ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

Слово о трезвении и хранении сердца

Никифор Исихаст (Уединенник)

...В третьей (и основной) части произведения Никифором развиваются несколько главных мыслей. Прежде всего, опираясь на святоотеческое Предание, он дает достаточно пространное определение “внимания”. Оно есть "хранение ума или сердца”, “трезвение”, “умное безмолвие”, “признак чистого (полнейшего) покаяния” и одновременно “несомненная удостоверенность в прощении грехов”, начало или основа созерцания; это “внимание” является причиной (точнее, оно “сопричинно” - веры, надежды и любви и т.д.
Данный величайший плод духов­ного преуспеяния обретается большинством “из научения”, и лишь очень немногие из подвизающихся в духовном делании, вследствие своего усиленного трудничества и теплоты веры, обходятся без такого научения. Поэтому для стяжания сего плода следует искать “надежного путеводителя”, то есть опыт­ного духовника, который, опираясь на опыт собственной духовной брани и искушений, укажет правильный путь.
Далее Никифор переходит к изложению психосоматического метода молитвы...
...Оказавшись в сердце, ум первоначально как бы пребывает в беспечности вследствие внутренней тесноты, но когда пообвыкнется, то уже не испытывает любви к внешним развлечениям или “кружениям”. Наоборот, соединившись в сердце с душой, он преисполняется неизреченным наслажде­нием и радостью, подобно мужу, после долгой разлуки уви­девшему жену и детей. Это вхождение в “сердечное место ”не означает бездействия ума, ибо там он должен непрестанно трудиться и радеть. Таковой труд ума есть постоянная Иису­сова молитва, делающая его “неразвлеченным” и недоступным для “прилогов” врага, а также каждодневно возводящая его к “Божественной любви и вожделению”...
...Именно там, "внутри груди”, когда молчат уста наши, мы гла­голем, лелеем думы, возносим молитвы и псалмопения к Богу. Посему в этом "разумном начале” мы должны, удалив из него всякий помысел, творить постоянно Иисусову молитву, побуждая себя к тому, чтобы она, вместо какой-либо другой мысли, всегда "вопияла” внутри.

Таково содержание главного аскетического сочинения Ни­кифора Исихаста...

А.И. СИДОРОВ. "МЕТОД СВЯЩЕННОЙ МОЛИТВЫ И ВНИМАНИЯ" И ЕГО МЕСТО В ТРАДИЦИИ ИСИХАЗМА

Tags: аскетика, богословие, исихазм, молитва
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments