ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

Свет Преображения

Несозданный Божественный Свет, явленный в Преображении Господа на Фаворе, преображает и созерцающих его христианских подвижников, просвещая и оживотворяя их души и сообщая световидность их телам.

Тогда праведницы просветятся яко солнце, в Царствии Отца их.
(Мф. 13, 43).

"Тело все навыкает добру и изменяется, подчиняясь власти Святого Духа, так что, наконец, становится в некоторой мере причастным тех свойств духовного тела, какие имеет оно получить в воскресение праведных".
Преподобный Антоний Великий**

"Став весь огнем по душе, он [человек] и телу передает от стяжанного внутри светоблистания, подобно тому, как и чувственный огонь передает свое действо железу".
Симеон Новый Богослов***

И по днех шестих поят Иисус Петра и Иакова и Иоанна, брата его, и возведе их на гору высоку едины. И преобразися пред ними, и просветися лице Его яко солнце; ризы же Его быша белы, яко свет (Мф. 17, 1–2) – так описывает св. евангелист Матфей Преображение Господа Иисуса Христа. А св. евангелист Лука добавляет, что в это время Господь пребывал в молитве (Лк. 9, 29). Свет Преображения Господа на горе Фавор – наиболее яркий пример откровения, обнаружения несозданного Божественного света. Тем же светом – светом Воскресения – была наполнена пещера, когда во едину от суббот Мария Магдалина прииде заутра, еще тме сущей, на гроб (Ин. 20, 1). "Божественно видимый Марией, он возбуждал на большую любовь ко Христу и давал силу ее очам воспринимать ангельское видение и быть в состоянии не только видеть, но и говорить с ангелами. Таков оный Свет", – пишет св. Григорий Палама[1]. Причастником этой Божественной светлости был Адам до преступления и поэтому не был наг, "как облеченный в истинную одежду славы"[2]. Этот же нетварный свет облистал апостола Павла на пути в Дамаск. Тайнозрителями этого Божественного света в сокровенной молитве становились иноки-исихасты – "священнобезмолствующие". Защитником их делания и поборником православного учения о природе фаворского света в XIV веке явился "учитель безмолвия" святитель Григорий Палама († 1359). Церковь именует его "света светлаго проповедником" и посвящает его памяти вторую Неделю Великого поста. Вот еще несколько примеров подобного Божественного осияния, взятых из Священного Писания и житий святых христианских подвижников.
1. Боговидец Моисей во время беседы с Богом на Синае в такой мере озарялся Божественным светом, что и по сошествии с горы на лице его оставался ослепительный для взора отсвет славы Божией, и он вынужден был полагать на свое лицо покрывало (Исх. 34, 29-33).
2. В Деяниях Апостольских сообщается: когда первомученик архидиакон Стефан был схвачен иудеями и поставлен перед Синедрионом, в то время как ложные свидетели воздвигали на него свои обвинения, все присутствующие видели лице его, как лице Ангела (Деян. 6, 15).
3. В Египте, в первые века христианства, было много дивных подвижников, и едва ли где-нибудь люди достигали большей меры святости, чем жившие там славные мужи. В пустыне Нижнего Египта безмолвствовал авва Иосиф. Однажды посетил его авва Лот и сказал ему: "Отец мой! по силе моей я исполняю малое молитвенное правило, соблюдаю умеренный пост, стараюсь наблюдать чистоту, не принимая греховных помыслов; что мне надлежит еще сделать?" Старец стал на молитву и простер руки к небу – и персты его сделались подобными десяти вожженным светильникам. Потом он сказал авве Лоту: "Если хочешь, будь весь, как огонь. Невозможно называться монахом, если не будешь пламенеть как огонь"[3].
4. Там же, в Египте, славился подвигами преподобный Арсений. Жизнь этого великого отца была истинно ангельская, а молитва – как молитва серафимов... Один из братии по некоторой нужде пришел к хижине аввы Арсения и сквозь дверную щель увидел старца как бы огненным – весь он был подобен пламени. Брат достоин был такого видения, потому и сподобился. Немного постоявши, он постучал в дверь; старец вышел и, заметив изменение в лице брата, спросил его, давно ли он тут и не видел ли чего? Брат сказал, что не видел. Старец, побеседовав с ним, отпустил его[4].
5. Авва Витимий передал рассказ Аввы Макария о пребывании в Ските двух странников юношей. Когда они пели псалмы, при пении каждого стиха огненный луч выходил из уст младшего и восходил на небо. Подобным образом, когда и старший открывал уста для пения, из них выходила как бы огненная вервь и достигала неба[5].
6. Один из отцов рассказывал: "Однажды я беседовал с аввою Силуаном и внезапно увидел, что лицо его и тело озарилось светом, как у Ангела"[6].
7. Говорили об авве Памво: как Моисей получил образ славы Адамовой, когда прославилось лицо его, так и у аввы Памво лицо сияло как молния. Таковы же были авва Силуан и авва Сисой[7].
8. "Случилось мне, – рассказывает преосвященный Феофан, – принять к себе одного инока, в котором начали уже проявляться ощутительные действия благодати. Началась речь о духовных вещах. По мере того, как входил он в себя и мысль его углублялась, лицо его все более и более светлело, а потом стало все бело, как снег, и глаза его искрились"[8].
9. И об отце Серафиме Саровском свидетельствуют, что он часто просветлялся, особенно во время молитвы в церкви, видимо для всех.
Так, в продолжение беседы преподобного Серафима с Н.А. Мотовиловым о цели христианской жизни, в тот момент, когда, по словам старца, он не перекрестился даже, а только в сердце своем, мысленно, помолился Господу Богу, Дух Святой сошел на него и преобразил настолько, что Мотовилову было трудно на него смотреть: "Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз Ваших молнии сыпятся. Лицо Ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли...". Вот как описывает Мотовилов увиденное: "Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца..."[9].
Сохранился также рассказ о том, как видели старца Серафима на молитве поднявшимся на воздух. К старцу в келлию принесли больного (племянника княгини Е.С.Ш.). Когда они остались вдвоем, о. Серафим сказал: "Ты, радость моя, молись, и я буду за тебя молиться. Только смотри: лежи как лежишь, и в другую сторону не оборачивайся". Долго больной лежал не оборачиваясь, послушный слову старца. Но наконец любопытство принудило его обернуться, и он увидел преподобного Серафима стоящим на воздухе в молитвенном положении. От неожиданности он вскрикнул. Старец, кончив молитву, подошел к нему и сказал: "Вот ты теперь будешь всем толковать, что Серафим святой, молится на воздухе. Господь тебя помилует. А... ты смотри, огради себя молчанием, и не открывай того никому до дня преставления моего. Иначе болезнь к тебе опять вернется"[10].
10. Приведем воспоминание одной монахини, духовной дочери о. Амвросия Оптинского. "Старец выпрямился во весь свой рост, поднял голову и воздел свои руки кверху, как бы в молитвенном положении. Мне представилось в это время, что стопы его отделились от пола. Я смотрела на освещенную его голову и лицо. Помню, что потолка в келье как будто не было, он разошелся, а голова старца как бы ушла вверх. Это мне ясно представлялось. При жизни старца я никому не смела рассказать этого. Он мне раз и навсегда запретил говорить о подобных случаях, сказав с угрозою: "А то лишишься моей помощи и благодати"[11].
11. Сохранились свидетельства об изменениях, происходивших с о. Иоанном Кронштадтским во время совершения им Божественной Литургии: "Вот приобщается отец Иоанн Тела и Крови Христовых. Необыкновенная духовная радость, необыкновенный мир и небесный покой, необыкновенная сила и мощь отображались теперь в каждой черте его лица. Его лицо как бы светилось, как бы издавало какое-то сияние"[12].
12. Приведем еще воспоминание о Московском старце отце Алексее Мечеве, настоятеле храма Николы в Кленниках (с 1892 по 1923 г.): "За последние два года Батюшка, особенно за богослужением, как бы светился каким-то особым, ни с чем земным не сравнимым внутренним светом. Обилие благодати, почивавшей на нем, иногда для некоторых проявлялось и вовне: он казался стоящим на воздухе, и из глаз его как бы сыпались искры. Когда одна раба Божия простодушно рассказала ему, каким она его видела, он ответил: "Никому не говори об этом до моей смерти. Тебе дано было видеть меня грешного, по Божию милосердию, в духе"[13].
По учению святых отцов Церкви (святителя Григория Паламы, преподобных Макария Египетского, Иоанна Дамаскина, Симеона Нового Богослова), Божественный Свет, осиявший тьму во гробе Господнем, открывавшийся частично, в большей или меньшей мере, в опыте святых подвижников, – это одна из несозданных энергий, в которых непостижимый и недоступный по природе Бог открывается миру. В этом смысле св. апостол Иоанн Богослов называет его светом: Бог свет есть (1 Ин. 1, 5). И апостол Павел говорит, что Бог обитает во свете неприступнем (1 Тим. 6, 16). В Апокалипсисе находим пророческое видение небесного града как Царства Божественного Света: и град не требуя солнца и луны, да светят в нем: слава бо Божия просвети его, и светильник его, Агнец (Откр. 21, 23). Свет этот сверхъестественный, совершенно отличный от чувственного света, благодатный, и открывается человеческим очам "измененным силой Божественного Духа", как "первообразная и неизменяемая красота, слава Бога, слава Христа, слава Духа, луч Божества"[14].
Эта Божественная слава преображает созерцающих ее подвижников, сообщая световидность их телам. Просвещение несозданным светом, облечение во славу первозданного человека, в ту же славу, которая просияла на лице Моисея, доступно, по слову преподобного Макария Египетского, еще ныне, здесь, на земле, "неложным христианам", внутренне преображенным благодатию Святого Духа[15]. Но полное откровение Божественного Света будет дано только в будущей жизни, когда мы узрим Бога лицом к лицу. Поэтому св. Григорий Палама называет этот "Божественный и неизреченный Свет" "таинством восьмого дня", то есть "будущего века", "видением и наслаждением святых в непостижимом веке"[16]. Тогда праведницы просветятся яко солнце, в Царствии Отца их.
Журнал "Даниловский благовестник", вып. 6, 1994 г., с. 34-36.

** Наставления св. отца нашего Антония Великого о жизни во Христе // Добротолюбие. М., 1988. Т. 1. С. 26.
*** Слова Симеона Нового Богослова в переводе на Русский язык Епископа Феофана. М., 1890–1892. Вып. 1. Слово 83, § 3. С. 385.
[1] Цит. по кн.: Монах Василий Кривошеин (впоследствии архиепископ). Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы. Гл. 3 // Вестник русского Западно-европейского Патриаршего Экзархата, N 115. Париж, 1987. С. 142.
[2] Там же.
[3] Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). Изд. 3-е, испр. СПб., 1891. (Репр. изд.: М., 1992. С. 276).
[4] Там же. С. 40.
[5] Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Перев. с греч. Репр. изд.: Троице-Сергиева Лавра, 1993. С. 109–110.
[6] Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их... С. 326.
[7] Там же. С. 327.
[8] Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? / Письма Епископа Феофана. Л., 1991. С. 101.
[9] Святый преподобный Серафим, Саровский чудотворец. Издание Русского Свято-Андреевского Скита на Афоне. Одесса, 1903. (Репр. изд.: М., 1990. С. 59–60).
[10] Поселянин Е. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. СПб., 1908. (Репр. изд.: М., 1991. С. 93).
[11] Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Сергиев Посад, 1908. (Репр. изд.: Кемерово, Знаменская церковь, 1991. Приложение: Житие преподобного Амвросия, старца Оптинского. Без указания страниц).
[12] Епископ Димитрий. Молитвенное утро отца Иоанна Кронштадтского// Иоанн Кронштадтский/Сборник: сост. В.А.Десятников. М. 1992. С. 326.
[13] Жизнеописание московского старца отца Алексея Мечева/Сост.: Монахиня Иулиания. Храм св. Митрофана Воронежского, б/г. С. 110.
[14] Монах Василий Кривошеин. Указ. соч. С. 143.
[15] Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова... Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 384–385.
[16] Монах Василий Кривошеин. Указ. соч. С. 144.
Отсюда.
Tags: аскетика, исихазм, молитва, праздники, публикации
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment