ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

До неба возводяй, и до ада низвергаяй

Из кн. "О молитве Иисусовой архиеп. Антония (Михайловского)

Уныние действует величаво... тягость страданий и скорбей бывает равна малому адскому мучению...

...Сатана хорошо знает о возможности молиться и сердцем, то есть умом и душою в целом, и он зело боится, дабы и сердце не вошло с умом в делание молитвы уже умно-сердечной, так как ему бороться через страсти тогда пребедственно; все порождения, бывающие от страстей из сердца, ум обнаруживает с большей силой и властию, и, соучаствуя сердцу, благодатию поража­ет их, ибо человек тогда приблизился к большему поражению всего греховного.
Диаволы умом бывают обнаруживаемы наимножайше: ум добирается до выяснения оснований греха и страстей, так выразиться - до корней зла, а сии обнаруживания корней зла диаволу являются не иным чем, как раны в его мерзкую голо­ву.
Закон же на и во узрение в сердце и исходящего из сердца греха - страстей, или корней страстей, таков:умом обнару­женное в сердце и исходящее из сердца бывает исторгаемо и уничтожаемо, а когда в сердце зла не будет, сатана с диаволы и страстями в сердце оставаться не может.
Сатана и страсти в сердце бывают, владея умом, попирая ум и душу с ее благо­датными чувствами добра, каковая является обителью Богу.
Доколе в сердце страсти, дотоле Бог в сердце, Своем Ему жи­лище, обитать не может; а как только ум, возненавидев всю злобу, и с участием сердца, восстанет против злобы, обнаруживает ее, благодатию вспомоществуем, тогда диаволы знают, что им обитать в таком сердце остается недолго, и они господ­ство свое над человеком утрачивают; они всяко ухищряются бороться, искушая человека. Но всегда и всегда делаемой умно-сердечной молитвой приемлют раны во главу, уже уязвляе­мые смертельно, хотя и еще не окончили в сердце своего дей­ствия.
Здесь диавол злобствует и еще больше, и брань вос­ставляет еще большую и лютейшую бывшей, но вместо успе­ха, уже много окрепшим умом, вспомоществуемым Богом, он лишь больше пред умом обнажает и творит явными коренья страстей, так как ум, больше и внимательнее молясь, больше при­нуждая себя к борьбе, споспешествуя благодатию, входит уже в тончайшие хитрости диавола, чем и обнажает и коренья страстей. Когда знает коренья страстей - видит их, немед­ленно емлется исторгать их.
Сердце, прилежа с умом молитве, уму покорствует вспо­могательно, то есть оживающие добрые чувства души - добро­детели помогают за одно с молитвою обнаруживать уму коренья зла, - страстей здание рушится; сатана, диаволы - в смятении; всегдашнее его оружие - страсти переходят во оружие ума же, то есть, борясь с одною из них, ум, подобно как чрез некоторое посредство, обнаруживает в борющейся страсти хитрость их всех.
Всякая победа ума над сатаною, действуемой благодатию в молитве, много и множае обнаруживает уже не другое зло, а самые корни страстей, двигаясь к основному стволу и корню, - и обнаруживается яснейше пребывание сата­ны в сердце со всех сторон умом, уже стоящим на пороге чис­тоты - просвещения, всецелого исполнения воли Божией.
Время делания молитвы, когда благодать дарует уму ве­ликое очищение, соответственное усматривать и коренья страстей, и их источный, основной корень, и самого скрывающегося в сердце сатану и диаволы, есть время из всего делания покаяния при деятельности человека самое скорбное, пол­ное тяготы и страданий - уныние действует величаво, нападающи на душу, тягость страданий и скорбей бывает равна малому адскому мучению, так как зде сбываются слова: до неба возводяй, и до ада низвергаяй...

http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_6308/
Tags: имяславие, исихазм, молитва, подвижники наших дней
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments