно, чтобы один из прихожан, потомственный почетный гражданин Павел Васильевич Патрикеев (ныне умерший) обратил свое внимание на бедственное положение церкви и причта и, как истинный христианин и усердный сын Церкви, во-первых, обновил внутри храм святого князя Владимира, а во-вторых, для дохода на нужды церкви и причта выстроил каменный двухэтажный с подвальным этажом и тем сохранил о себе незабвенную память; но в другом случае нерукотворный памятник, потому что его, как любившего благолепие храма и почившего, поминает и будет поминать святая Церковь. Такой памятник дороже всех других, нужнее и лучше, потому что он полезен для души, а душа важнее тела». (Московские церковные ведомости. 1899. № 28. 15 июля. С. 354.)
[iv] Сергей Павлович Патрикеев и Александра Игнатьевна Осипова отмечены в ряду жертвователей на строительство Черниговского храма (См.: Гефсиманский скит и Пещеры при нем. Троице-Сергиева Лавра, 1899. С. 89).
[*] Храм в честь Черниговско-Гефсиманской иконы Божией Матери, построенный над пещерным храмом, на месте прежнего — препп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, был освящен 26 августа 1893 г.
[v]
Иеромонах Варнава (Меркулов), известный старец, духовник Пещер Гефсиманского скита. † 17 февраля/2 марта 1906 г. 19 июля 1995 г., в день Собора Радонежских святых, канинозирован Церковью.
[vi] Общежительный Ивановский женский монатырь находится близ улицы Солянки, в Ивановском переулке. С XVI века он был известен как место заточения царственных узниц. Здесь пребывали в заточении супруга Василия Шуйского царица Марья Петровна, супруга сына Иоанна Грозного царевича Иоанна Пелагея Михайловна; здесь скончала свои дни княжна Августа Тараканова, а иночестве Досифея. В Ивановском монастыре было два храма: соборный, в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя, и больничная церковь, посвященная памяти праведной Елизаветы.
Монастырь был закрыт в 1918 г. и превращен в концлагерь. В настоящее время монастырские здания заняты различными светскими организациями.
[vii] Загородный дом Патрикеевых в Химках построен по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля. В настоящее время в этом доме располагается центральная городская поликлиника.
[viii] Храм бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана с приделом св. благоверного князя Александра Невского. Закрытый после революции храм был возвращен Церкви в 1994 г.


Tags: схимонахиня Иоанна
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments