ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Categories:

Св. Анна Новгородская, супруга блгв. Вел. кн. Ярослава Мудрого

КРАТКОЕ ЖИТИЕ БЛАГОВЕРНОЙ КНЯГИНИ АННЫ НОВГОРОДСКОЙ
Свя­тая Ан­на Нов­го­род­ская (до Кре­ще­ния Ин­ги­гер­да) бы­ла стар­шей до­че­рью швед­ско­го ко­ро­ля свя­то­го Оло­фа Шет­ко­нун­га (994–1022 г.), про­зван­но­го «все­хри­сти­ан­ней­шим ко­ро­лем». В 1008 г. ко­роль, его се­мья и дру­жи­на при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. Ин­ги­гер­да по­лу­чи­ла ис­клю­чи­тель­ное для жен­щи­ны то­го вре­ме­ни об­ра­зо­ва­ние: изу­чи­ла Свя­щен­ное Пи­са­ние, ли­те­ра­ту­ру, ис­то­рию. Она бы­ла ис­тин­ной до­че­рью Скан­ди­на­вии эпо­хи ви­кин­гов и по­то­му с ран­них лет поль­зо­ва­лась боль­шой сво­бо­дой, участ­во­ва­ла в об­ще­ствен­ной жиз­ни сво­ей ро­ди­ны, пу­те­ше­ство­ва­ла, при­ни­ма­ла го­стей, хо­ро­шо вла­де­ла ору­жи­ем. Ис­то­ри­че­ские ис­точ­ни­ки осо­бо от­ме­ча­ют ее ум, сме­лость, боль­шое вли­я­ние на окру­жа­ю­щих.

P1010148

В 1017 г. Ин­ги­гер­да по во­ле от­ца вы­шла за­муж за то­го, «кто был до­сто­ин его друж­бы» – ве­ли­ко­го кня­зя Ки­ев­ско­го Яро­сла­ва Муд­ро­го (1019–1054). В ка­че­ство при­да­но­го она при­нес­ла Рус­ской зем­ле го­род Аль­дей­га­борг (Ста­рая Ла­до­га). Пра­во­сла­вие Ин­ги­гер­да при­ня­ла с име­нем Ири­на. Став ве­ли­кой кня­ги­ней, она все си­лы ду­ши и серд­ца, все бла­го­дат­ные да­ры свои от­да­ла но­вой ро­дине, бу­дучи вер­ной по­мощ­ни­цей и со­вет­чи­цей му­жа в его де­лах. Од­на­жды, ко­гда воз­му­ти­лась на­ем­ная нор­веж­ская стра­жа и про­си­ла ве­ли­кую кня­ги­ню быть по­сред­ни­цей меж­ду ни­ми и Яро­сла­вом, она со­гла­си­лась, но пре­ду­пре­ди­ла, что бу­дет за­щи­щать ин­те­ре­сы му­жа. Ко­гда про­тив ве­ли­ко­го кня­зя вы­сту­пил с ра­тью его брат Мсти­слав Тму­то­ра­кан­ский, Ири­на пред­ло­жи­ла ре­шить спор во­ен­ным по­един­ком с ней, но Мсти­слав от­ве­тил, что с жен­щи­на­ми он бо­роть­ся не при­вык – и усту­пил бра­ту.
Боль­шое вли­я­ние ока­за­ла Ири­на на доб­рые от­но­ше­ния с се­вер­ны­ми стра­на­ми Ев­ро­пы. Она при­юти­ла в Ки­е­ве из­гнан­ных сы­но­вей ан­глий­ско­го ко­ро­ля Эд­мун­да, Эдви­на и Эду­ар­да, а так­же прин­ца Маг­ну­са Нор­веж­ско­го. Он не вер­нул­ся на ро­ди­ну до тех пор, по­ка ве­ли­кая кня­ги­ня не убе­ди­лась, что нор­веж­цы от­да­дут ему от­чий пре­стол и его пра­ва бу­дут ува­жать. Рус­ское го­су­дар­ство в то вре­мя иг­ра­ло зна­чи­тель­ную роль в жиз­ни Ев­ро­пы, его ав­то­ри­тет и вли­я­ние бы­ли как ни­ко­гда вы­со­ки – и в этом нема­лая за­слу­га ве­ли­кой кня­ги­ни.
Вре­мя кня­же­ния Яро­сла­ва Муд­ро­го и Ири­ны – пе­ри­од выс­ше­го подъ­ема Ки­ев­ской Ру­си. Яро­слав за­мыс­лил устро­ить столь­ный Ки­ев как «град Бо­жий» – зем­ное от­ра­же­ние Небес­но­го Иеру­са­ли­ма (Откр.2:10). Цен­тром Ки­е­ва стал храм Со­фии – Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей. Вход в град Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей осу­ществ­лял­ся через Зо­ло­тые Во­ро­га, над ко­то­ры­ми был воз­двиг­нут храм Бла­го­ве­ще­ния. Недав­ние языч­ни­ки глу­бо­ко по­чи­та­ли Пре­свя­тую Де­ву как Храм Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей. По­это­му хра­мо­вым празд­ни­ком в Ки­ев­ском со­бо­ре свя­той Со­фии стал день Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.
В 1046 г. гре­че­ская ца­рев­на Ан­на, вы­хо­дя за­муж за сы­на Яро­сла­ва и Ири­ны Все­во­ло­да, при­нес­ла в Ки­ев чу­до­твор­ную ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри Оди­гит­рии (Пу­те­во­ди­тель­ни­цы) – бла­го­сло­ве­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Рус­ско­му го­су­дар­ству. Ду­хов­ное зна­че­ние это­го об­ра­за для хри­сти­ан­ской Ру­си вы­ра­жа­ют сло­ва ака­фи­ста Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це: «Ра­дуй­ся, Цар­ствия неру­ши­мая сте­но!» Эта ико­на по­лу­чи­ла впо­след­ствии имя «Смо­лен­ской».
В 1051 г. при­шел в Ки­ев с Афо­на пре­по­доб­ный Ан­то­ний Пе­чер­ский – ос­но­ва­тель Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря. Через него Бо­жия Ма­терь бла­го­сло­ви­ла Ки­ев как Свой тре­тий Все­лен­ский Жре­бий.
Яро­слав Муд­рый стре­мил­ся сде­лать Русь ор­га­нич­ной ча­стью все­лен­ско­го хри­сти­ан­ства. Хра­мы стро­и­лись по всей Рус­ской зем­ле. Гре­че­ские пев­цы на­учи­ли рус­ских пра­во­слав­но­му цер­ков­но­му пе­нию. При Яро­сла­ве был со­став­лен пер­вый на Ру­си свод за­ко­нов «Рус­ская Прав­да», по­яви­лась «Корм­чая» – пе­ре­вод ви­зан­тий­ско­го Но­мо­ка­но­на. Яро­слав со­брал кни­ги и ру­ко­пи­си, ко­то­рые пе­ре­во­ди­лись с гре­че­ско­го на сла­вян­ский. Для рас­про­стра­не­ния гра­мот­но­сти он по­ве­лел ду­хо­вен­ству обу­чать де­тей, а в Нов­го­ро­де устро­ил учи­ли­ще.
В крат­чай­ший срок ки­ев­ские книж­ни­ки осво­и­ли гро­мад­ные ли­те­ра­тур­ные бо­гат­ства Ви­зан­тии. Столь же стре­ми­тель­но про­ис­хо­ди­ло усво­е­ние об­раз­цов ви­зан­тий­ско­го ис­кус­ства – ар­хи­тек­ту­ры, жи­во­пи­си.
Не ме­нее важ­ным для судь­бы Ру­си ста­ло вхож­де­ние в Ки­рил­ло-Ме­фо­ди­ев­ское на­след­ство. «Ле­тит бо ныне сло­вень­ско пле­мя», – так про­ро­че­ски ука­зал свя­той Ки­рилл рост зна­че­ния сла­вян­ских на­ро­дов. Из Бол­га­рии, имев­шей бо­га­тей­шую хри­сти­ан­скую ли­те­ра­ту­ру, Русь по­лу­чи­ла огром­ное ко­ли­че­ство книг, а глав­ное – бо­го­слу­жеб­ные кни­ги на близ­ком и по­нят­ном язы­ке.
Ве­ли­ко­му кня­зю ча­сто при­хо­ди­лось бы­вать в да­ле­ких по­хо­дах и по­езд­ках, во вре­мя ко­то­рых Ири­на оста­ва­лась в Ки­е­ве, управ­ляя де­ла­ми.
Уже при жиз­ни Ири­на про­сла­ви­лась сво­ей доб­ро­де­те­лью и бла­го­че­сти­ем. Свя­ти­тель Ила­ри­он, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский († 1053 г., па­мять 21 ок­тяб­ря) в сво­ем зна­ме­ни­том «Сло­ве о за­коне и бла­го­да­ти» пи­шет, об­ра­ща­ясь к уже по­кой­но­му свя­то­му Вла­ди­ми­ру († 1015г., па­мять 15 июля) – кре­сти­те­лю Ру­си: «Взгля­ни на сно­ху твою Ири­ну, взгля­ни на вну­ков и пра­вну­ков тво­их, как они жи­вут, как Бог их хра­нит, как они со­блю­да­ют ве­ру, ко­то­рую ты им за­ве­щал, как они вос­хва­ля­ют Имя Хри­сто­во!»
Ири­на ста­ла ма­те­рью се­ме­рых сы­но­вей и трех до­че­рей. Осо­бен­но из­вест­ны ее сы­но­вья: свя­той бла­го­вер­ный князь Вла­ди­мир Нов­го­род­ский († 1042 г., па­мять 4 ок­тяб­ря), ве­ли­кий князь Изя­с­лав Ки­ев­ский, Свя­то­слав Чер­ни­гов­ский, Все­во­лод Пе­ре­я­с­лав­ский (отец Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха).
До­че­ри Ири­ны, как и их отец, мать и бра­тья вос­пи­ты­ва­лись в ат­мо­сфе­ре «книж­но­сти». Ле­то­пи­сец со­об­ща­ет, что Яро­слав «на­се­ях книж­ны­ми сло­ве­сы» серд­ца близ­ких ему лю­дей. Ве­ли­кая кня­ги­ня на­учи­ла де­тей род­но­му язы­ку, и они пре­крас­но по­ни­ма­ли скан­ди­нав­ские са­ги, ко­то­рые рас­пе­ва­ли при дво­ре кня­зя ва­ряж­ские во­и­ны. До­че­ри Ири­ны и Яро­сла­ва ста­ли ко­роле­ва­ми: Ан­на – фран­цуз­ской, Ма­рия – вен­гер­ской, Ели­за­ве­та – нор­веж­ской. Из­вест­но, что ве­ли­кая кня­ги­ня ос­но­ва­ла в Ки­е­ве мо­на­стырь во имя сво­ей по­кро­ви­тель­ни­цы – свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ири­ны и, по обы­чаю то­го вре­ме­ни, долж­на бы­ла не толь­ко за­бо­тить­ся о нем, но и управ­лять им. В 1045 го­ду она на­пра­ви­лась в Нов­го­род к сы­ну Вла­ди­ми­ру на за­клад­ку со­бо­ра во имя Свя­той Со­фии Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей. В Нов­го­ро­де ве­ли­кая кня­ги­ня Ири­на при­ня­ла мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Ан­на. Это был пер­вый по­стриг в ве­ли­ко­кня­же­ском до­ме; с него на­ча­лась тра­ди­ция по­стри­же­ния рус­ских кня­зей и кня­гинь по­сле ис­пол­не­ния ими дол­га пра­ви­те­лей на­ро­да. Здесь же, в Нов­го­ро­де, свя­тая кня­ги­ня Ан­на скон­ча­лась 10 (23) фев­ра­ля 1051 го­да и бы­ла по­гре­бе­на в Со­фий­ском со­бо­ре. Вско­ре ря­дом с ней упо­ко­и­лось и те­ло ее сы­на – Нов­го­род­ско­го кня­зя Вла­ди­ми­ра.
По­чи­та­ние свя­той Ан­ны и сы­на ее свя­то­го Вла­ди­ми­ра бы­ло уста­нов­ле­но по­сле зна­ме­ния, быв­ше­го Нов­го­род­ско­му ар­хи­епи­ско­пу свя­ти­те­лю Ев­фи­мию († 1458 г., па­мять 11 (24) мар­та) в 1439 го­ду. В свя­зи с этим зна­ме­ни­ем бы­ла уста­нов­ле­на со­бор­ная па­мять Нов­го­род­ских свя­ти­те­лей, по­гре­бен­ных в со­бо­ре Свя­той Со­фии.
Свя­тая рав­ноап­о­столь­ная Оль­га и пре­по­доб­ная Ан­на Нов­го­род­ская, сто­я­щие в ос­но­ва­нии рус­ской жен­ской свя­то­сти, рас­кры­ва­ют два пу­ти слу­же­ния: ду­хов­но­го и зем­но­го ма­те­рин­ства. Оба эти пу­ти на­хо­дят­ся под бла­го­при­ят­ным по­кро­вом Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.
Пер­вая же­на – Ева (жизнь) – на­зва­на в Биб­лии «ма­те­рью всех жи­ву­щих» (Быт.3:20), но она на­зва­на так ужо по­сле гре­хо­па­де­ния. Свя­тые от­цы го­во­рят, что столь слав­ное на­зва­ние – про­ро­че­ство о вто­рой Еве – Пре­свя­той Де­ве, ко­то­рая рож­да­ет Са­му Жизнь – Твор­ца и Спа­си­те­ля ми­ра – и де­ла­ет­ся «Ма­те­рью всех жи­ву­щих». В тайне Ее Ма­те­рин­ства за­клю­че­на пол­но­та Бо­же­ствен­ной люб­ви, в Ее ли­це жен­щи­на бы­ла воз­ве­ли­че­на пред всем ми­ром – ви­ди­мым и неви­ди­мым.
Хри­сти­ан­ство вы­со­ко це­нит жен­щи­ну как мать. Ма­те­рин­ство пре­об­ра­жа­ет че­ло­ве­че­скую лю­бовь, при­об­ща­ет че­ло­ве­ка к тайне рож­де­ния жиз­ни, со­здан­ной для веч­но­сти, для ра­до­сти и кра­сот. Жен­щи­на-мать яв­ля­ет­ся хра­ни­тель­ни­цей се­мьи и се­мей­но­го оча­га. От ее мяг­ко­сти, за­бот­ли­во­сти, тер­пе­ния, спо­соб­но­сти жерт­вен­но слу­жить за­ви­сит внут­рен­ний мир и устой­чи­вость се­мьи. На жен­щине ле­жит вы­со­чай­шая за­да­ча – вос­пи­та­ние но­вых граж­дан Цар­ства Небес­но­го. Та­кой ма­те­рью бы­ла ве­ли­кая кня­ги­ня Ири­на.
Зна­ме­на­тель­но ду­хов­ное пре­ем­ство свя­тых Оль­ги и Ан­ны: свя­тая рав­ноап­о­столь­ная Оль­га стро­ит храм Свя­той Со­фии в Ки­е­ве – глав­ный храм Ки­ев­ской Ру­си; свя­тая Ан­на Нов­го­род­ская участ­ву­ет в за­клад­ке и стро­и­тель­ство Хра­ма Свя­той Со­фии в Нов­го­ро­де. Пре­по­доб­ная Ан­на ста­ла хра­ни­тель­ни­цей хра­ма Свя­той Со­фии в Нов­го­ро­де, здесь на­хо­ди­лись от­кры­ты­ми для по­кло­не­ния ее свя­тые мо­щи. Так свя­тая Оль­га и пре­по­доб­ная Ан­на утвер­жда­ют ду­хов­ную вер­ти­каль Древ­ней Ру­си, со­еди­няя два ее глав­ных ду­хов­ных цен­тра: Ки­ев и Нов­го­род.
Пре­по­доб­ная Ан­на Нов­го­род­ская по­ло­жи­ла на­ча­ло со­еди­не­нию двух пу­тей свя­то­сти – свя­тых бла­го­вер­ных кня­гинь (ца­риц) и пре­по­доб­ных, т.е. де­я­тель­но­го слу­же­ния ми­ру и мо­лит­вен­но­го со­зер­ца­ния, мо­на­ше­ско­го по­дви­га.
Древ­не­рус­ский се­мей­ный быт был ос­но­ван на стро­гом бла­го­че­стии, ис­пол­не­нии еже­днев­но­го мо­лит­вен­но­го пра­ви­ла, чте­нии Свя­щен­но­го Пи­са­ния, Псал­ти­ри, жи­тий свя­тых, хож­де­нии в храм. Се­мья – это преж­де все­го до­маш­няя цер­ковь. Ду­хов­ным иде­а­лом ве­ру­ю­щих рус­ских лю­дей был об­раз мо­на­ха-по­движ­ни­ка. И мно­гие рус­ские лю­ди же­ла­ли мо­на­ше­ства, как увен­ча­ния жиз­нен­но­го пу­ти.
Бла­го­вер­ные кня­ги­ни Ру­си, ов­до­вев, не вы­хо­ди­ли за­муж во вто­рой раз, хо­тя Цер­ковь не за­пре­ща­ла вто­рой брак. Мо­на­ше­ский по­стриг – об­ру­че­ние Небес­но­му Же­ни­ху – стал пу­тем, ко­то­рый наи­бо­лее со­от­вет­ство­вал иде­а­лу жиз­ни вдо­вы. По­это­му по­стриг вдов в кня­же­ской и бо­яр­ской сре­де стал по­чти пра­ви­лом. Цер­ковь укра­ша­ла мо­на­ше­ским чи­ном за­вер­шен­ный по­двиг су­пру­же­ской жиз­ни. Рус­ско­му на­ро­ду кня­ги­ни-ино­ки­ни яв­ля­ли при­мер до­стой­но­го за­вер­ше­ния еди­но­бра­чия.
Осо­бен­ность пу­ти пре­по­доб­ной Ан­ны рас­кры­ва­ет­ся в ее про­ис­хож­де­нии. Дочь ино­го на­ро­да тру­дит­ся над со­зи­да­ни­ем Свя­той Ру­си, вста­ет вме­сте со свя­той Оль­гой в ос­но­ва­нии ле­стви­цы рус­ской жен­ской свя­то­сти. Пре­по­доб­ная Ан­на усво­я­ет чу­жих как сво­их, не де­лая раз­ли­чия, со­зи­дая един­ство ро­да че­ло­ве­че­ско­го. «Свя­той ца­ри­цей Ири­ной» на­зы­ва­ли ее в се­вер­ных стра­нах – сре­ди свя­тых жен этих на­ро­дов она воз­си­я­ла пер­вой и ста­ла небес­ной по­кро­ви­тель­ни­цей и мо­лит­вен­ни­цей за них. Так имя Ири­на («мир»), по­лу­чен­ное Ин­ги­гер­дой в пра­во­сла­вии, ока­зы­ва­ет­ся глу­бо­ким вы­ра­же­ни­ем ее ду­хов­но­го де­ла­ния.
В об­ра­зе пре­по­доб­ной Ан­ны Нов­го­род­ской мы ви­дим ис­то­ки мно­гих ос­нов­ных на­прав­ле­ний ду­хов­но­го труж­де­ния рус­ских жен­щин. По­да­ва­е­мая ею бла­го­дат­ная по­мощь осо­бен­но дей­ствен­на сей­час. В пре­по­доб­ной яр­ко про­яви­лось твор­че­ское на­ча­ло че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, и по­то­му она име­ет воз­мож­ность по­мочь в вы­бо­ре пу­ти. Вся ее жизнь бы­ла слу­же­ни­ем Бо­жи­ей Ма­те­ри, ода­рив­шей свя­тую бла­го­дат­ны­ми да­ра­ми и счаст­ли­вым ма­те­рин­ством. По­это­му так мно­го зна­чит пред­ста­тель­ство пре­по­доб­ной Ан­ны пе­ред Пре­чи­стой.
Дру­гое имя, дан­ное ей при по­стри­ге – Ан­на («бла­го­дать») – ука­зы­ва­ет на един­ствен­ную си­лу, ко­то­рая по­мо­га­ет че­ло­ве­ку до­стичь свя­то­сти – бла­го­дать Бо­жию.
В 1991 г. го­род­ской му­зей воз­вра­тил Церк­ви мо­щи пре­по­доб­ной Ан­ны Нов­го­род­ской име­е­те с дру­гой ве­ли­чай­шей свя­ты­ней пра­во­сла­вия – чу­до­твор­ной ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние».
Во вре­ме­на гроз­ных опас­но­стей для сво­е­го гра­да нов­го­род­цы об­ра­ща­лись к Бо­жи­ей Ма­те­ри, взы­вая о По­мо­щи, за­щи­те, пре­кра­ще­нии меж­до­усо­бий – и по­сле об­щих мо­литв Ма­терь Гос­по­да ограж­да­ла свой воз­люб­лен­ный град от бе­ды. По­сле дол­гих де­ся­ти­ле­тий мы име­ем воз­мож­ность мо­лить­ся пред Пре­чи­стым об­ра­зом «Необо­ри­мой Сте­ны», «со­про­тив­ных опол­че­ния низ­ла­га­ю­щей».
А вме­сте с ним воз­вра­ти­лась к ча­дам сво­им Небес­ная По­кро­ви­тель­ни­ца Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да – мо­щи пре­по­доб­ной Ан­ны Нов­го­род­ской от­кры­то пре­бы­ва­ют в Нов­го­род­ском хра­ме свя­то­го апо­сто­ла Филип­па, да­руя бла­го­дат­ную по­мощь и ра­дость ду­хов­ную в на­ши смут­ные вре­ме­на.
Бла­го­вер­ная кня­ги­ня Ан­на Нов­го­род­ская, су­пру­га ве­ли­ко­го кня­зя Яро­сла­ва Муд­ро­го, да­ла ис­тин­ное хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние сво­им де­тям, от­ли­чав­шим­ся креп­кой ве­рой в Бо­га, тру­до­лю­би­ем, прав­ди­во­стью и уче­но­стью. Сын ее Мсти­слав стал впо­след­ствии ве­ли­ким кня­зем Ки­ев­ским, а до­че­ри – ко­роле­ва­ми за­пад­но­ев­ро­пей­ских го­су­дарств. Са­ма же кня­ги­ня, оста­вив мир, ушла в мо­на­стырь, где и окон­чи­ла свои дни в стро­гом по­слу­ша­нии и мо­лит­ве в 1056 го­ду.

Тропарь благоверной княгини Анны Новгородской
глас 1
От запада возсиявши, яко звезда небосветлая,/ прияти Православную веру сподобилася еси,/ в нейже плод благославный Русской земле принесши,/ святая благоверная княгине Анно,/ Христа всем сердцем возлюбила еси,/ Того оправдания и законы хранящи;/ темже днесь всесвятую твою память празднующе,/ грехов оставление молитвами твоими приемлем.
Кондак благоверной княгини Анны Новгородской
глас 4
Днесь в светлой памяти твоей/ Великий Новград веселится,/ созывая всех верных светло праздновати память твою,/ и мы ныне, духовно ликовствующе,/ радостно славим тя и молим:/ святая благоверная княгине Анно,/ предстоя Святей Троице/ моли избавити Великий Новград и всю землю Русскую/ от всяких бед и обстояний и всем нам спастися.
Tags: иконы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment