ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ, АРХИЕПИСКОП МИРЛИКИЙСКИЙ, ЧУДОТВОРЕЦ

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ, АРХИЕПИСКОП МИРЛИКИЙСКИЙ, ЧУДОТВОРЕЦ

Великий угодник Божий и чудотворец святитель Мир Ликийских Николай родился около 280 года в городе Патары Ликийской области (южное побережье Малоазийского полуострова) и был единственным сыном благочестивых христиан Феофана и Нонны. Родители его долгое время были бездетны и не преставали молиться о даровании им сына, причем дали обет посвятить его на служение Господу. Сохранилось предание, что во время совершения таинства святого крещения новорожденный младенец без поддержки простоял в купели три часа, воздавая тем славу Пресвятой Троице. Ему было наречено имя Николай (что значит победитель народа). С первых же дней своего младенчества святой Николай начал строгую подвижническую жизнь.

P8153252


При кормлении грудью по средам и пяткам он принимал молоко только однажды, после совершения родителями обычных молитв.
С детских лет святой Николай уклонялся от забав, праздности, хранил целомудрие, посвящал почти всё время чтению Божественного Писания, подвигам поста и молитвы, уже с юности созидая в себе достойное жилище Святого Духа. К храму Божию будущий святитель питал особую любовь и проводил там иногда целые дни и ночи в чтении Божественных книг, богомыслии и молитве.
Видя благочестие отрока, дядя его, епископ Патарский Николай, стал уговаривать родителей святого Николая отдать его на служение Господу, и те, помня свой обет, не пожалели принести сына в дар Даровавшему его. Приняв юношу, дядя-епископ возвёл его в священную степень чтеца, а затем и в сан пресвитера. Когда он совершал над святым Николаем таинство священства, то по внушению Святого Духа, обратившись к народу, бывшему в церкви, пророчески сказал: “Я вижу, братие, новое солнце, восходящее над землею и являющее собою милостивое утешение для скорбящих. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь его у себя пастырем! Ибо сей добре упасет души заблудших, препитает их на пажити благочестия и явится милосердным помощником в бедах и скорбях”. Это пророчество вскоре же стало оправдываться в жизни его племянника.
Промыслу Божию было угодно, чтобы добродетельная жизнь святого Николая служила на душевную пользу и спасение других. Однажды епископ Николай, отправляясь в Палестину на поклонение святым местам, поручил своему племяннику временно управлять Патарской Церковью, и тот всею душою отдался выполнению священных обязанностей епископа.
В это время скончались родители святого Николая, оставив сыну богатое наследство, которое тот употребил на дела милосердия. Рука его была отверста всякому нуждающемуся, при этом он старался благотворить тайно. Однажды будущий святитель узнал, что один из жителей города, ранее богатый, оказался в крайней нужде и замыслил отдать трёх своих взрослых дочерей на любодеяние, чтобы таким способом добывать средства к существованию. Святой Николай, пекущийся о нуждах своей паствы, тайно ночью бросил в окно хижины несчастного отца три мешочка с золотом, и тот смог выдать дочерей замуж. Так будущий святитель избавил семью от нищеты и тем самым спас её от духовной гибели.
Ещё будучи молодым пресвитером, святой Николай прославился многими чудесами. Однажды, совершая паломничество в Иерусалим, по дороге он предсказал надвигавшуюся бурю и даже видел, как нечистый дух взошел на корабль, намереваясь потопить его вместе с людьми. Действительно, разразилась сильная буря, но по молитве святого море утихло. В это же плавание по молитве святого корабельщик, упавший с мачты и разбившийся насмерть, встал невредимым.
В Иерусалиме будущий святитель поклонился святым местам, освящённым стопами Божественного Искупителя рода человеческого. Печальное зрелище представлял тогда священный город, более известный под именем Элии Капитолины. На месте храма, где Господь часто проповедовал, стоял храм Юпитера Капитолийского. На Голгофе возвышалась статуя Венеры. Гроб Господень служил подножием для капища Юпитера. Уцелела только небольшая церковь во имя Cвятых Апостолов на Сионской горе, устроенная из того дома, где совершилась Тайная Вечеря, а потом в день Святой Пятидесятницы на апостолов сошел Дух Святой. По преданию, двери церкви сами отворились перед святым Николаем. Пробыв немалое время в Палестине, он намеревался удалиться в пустыню для безмолвных подвигов, но по изволению свыше решил вернуться на свою родину. На обратном пути корабельщики задумали обмануть святого Николая и направили корабль в другую сторону. Но Господь не оставил Своего угодника: по молитве святого внезапно поднялся сильный ветер и понёс корабль в Ликию.
Желая удалиться от мира, угодник Божий по возвращении на родину отправился не в родной город, а в обитель, именуемую Cвятым Сионом. Тепло принятый братией, он думал окончить здесь свою жизнь в безвестности. Но Господь указал ему иной путь. Однажды, стоя на молитве, он услышал голос свыше: “Николай, не здесь та нива, на которой ты можешь принести ожидаемый Мною плод. Но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе имя Мое”. Всегда послушный воле Божией, святой Николай немедленно оставил обитель и отправился в большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской страны (ныне небольшое селение в Турции), где, никем не знаемый, он скорее мог избегнуть мирской славы. Здесь он жил как нищий, не зная, где приклонить главу свою, находя приют лишь в храме Господнем и единственное пристанище – в Боге. Господь же, видя его великое смирение, вскоре возвысил Своего угодника.
В то время скончался архиепископ всей Ликийской страны, и для избрания нового архипастыря в Миры собрались все епископы Ликии. Согласившись, что избрание епископа должно всецело зависеть от изволения Божия, они обратились с усердной молитвой к Господу, чтобы Он указал Своего избранника. И старшему из них Господь открыл, что надо посвятить во епископа человека, который первым придёт утром в храм. Было отрыто и имя избранника Божия – Николай. Утром прежде всех пришёл в храм святой Николай. Так по воле Божией стал он первосвятителем Ликийской Церкви.
В новом служении укрепляло святого чудесное видение, бывшее ему ещё прежде его поставления во епископа. Он видел, как Иисус Христос подавал ему Евангелие, а Пречистая Богоматерь возлагала на него святительский омофор.
По принятии архиерейского сана святой Николай стал всецело жить для других. Если прежде он втайне служил Богу, Который один только видел его подвиги, то теперь его добродетельная жизнь стала открыта для всех – ради пользы паствы и для прославления имени Божия, по заповеди Спасителя: “так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного” (Мф. 5,16). Он был “зерцалом для своего стада” (свт. Димитрий Ростовский), “образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте” (1 Тим. 4,12). Одежды он носил простые, весь день проводил в трудах и только в конце дня вкушал постническую пищу. Двери его дома были открыты для всех. Каждого принимал он с любовью, был для сирот отцом, для нищих – питателем, для плачущих – утешителем, для притеснённых – заступником.
В период гонения на христиан, воздвигнутого императором Диоклитианом (284–305), святитель Николай вместе со многими христианами был заключен в темницу, где провёл немало времени, терпеливо перенося голод и жажду. Он ободрял узников, убеждая их не страшиться мук и быть твёрдыми в исповедании Христа. Тогда многие из христиан, по словам святого Андрея Критского, “воодушевлением и ревностью святителя Николая соплели себе мученический венец” . Но самого святителя Христова Господь сохранил для пользы Церкви.
Святой равноапостольный Константин Великий (306–337) прекратил гонение и освободил исповедников, даровав Церкви свободу и мир. Святитель Николай вернулся к своей пастве и продолжал мудро управлять ею. Он также старался просветить светом Христовой веры язычников. Пользуясь благочестивым позволением императора, разрушил все языческие капища в своей стране, в том числе и храм греческой богини Артемиды, возвышавшийся в самих Мирах.
В те годы возникла ересь лжеучителя Ария, дерзнувшего отрицать единосущие Господа нашего Иисуса Христа со безначальным Его Отцом. Для осуждения этого лжемудрования святым императором Константином был созван в городе Никее I Вселенский собор. Среди 318 отцов собора был и святитель Николай. По преданию, на одном из заседаний святой Николай, не стерпев богохульства Ария, ударил еретика по щеке. Отцы собора, сочтя такой поступок излишеством ревности, лишили его святительского сана и заключили под стражу. Но в ту же ночь некоторым участникам Собора было такое же видение, которого удостоился ранее сам святой Николай: Господь Иисус Христос вручил ему Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор. Тогда отцы поняли, что Господу было угодно дерзновение святителя Николая, и, возвратив ему знаки епископского сана, почтили его как великого угодника Божия. Это предание, как свидетельствовал в середине прошлого века А.Р. Муравьёв, сохраняется в Никее “даже до сего дня” .
Вернувшись в свою епархию, святитель Николай продолжал трудиться на ниве Христовой, утверждая в вере христиан, обличая еретиков, “спасая от гибели сонмы их, не колеблясь от нападений еретических и отгоняя от словесного стада Христова этих хищных волков” (св. Андрей Критский). Он был поистине свет миру и соль земли,
Однажды в Ликийской стране был великий голод, и жители её терпели крайний недостаток в пище. Однако они имели “преславного в бедах заступника” – святителя Николая. Во сне явился он одному купцу, который, нагрузив хлебом свой корабль в Италии, намеревался плыть в другую страну. Святитель повелел ему отвезти хлеб для продажи в Ликию и дал ему в залог три золотые монеты. Проснувшись и найдя в руке золото, купец пришел в ужас и, не смея ослушаться повеления святого мужа, отправился в Миры, где распродал хлеб жителям. Рассказал им и о чудесном видении. Жители Мир тотчас узнали в явившемся купцу святом муже своего архипастыря святителя Николая и горячо возблагодарили Господа и Его святого угодника, так чудно напитавшего их во время голода.
Святитель Николай прославился и как умиротворитель враждующих, защитник несправедливо осуждённых и избавитель от напрасной смерти. Миtрский градоначальник Евстафий, подкупленный завистниками неких трёх мужей, осудил их на смерть. Святитель был в то время в местечке Плакомате. Сюда он был вызван для умиротворения народного возмущения, возникшего вследствие бесчинств и насилия, чинимых воинами царского войска, остановившимися в городе по пути в соседнюю с Ликией Фригию. Узнав о несправедливом поступке миtрского градоначальника, святитель Николай тотчас поспешил в Миры. Он появился на месте казни, когда меч уже был занесён над головами невинно осуждённых. Отстранив стражу, святитель остановил руку палача. Никто не осмелился воспрепятствовать ему. Градоначальник, грозно обличенный святым Николаем, сознался в своём грехе и просил принять его покаяние. При этом присутствовали и императорские военачальники Непотиан, Урса и Ерпилион, прибывшие в Миры из Плакоматы вместе со святителем, которые дивились ревности и благости великого Божия архиерея, не подозревая, что их самих вскоре постигнет участь тех трёх мужей.
Эти военачальники были посланы царём Константином во главе войска во Фригию для устранения возникшего там мятежа. Приняв от святителя Николая благословение на свой путь, они успешно исполнили царское повеление и с радостью возвратились в Константинополь. Но, удостоившись великих почестей от царя и его вельмож, они были вскоре оклеветаны перед императором в измене и осуждены на казнь. В клевете этой принял участие правитель города Евлавий, который, будучи подкуплен завистниками военачальников, передал её царю. Томясь в заключении и сознавая свою невиновность, воеводы недоумевали, за что их бросили в темницу. Один из них, Непотиан, вспомнил о святом Николае, и узники стали со слезами молиться, говоря: “Боже Николая, избавивший трёх мужей от неправедной смерти, призри ныне и на нас, ибо от людей не может быть нам помощи... Поспеши же к нам на помощь и избавь неповинных от смерти”. Скорый заступник в бедах, великий Чудотворец в ту же ночь явился во сне императору Константину и повелел отпустить невинно осужденных. Он подробно объяснил всё дело и в конце прибавил, что императора постигнет злая смерть, если он не послушает повеления и не освободит воевод. Удивившись властному приказанию и недоумевая, как мог ночью кто-то проникнуть во дворец, царь спросил явившегося мужа, кто он. Тот ответил: “Я – Николай, архиерей Мирской митрополии”.
В ту же ночь святитель Николай явился во сне и правителю города Евлавию и возвестил ему об осуждённых то же, что и царю. Наутро царь призвал к себе Евлавия и, узнав, что ему был такой же сон, велел привести к себе осуждённых на смерть военачальников и пожелал услышать от них истину. Убедившись в их невиновности, царь раскаялся, что сам стал виновником беззакония, за которое подлежит страшному суду Божию. В это время военачальники увидели образ святого Николая, сидящего рядом с царём и знаками обещающего им милость и прощение. Им он был виден, а царю и Евлавию нет. Они громко воскликнули: “Боже Николаев, избавивший тогда в Мирах трёх мужей от напрасной смерти, избавь и нас от настоящей беды!” Поражённый этим, император спросил их, кто этот Николай и каких трёх мужей спас он от напрасной смерти? Услышав рассказ о событии, происшедшем в Мирах, и узнав, что архиепископ Николай – великий угодник Божий святой Константин, дивясь его дерзновению и великой ревности о правде, освободил воевод. Царь сказал им, что не он дарует им жизнь, а святитель Николай, которого они призвали себе на помощь. Избавившись он неминуемой смерти, воеводы тотчас отправились в Миры, поблагодарили святителя за чудесную помощь и передали ему царские дары для Мирской Церкви, в числе которых было золотое Евангелие. Раздав щедрую милостыню нищим и убогим, они благополучно возвратились домой.
Таковы дела Божии, которыми Господь возвеличил Своего угодника. Слава о них вскоре распространилась по всей вселенной, так что не было такого места, где бы ни знали о великих и дивных чудесах архиерея Божия Николая, которые он сотворил по благодати, дарованной ему всемогущим Господом.
Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, попал в страшную бурю, так что люди на нём уже совсем отчаялись в своём спасении. В это время они вспомнили о великом архиерее Николае, которого никогда не видели, а только слышали о нём, что он – скорый помощник в бедах всем, призывающим его. Они обратились к нему с молитвой, и святитель тотчас явился перед ними, взошёл на корабль и стал управлять им. Святой повелел буре прекратиться, памятуя слова Господа: “верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит” (Ин. 14,12). Стихии были послушны верному слуге Господа, и вскоре путники при благоприятном ветре пристали к городу Мирам, где угодник Божий Николай, спасший их от смерти телесной, избавил и от вечной погибели, обличив их в грехе любодеяния.
Многие и другие чудеса совершил святой Николай, подвизаясь в своём служении. Достигнув глубокой старости, святитель мирно отошел ко Господу († ок. 345–351). Честное тело его с честью было положено в мирской соборной церкви в шестой день декабря месяца. Нетленные мощи стали источать благоуханное миро, которым исцелялись недуги – не только телесные, но и душевные, и были прогоняемы лукавые духи.
“Величаю тебя, митрополия Ликийская, – говорил перед гробницей святителя Николая святой Андрей, архиепископ Критский, в начале VIII века. – Ты стяжала пастыря чадолюбивого; ты приняла на главу свою дорогой и нетленный венец. Кто это? Николай, в нуждах предстающий с небесными утешениями, неукоснительный защитник в обидах, великий в чудесах и страшный в явлениях, спасающий невинных от погибели, разрушающий сновидениями неправедные предприятия. Блажен ты из городов, Миры! Ты вмещаешь в недрах столь великого благодетеля. Приидите, пойдем светом его (Ис. 2,5)”.

Прошло 700 лет после блаженной кончины угодника Божия Николая. Родная ему Ликия стала подвергаться частым набегам турок-мусульман, которые жестоко истребляли местное греческое население и угрожали христианским святыням. Ещё в 792 году халиф Гарун Аль-Рашид отправился в Миры с целью осквернить гробницу святителя Николая. Но вместо неё он сломал другую гробницу, находившуюся рядом. Едва святотатцы отплыли от берега, как на море поднялась сильная буря, потопившая почти все суда, на которых они плыли.
В 1034 году турки овладели Ликийской областью и городом Миры. Город запустел. В нём оставался храм Сионской обители, хранивший честные мощи святителя Николая, охраняемый лишь несколькими монахами. “Неужели, – спрашивает летописец того времени, – преподобный и великий архиерей не мог умолить Господа, чтобы Он не погубил города Мир и не привёл в запустение церковь с мощами Его угодника? – Конечно, мог, – отвечает он. – Но это бедствие ниспослано на нас за грехи наши, которыми мы раздражаем долготерпение Божие, и должно было служить к нашему же уврачеванию” . Но Господь не мог допустить, чтобы мощи святителя оставались в опустошенном месте и никем не славились.
В 1087 году, в царствование греческого императора Алексия I Комнина (1081–1118) и при патриархе Николае III Грамматике (1083–1111), святитель Николай явился во сне одному благочестивому пресвитеру города Бари, что на юге Италии, на Апулийском полуострове, и открыл ему волю Божию, чтобы его святые мощи были перенесены из Мир в Бар-град . Пресвитер рассказал об этом клиру и прихожанам, после чего были снаряжены три корабля, которые отправились в путь под видом торговых судов. Всего на них было 47 человек. Пристав в Мирах, жители Бар-града пришли в церковь, где почивали мощи святителя. Здесь они увидели четырёх иноков, которые и указали им местонахождение мощей. Когда был вскрыт мраморный саркофаг, он оказался заполненным святым миром. Храм наполнился дивным благоуханием, так что присутствовавшим казалось, что они находятся в раю. Баряне с благоговением перенесли честные мощи на свой корабль. Двое монахов, охранявших святые мощи в Мирах, сопровождали их . Мирликийские христиане, увидевшие в происшедшем волю святого угодника Божия, с плачем и скорбью провожали свою великую святыню в далёкую Италию.
Отправились они из города Мир 11 апреля, а 9 мая прибыли в Бар-град. Здесь честные мощи святителя были положены на время в церкви Святого Иоанна Предтечи. В первые же дни после этого более ста больных – хромых и сухоруких, слепых и глухих, немых и одержимых злыми духами – исцелились от одного прикосновения к гробнице с мощами святителя Николая. Через некоторое время мощи его были перенесены в Бенедиктинский монастырь, где покоились в храме во имя мученика Евстафия до 1089 года, когда жители города Бари соорудили для них подземную часовню. Папа Римский Урбан II (1088–1099) собственноручно положил мощи святителя Николая в мраморный саркофаг. Это вторичное перенесение мощей произошло также 9 мая. К середине XII века над криптой был сооружен большой храм во имя святителя Николая Чудотворца.
Во время перенесения мощей Апулийский полуостров находился в ведении Константинопольских патриархов. Но в 1196 году норманны завоевали греческие владения в Италии, и гробница с мощами святителя Николая оказалась у римо-католиков.
В 1953 году во время капитального ремонта храма по благословению папы Римского Пия XII эта гробница была открыта. В ней оказалась чудодейственная вода, которую местные монахи-доминиканцы называют манной, уподобляя её манне ветхозаветной (Исх. 16, 33). Эта манна чудесным образом постоянно возобновляется в гробнице святителя.
С тех пор, как город Бари обогатился столь великой святыней, как честные мощи святителя и Чудотворца Николая, здесь ежегодно 9 мая совершается торжественное празднование в честь перенесения его мощей. К этому дню в город стекаются многочисленные паломники из разных стран Европы. В последние годы возобновились паломничества к мощам Чудотворца и из России, где также издревле чествуется день 9 мая.

Святой угодник Божий Николай был одним из самых почитаемых на Руси святых с самого времени принятия христианства. Во имя святителя Николая Чудотворца в 866 году был крещён святым патриархом Фотием Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин. Над его могилой в Киеве святая равноапостольная Ольга воздвигла первый в Русской Церкви храм во имя святителя Николая. Русские люди с особым усердием чествуют святителя Николая и чаще всего обращаются к нему со своими молитвами, прибегая к “доброму пастырю”, “теплому в бедах и скорбях от Бога помощнику и защитнику” с самыми простодушными своими желаниями. На Руси говорили: “нет за нас поборника супротив Николы”, “попроси Николу, и он скажет Спасу”. Характер и душевные качества святителя, его покровительство невинности, заступничество за неправедно осуждённых, скорая помощь во всех бедах и обстояниях, ревность по вере и кротость пришлись по душе русскому народу, искренне и всею душою принявшему Евангелие. В России множество соборов и церквей в честь святителя Николая, множество его чудотворных икон. В Царской России не было, пожалуй, ни одного города, где бы не было Никольского храма, ни одного храма, где бы не было иконы Чудотворца Николая. На средства русских богомольцев в 1860 году в Мирах, на месте разрушенного Сионского храма, где некогда покоились мощи святителя Николая, был выстроен новый храм в его честь. 9 мая 1913 года в Бари было начато строительство русского храма во имя святителя Николая и странноприимного дома для православных паломников.
С самых древних времён на Руси тщательно записывались сказания о чудесах святителя Николая, во множестве совершаемых на нашей земле по горячей вере и любви русского народа к этому великому угоднику Божию. “Приди в Русь и увидишь, что нет ни града, ни села, где бы во множестве не было чудес святого Николая”, – писал в конце XI века автор одного из таких сказаний – “Киевского чуда о детище, спасенном от потопления св. Николаем” .
Однажды, в самое время перенесения мощей из Мир Ликийских в Бар-град или же вскоре после этого события , некий благочестивый житель города Киева, возвращаясь из Вышгорода в свой город после поклонения мощам святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (†1015, память 2 мая, перенесение мощей, и 24 июля) в день их памяти, плыл по Днепру. Жена его, державшая в руках ребёнка, задремав, уронила дитя в воду, и оно утонуло.
В страшном горе вернулись они домой. Человек же тот имел великую веру к святителю Николаю и горячо просил его о помощи. Он с дерзновением обращался к угоднику Божию, принося покаяние в своих грехах и умоляя, казалось бы, о невозможном: извлечь ребёнка из глубины водной.
И вот, когда настало время утренней молитвы, в церковь Святой Софии вошёл пономарь и услышал детский плач на хорах. Дверь на хоры оказалась запертой на замок. Взойдя на хоры, церковнослужитель увидел перед образом святителя Николая ребёнка, всего вымокшего в воде. В недоумении он поведал об этом митрополиту. После службы митрополит собрал людей на площади и спросил их, чьё дитя лежит на хорах. Среди других горожан пришёл и отец ребёнка и узнал своё дитя. Вместе с женой и многими очевидцами этого нового чудотворения святого Николая они прославили Бога и Его святого угодника.
Особая вера и благоговение наших предков к святителю, равно как и особая ревность угодника о славе его имени в нашей земле особенно наглядно выражаются в другом чуде, о котором повествует преподобный Нестор Летописец († около 1114) .
Во дни летописца, во время одного праздника святого Николая Чудотворца, когда все шли в церковь, одна женщина осталась дома и занялась делом. Она не слушала укоров своих соседей и продолжала работать. И вот видит она, как въехали в её двор три мужа в белых ризах. Один из них был стар, а двое – юные. Обратившись к ней, юноши сказали: “Как ты, женщина, осмелилась оскорбить отца нашего Николая и работаешь в его день, а не идёшь в церковь”. Она отвечала им: “Я женщина вдовая, бедная, и мне нужно работать, а не ходить в церковь”. Тогда старый велел юным разбросать её дом. И приблизились юные, и разметали её дом до половины, а старец взял её за правую руку и выбросил из дома с такой силой, что она сделалась как мёртвая. В таком состоянии нашли её соседи и отнесли в другой дом. Она не могла ни открыть глаз, ни пошевелить устами и не принимала никакой пищи, разве только когда раздвигали ей уста и вливали в них ложкой молока или воды. В таком бесчувствии находилась она до Великого поста. В неделю мясопустную отнесли её в церковь Святого Николая. Здесь после молитвы она немного пришла в себя, как будто проснулась от сна. Приняв пищу, женщина смогла рассказать о бывшем с ней. Но правая рука оставалась у неё как сухая и ничего не чувствовала ещё в течение трёх лет. Тогда с надеждой на милость Божию, услышав о чудесах, происходящих от страстотерпцев Бориса и Глеба, женщина пришла в город, где почивали их святые мощи, и с молитвой припала к ним. Много дней и ночей провела она в церкви в покаянной молитве и слезах, и только после такого её усердия страстотерпцы простили её вину. Однажды в воскресный день, в праздник Успения Божией Матери после бывшего ей ночью видения страстотерпцев, во время чтения Евангелия на литургии вдруг у этой женщины сорвался с шеи пояс, которым была подвязана её сухая рука, и упал на землю, а рука простерлась и сделалась здоровой, как другая. Это чудо угодника Божия произошло в области Киевской.
Как в древние времена, так и ныне святитель и Чудотворец Николай помогает призывающим его, обличает в неправде, избавляет от бед, вразумляет отступивших от православной веры, всегда действуя во спасение людей. Вот одно из множества современных нам чудотворений святителя. В народе его называют “стоянием Зои”.
Этот случай произошёл в 1956 году на нашей земле. В прошедшем XX веке в России богоборческое государство воздвигло страшные гонения на христиан; стремясь до конца истребить веру, оно насаждало в народе противные христианскому благочестию обычаи, языческие по духу, воспитывало молодёжь в духе безбожия. В городе Самаре (тогда Куйбышеве) жила благочестивая верующая мать с дочерью Зоей. Шел Рождественский пост. Несмотря на то, что мать была против веселья в пост, Зоя решила с друзьями встретить Новый год. Все собрались, а Зоин жених по имени Николай где-то задержался. Молодежь танцевала, только у Зои не было пары. Обиженная на жениха, она взяла с божницы икону святителя Николая Чудотворца и сказала: “Если нет моего Николая, потанцую со святым Николой”. На увещания подруг она дерзко ответила: “Если Бог есть, пусть Он меня накажет”. С этими словами она пошла по кругу. На третьем круге вдруг в комнате поднялся невообразимый шум, вихрь, засверкали вспышки ослепительного света. Все в страхе выбежали из комнаты, одна Зоя осталась стоять с иконой святителя, прижав её к груди, окаменевшая, холодная, как мрамор.
Ее не могли сдвинуть с места: ноги были будто прикованы к полу. Вызвали врачей, но никакие их усилия не могли привести Зою в чувство. Иглы при уколе ломались и гнулись. Но сердце билось – Зоя была жива. С того времени она не могла ни пить, ни есть.
Весть о чуде быстро разнеслась по городу. К дому на улице Чкалова, где стояла Зоя, стали стекаться люди. Но спустя какое-то время подходы к дому перекрыли и его стал охранять наряд милиции. Приезжавшим посмотреть на чудо отвечали, что никакого чуда здесь нет и не происходило.
Дежурившие на Зоином посту милиционеры по ночам слышали, как Зоя страшно кричала: “Мама, молись! В грехах погибаем! Молись!” Некоторые молодые милиционеры, слыша этот крик, поседели от ужаса. Мать горячо молилась Господу и Чудотворцу Николаю о прощении дочери и помощи.
Приглашенные священники после совершения молитв пытались взять из застывших рук Зои икону святителя Николая, но это им не удалось. Но в праздник Рождества Христова пришел отец Серафим, отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. После этого он взял из рук девушки икону и сказал, что теперь “надо ждать знамения в Великий день” (то есть на Пасху).
В праздник Благовещения приходил благообразный старец. Приходил он дважды и прежде, но стража не пустила его. Войдя теперь к Зое, он сказал ласково: “Ну что, устала стоять?” Прошло некоторое время, но старец не выходил. Когда заглянули в комнату, его там не оказалось. Все свидетели происшедшего были убеждены, что являлся сам святитель Николай.
Случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и его окрестностей, что множество людей, видя чудеса, слыша крики и просьбы молиться за людей, гибнущих во грехах, обратилось к вере. Спешили в церковь с покаянием, надевали кресты, некрещеные крестились. Обращение было так велико, что в церкви не доставало крестов для просящих.
Зоя простояла четыре месяца (128 дней), до самой Пасхи, которая в том году была 23 апреля (6 мая по новому стилю). В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя громко взывала: “Молитесь”. На вопрос стражи, почему она так ужасно кричит, Зоя ответила: “Страшно, земля горит! Молитесь! Весь мир во грехах гибнет, молитесь!” С этого времени она стала оживать, в мышцах появилась мягкость, жизненность. Её уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, о земле, горящей в беззакониях.
“Как ты жила? Кто тебя кормил?” – спрашивали её. – “Голуби, голуби меня кормили” – был ответ.
Молитвами святого угодника Божия Николая Чудотворца Господь помиловал ее, принял ее покаяния и простил ее грехи .
Архиепископ Самарский и Сызранский Евсевий так говорил о случившемся: “Подобных чудес совершалось немало. Когда нечестивцы касались святыни, они поражались. Аффоний в Иерусалиме при погребении Богородицы хотел опрокинуть Ее гроб, и на виду у всех Ангел Господень отсек ему руки... Известны случаи, когда человек сбрасывал на землю колокол и вместе с колоколом сам летел вниз... Да, в те времена у людей была большая потребность в чуде. Но чудеса являются, когда они нужны для народа, когда народ определит” .

Итак, по милости Божией пастырская деятельность святителя Николая не ограничилась ни Миtрской митрополией, ни его праведной кончиной, а чудесно прославилась во всех последующих веках в пределах всего мира – “величайшей митрополии”. За бесчисленные чудеса, совершенные во благо страждущего человечества, Церковь усвоила ему имя Чудотворца.
“Чудеса его исчислить невозможно, – пишет в заключение жития святителя Николая св. Димитрий Ростовский, – точно так же, как невозможно описать все их подробно. Сего великого Чудотворца знает восток и запад, и во всех концах земли известны его чудотворения. Да прославится в нём Триединый Бог, Отец и Сын и Святой Дух, и его святое имя да похваляется устами всех во веки.”

Святитель Николай Чудотворец в христианской письменности
Память о жизни столь великого угодника Божия, каким был святитель Николай Мирликийский, Чудотворец, и о многочисленных чудесах, совершенных им при жизни и после смерти, стала для его потомков-христан предметом благоговейного почитания. Уже в скором времени после кончины святителя появились записи его деяний. Несомненно, что письменные свидетельства о нём существовали уже в VI веке. Некоторые исследователи высказывают мнение, что древнейшее житие святителя (называемое исследователями “иным житием”) существовало уже в V веке . Существует предположение, что это житие было написано одним из старших братий монастыря Святого Сиона близ Мир Ликийских ; оно может быть названо древней летописью Сионской обители.
В последующие века многие церковные проповедники составили ему Похвальные слова. В начале VIII века Слово в похвалу святителю и чудотворцу Николаю произнёс святой Андрей Критский (†712). В середине IX века появилось Похвальное слово святителю Николаю патриарха Константинопольского Мефодия (842–846), около 860 года – Похвальное слово Иоанна, диакона Неаполитанской церкви, а в конце IX века – Похвала святителю, написанная византийским императором Львом Мудрым (886–912). В начале X века Симеон Метафраст († около 940) по приказанию императора Константина Порфирородного (912–959) составил из предшествующих ему источников полное житие святителя Николая. Ряд сведений он позаимствовал и из “иного жития”. Краткие сказания о деяниях святого Николая с его изображением были внесены в греческий и базилианский месяцесловы (менологи). Существовали также “Акты о св. Николае” Никиты Пафлагонянина (†880) и двоих неизвестных авторов.
Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари об этом событии было составлено сказание западным писателем Никифором. Это “Пролог, составленный наименьшим из клириков Никифором на перенесение св. Николая исповедника”, по которому, со значительными сокращениями, написано и древнерусское “Сказание повести о перенесении честных мощей иже во святых отца нашего Николая, архиепископа града Мира”. Упоминает о перенесении мощей Чудотворца также средневековый летописец Сигеберт († 1112) в своей “Хронике”.

В конце X века, после Крещения Руси, достоянием наших предков стали церковные книги, в числе которых греческий церковный месяцеслов (менолог) с ежегодным празднованием святителю Николаю 6 декабря и синаксари со сказанием о его жизни . В древней Руси были известны переводное “Житие” Метафраста и другое житие под названием “Жизнь и чудеса св. Святителя и Чудотворца Николы, иже в Мирех”, первая половина которого представляет редакцию древнего “иного жития” святителя, в вторая – ряд посмертных чудес, заимствованных из греческой литературы, с присоединением трёх чудес, записанных самим автором этого сказания (одно из них – “чудо о детище”, приведенное выше), а также “Повесть о перенесении мощей св. Николая” и “Похвальное слово” святителю . Упомянутые произведения, а также несколько других в XVI веке вошли в рукописные Четьи-Минеи митрополита Макария .
Святитель Димитрий Ростовский (†1709) положил в основу жития святителя Николая “Житие” Метафраста, но использовал также и все другие известные в его время источники. В XIX веке был издан ряд популярных переложений этого жития. “Жизнь святителя Христова Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца” была составлена также преосвященным Неофитом. Книга “Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, и слава его в России” замечательна тем, что здесь в полноте собраны многообразные сведения об угоднике Божием, которыми исследователь мог располагать в самом конце XIX века.

Продолжение
Tags: богослужение, св. отцы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments