ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ, АРХИЕПИСКОП МИРЛИКИЙСКИЙ, ЧУДОТВОРЕЦ

Начало

Церковные службы и песнопения в честь святителя Николая

Так как святитель Николай был весьма почитаем ещё при жизни, то и церковно-богослужебное чествование его началось, вероятно, сразу по его преставлении. К IX веку практически полностью сложилось богослужение в дни чествованния святителя – службы праздничная 6 декабря и седмичная. В них Православная Церковь прославляет великого и преславного Чудотворца Николая равночестно со святыми апостолами, именуя его “правилом веры и образом кротости, учителем воздержания”, “великим таинником благодати Божией”. Еженедельно по четвергам с памятью святых апостолов соединяется прославление святителя Николая .
Священные песнопения в честь святителя, составляющие богослужение в день его преставления 6 декабря, были сложены святыми песнописцами: Германом, патриархом Константинопольским (†740); Иоанном Дамаскиным († около 780); Феофаном Начертанным, епископом Никейским († около 850); Иосифом Песнописцем (†883). Хвалебные песни святителю слагали Сергий, патриарх Константинопольский (конец IX – начало X вв.), император Лев Мудрый (†961) , Василий Пегариот, архиепископ Кесарийский (X в.).
Василию Пегариоту принадлежит, по мнению исследователей, второй канон святителю в службе 6 декабря. Первый канон, надписанный в славянской Минее “творение Феофаново” принадлежит святому Иосифу Песнописцу .
Оба эти канона прославляют святителя как “верных прибежище”, избавляющего всех призывающих его с верой и любовью от бед. Особенно второй канон возвышает святителя и изображает всё его величие пред Богом, его славу в чудесах, милосердие и силу в помощи страждущим людям.
Преподобный Иосиф написал также каноны святителю Николаю восьми гласов, которые вместе с канонами Феофана святым апостолам составляют в Октоихе службу четверга. Творения этого знаменитого творца канонов, составили значительную часть греческого Параклитика, нашего Октоиха.
В житии святого песнописца рассказывается следующий замечательный эпизод. Преподобный Иосиф (память 4 апреля), безбоязненный защитник иконопочитания, был послан из Константинополя в Рим известить Папу Льва III (795–816) о положении Константинопольской Церкви и опасности, грозящей Православию. Во время путешествия он был схвачен разбойниками-арабами, подкупленными иконоборцами, и отправлен на остров Крит, где был заключен в темницу и мужественно переносил узы в течение шести лет. В Рождественскую ночь 820 года преподобный удостоился видения святителя Николая Мирликийского, который известил его о прекращении гонения на святые иконы и чудесно освободил его из темницы. Преподобный Иосиф построил церковь во имя святителя Николая в Константинополе и, получив от Бога дар писания церковных песнопений, составил, в числе многочисленных песнопений в честь Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих, каноны святителю Николаю.
Седмичные каноны преподобного Иосифа содержат хвалу святителю, прославление его чудес, ублажают его “яко Христова святителя, яко светозарную звезду, яко чудес самодейственника”. При этом нередко указываются и чудеса святителя как основа хвалы или моления к нему. Вместе с тем преобладающие мотивы канонов покаянные. В них многократно и многообразно повторяются из песни в песню просьбы к святителю об избавлении от греха и исцелении от страстей, о спасении от козней диавольских, об умолении Господа о милости. Таков общий характер и всего будничного богослужения.
Каноны святителю Николаю писал также Иоанн, митрополит Евхаитский (конец XI в.).
Служба в честь перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари была составлена на Руси вскоре после 1087 года, при митрополите Киевском Иоанне II (1077–1089) и Киевском князе Всеволоде (1078–1093). Написал её, как думают некоторые исследователи , Григорий Черноризец, инок Киево-Печерской обители, “творец канонов”. По мнению других – Ефрем, епископ Переяславский.
Установление в Русской Церкви в конце XI века особого торжества перенесения мощей святителя из Мир Ликийских в Бар-град, не празднуемого Греческой Церковью, и составление в это же время особой службы в честь этого события русскими песнотворцами явилось свидетельством о укоренившемся на нашей земле почитании Чудотворца. Можно сказать, что уже к тому времени святитель Греческой Церкви Николай по силе, полноте и искренности чествования его на Руси сделался преимущественно русским святителем. Вероятно, столь скорому установлению этого праздника способствовали и чудеса, происшедшие одновременно с перенесением мощей в самой Русской земле.
В половине XIV века патриарх Константинопольский Исидор Бухирас (†1349) – “муж кроткий, святой жизни и очень просвещённый”, защитник учения Григория Паламы против варлаамитов – составил акафист святителю Николаю. Патриарх Исидор написал также акафисты Архангелу Михаилу, Иоанну Предтече, Успению Божией Матери, Кресту Господню, Апостолам Петру и Павлу и 12-и Апостолам.
Акафист святителю Николаю, как и другие акафисты патриарха Исидора, является одним из самых ранних произведений этого жанра церковных песнопений и по своему достоинству приближается к древнейшим образцам – акафисту Пресвятой Богородице (“Взбранной Воеводе победительная...”, VI или первая половина VII века) и акафисту Иисусу Сладчайшему (конец XIII века). В древности название “акафист” относилось (а в Греческой Церкви и поныне относится) только к одному “Акафисту Прсвятой Богородице”, поэтому акафист святителю Николаю в старых богослужебных книгах имеет надписание: “Икосы подобни акафисту...”. Он заключает в себе величания святителю, замечательные по своей проникновенности, умиляющие душу христианина и согревающие её любовью к великому Чудотворцу: “Радуйся, обуреваемых тихое пристанище; радуйся, утопающих известное хранилище. Радуйся, посреде пучин добрый кормчий; радуйся, треволнения морская уставляющий. Радуйся, превождение сущих в вихрех; радуйся, согреяние сущих во мразех...”

Сложившееся в Церкви в течение веков богослужение во дни памяти святого Николая Чудотворца является совершеннейшим выражением благоговейного почитания святителя, веры и любви к нему христиан всех времен и народов. В службах торжественных празднеств 6 декабря и 9 мая, а также еженедельных воспоминания о жизни и чудесах угодника Божия и хвала предивному Чудотворцу соединяются с горячей молитвой к нему, с просьбами о скором предстательстве пред Богом, о помощи в бедствиях, постигающих нас в течение временной жизни, об избавлении от зла, утверждении в православной вере.

Литература

Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин). Жизнеописание. Воспоминания духовных чад. Проповеди / Сост. иеродиакон Софроний (Макрицкий). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 21–31.
Дом Зои // Хождение по самарским святыням. Самара, б/г. С. 15–18.
Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, и слава его в России / Сост. А. Вознесенский и Ф. Гусев. СПб., 1899. В 2-х частях.
Житие святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, и чудеса, бывшие по кончине его // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. М., 1906. Кн. 4. 6 декабря. С. 174–211.
Перенесение мощей святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари // Минея, май. Изд. Московской Патриархии, 1987. С. 347–349.
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских // Минея, декабрь. Изд. Московской Патриархии, 1982. С. 214–216.
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец // Настольная книга священнослужителя. Изд. Московской Патриархии, 1978. Т. 2. С. 366–369.
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бар) // Настольная книга священнослужителя. Изд. Московской Патриархии, 1979. Т. 3. С. 297–299.
Сказание о перенесении мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. М., 1908. Кн. 9. 9 мая. С. 292–297.
Архиепископ Филарет (Гумилевский). Исторический обзор песнописцев и песнопения Греческой Церкви. СПб., 1902. Репринтное издание: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.
Tags: богослужение, св. отцы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments