ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

ИИСУСОВА МОЛИТВА

Игумен Сергий о батюшке Алексии (Мардарии)

Господь сподобил меня познакомиться с батюшкой Алексием, когда он по благословению Владыки Никона переехал на постоянное жительство в село Юрьево, которое находится от нашего скита в шести километрах. И поэтому, когда в первое время необходима была какая-то помощь, я и наши монахи приезжали к нему, чтобы поучаствовать в благоустройстве территории. А в короткие перерывы между работой мы беседовали.
Что можно сказать о старце? В свое время я ездил ко многим русским старцам. Жил некоторое время на Афоне. Первое и главное впечатление от общения – это его внутренний мир. Мир, который человеком приобретается, созидается за многие и многие годы упорного труда и духовного подвижничества. Такие старцы есть на нашей земле, но их очень мало.
Вот Господь сподобил и нас беседовать с ним, слышать его рассказы о жизни на Кавказе, о жизни в пустыне. Конечно же, для монахов это великое утешение. Монахи ищут настоящих подвижников, практиков Иисусовой молитвы, которые за долгие годы внутреннего усердного подвига стяжали Иисусову молитву стяжали Господа в своем сердце. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Стяжи Дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Примером приобретения такого духа и был перед нами отец Алексий, наверное, один из последних старцев, живших на русской земле.
Очень много духовного и полезного мною и монахами, живущими в нашем скиту, названном в честь святого Исаака Сирина, было услышано в беседах со старцем Алексием. Общение с ним оказало очень благоприятное влияние на насельников нашего скита, которые также стремятся к приобретению Иисусовой молитвы. Есть кавказцы, которые знали его, когда он жил на Кавказе отшельником. Он, как я слышал, был один из тех немногих людей, которые имеют дар долгого уединенного отшельничества. Не у всех кавказских пустынников была такая усидчивость. Он мне сам говорил, что в семидесятые годы были периоды, когда он больше трех лет не видел человеческого лица. Это, конечно, дар Божий, когда человек все свои желания с напряжением, внутренней волей направляет на беседу с Богом, направляет на поиск, на встречу с Господом, – это такое подлинное, настоящее монашеское делание.
Благодарим Бога, что Он послал нам такого великого старца. Много добрых слов мы от него услышали. Самая отличительная его черта – это постоянное добродушие и некое постоянство во внутреннем устроении. Он никогда не говорил громко, никогда не говорил раздражительно, у него всегда был мягкий, добрый голос даже во время его тяжелой болезни. Я слышал, и лечащие его врачи удивлялись, что тело было буквально изъедено болезнью. По всем медицинским показаниям он должен был умереть, но внутренний дух, закаленный многолетними бдениями и молитвой, до нужного времени не давал умереть этой тленной плоти.
Этот великий духовный старец Промыслом Божьим оказался рядом с нашей обителью и общался с нами очень близко более двух лет. По просьбе батюшки и по благословению Владыки наш иеромонах Антоний служил последнюю Пасхальную Литургию в его доме.
«Он болел и поэтому все время лежал. Но какую радость и торжество выражало его лицо! Оно было, как солнышко. Помню его "Воистину воскресе!” В ответ на пасхальное приветствие "Христос воскресе!” Он, лежа, поднимал руки вверх и, словно видя воскресшего Спасителя, восклицал: "Воистину воскресе! Воистину воскресе!” Радовался батюшка, как ребенок, очень сердечно и искренно. "Будьте… просты, как голуби”, – заповедал нам Спаситель и даровал эту чистую, ангельскую простоту батюшке Алексию для прославления Господа», – вспоминает отец Антоний.
На следующий день мы приезжали к нему всем скитом, пели Пасхальный канон, чему он очень и очень радовался.
Я к нему приезжал побеседовать в основном о молитве. Видя перед собой человека, много лет проведшего в делательной, созерцательной молитве, стараюсь получить от него духовную пользу. Много того, о чем не написано в книгах, открыл старец мне и нашим братьям. Казалось бы, известные учителя созерцательной молитвы: Симеон Новый Богослов, Исаак Сирин, Максим Исповедник – все они о ней пишут, но о некоем таинственном духовном методе они умалчивают. А вот именно это мы слышали от старца.
У нас живет один схимник с Афона. Много лет бывший отшельником в афонских пещерах. Он был очень удивлен, услышав рассказы старца о делании Иисусовой молитвы. И сказал: «Я подобного старца искал на Афоне, чтобы научиться этой молитве, а здесь, в маленькой российской деревеньке, встретил».
Вот что вкратце я хотел рассказать об удивительном нашем современнике, стяжавшим великую милость у Бога. Очевидно, что не без Промысла Божия, после сорокалетнего подвига, старец спустился с гор. Кто, как не он, мог поделиться с нами богатым опытом аскетического и молитвенного делания, рожденным многолетней отшельнической жизнью?
Он рассказывал нам и о горах в шестидесятые годы, когда, по приказу безбожной хрущевской власти, делали облавы на отшельников, стараясь их всех выловить. Был такой эпизод. Он забрался на такую гору, куда нужно было около километра добираться только ползком или на четвереньках – нельзя было вы прямиться, потому что можно было сорваться – очень крутая скала. Но вот, прилетели вертолеты, и тех монахов, которые жили у подножия этой скалы, а они уже и небольшие огороды организовали, забрали. О нем тоже знали, на то они и «органы», но так вышло, что один другому говорит: «Крутая гора. Я туда не полезу. У меня жена, дети». Другой ему отвечает: «И я не полезу. У меня тоже семья. Давай скажем, что его там нет». Вот сила молитвы. А старец и знать не знал, что идет такая облава, что отшельников отлавливают, выясняют личности, сажают по «причине», что они не хотят «строить» со всеми социализм. Пустынники тогда приравнивались к «врагам» народа. Такое было время. А какие они враги? Они, наоборот, добрые друзья, ангелы-хранители нашего общества, молитвенники за весь страдающий мир. У политиков тех лет такого понимания не было. Слава Богу, сейчас понемножку приходит это осознание. Батюшка рассказывал, что когда однажды он спустился вниз, то увидел, что все хибарки, где жили отшельники, разбиты, разломаны и никого нет. Одного отца Виталия не поймали, он в это время на другой стороне озера был. А об операции «спецназовцев» ему рассказали деревенские. Ведь батюшка-то подвизался там годами.
Больше всего меня интересует духовное устроение человека, его внутренний мирный дух, который так редко встречается в наше время. К сожалению, и в церкви тоже. Есть заповедь Божия, она есть и наша главная цель – стяжание этого внутреннего мира. Этого добиваются, воистину, единицы. Но у отца Алек-сия он был в полноте. Он был настоящий делатель Иисусовой молитвы, безмолвник, пустынник, человеколюбец. И не перестаю благодарить Бога за то, что Он показывает Своих избранных и что хотя и на короткое время благословил наше общение с иеросхимонахом Алексием. Вечная ему память! Слава Богу за все!

Из кн.: Он хотел жить и умереть странником. М., 2015.

NZH_HxwInpE
Tags: Абхазия, Задонск, молитва, о. Мардарий, подвижники наших дней
Subscribe

  • По следам небесных птиц

    Очень красивые фото с комментариями

  • В защиту неповинных

    Выложили обличение монаха Симеона Афонского... ( здесь) Думаю, в защиту неповинных хоть что-то.... ...Смирил одного брата, смирил другого брата,…

  • На вес золота

    Если депрессия есть прямое следствие хронического оскудения любви, то и лекарство от нее - любовь... Но сейчас оно на вес золота. А прибегать к…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments