ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Из дневника схимонахини Иоанны, фрагменты

 Писано по благословению архиепископа Серафима (Звездинского)

На небесное житие создал нас Бог [записи, вероятно, 1920-х гг.]... 

Видим монахинь, помогающих при нужде священникам в их требах (кроме таинств, исключая крещение краткое, которое дозволено совершать всем). Преп. Матрона во время Всенощного бдения наравне со священниками помазывала молящийся народ при обретении честной главы святого Иоанна Предтечи в Емесе . Даже, как повествует житие ее, подходившие под помазание к преподобной Матроне получали по ее молитвам исцеление.
* Доброе дело дает душе радость, простор, бодрость; грех же приносит стыд, угрызение совести, угрюмость, расслабление воли и энергии (связывает руки и ноги). Не думай, что усладителен грех и маловажен. Многи и тяжки его порождения и следствия. Доведут они твою душу до ада.
* Смерть — христианам упокоение, полезнейшее и сладостнейшее (молитва на вечерни в день Святаго Духа). Это дар за страдание Сына Божия во искупление рода человеческого.
* Хотя и в землю повеле нам возвратитися, но неложное обещание нам дал еси, Господи, воскресити нас во Второе Твое пришествие. Вси маловернии, помышляющии, что со смертию телесною все кончится, послушайте, что глаголет Сам Христос Спаситель наш: Аминь, Аминь глаголю вам... яко сущии во гробех услышат глас Сына Божия... и услышавше оживут (Ин. 5; 25,28).
* Господь Иисус Христос запрещал бесам проповедовать и вещать, что они знают, что Он Сын Божий. Лжец не заслуживает внимания, на еретика нельзя полагаться... А между тем часто появляются в сносках имена треокаянные (у Лодыженского и у др.), книги с заголовками православными, а называют Господа Иисуса Христа просто Иисусом или преподобных просто Серафим, Сергий и так далее. Где же цензоры? Читателю православному больно читать такие писания. Отчасти осторожность староверов не читать новые издания здесь находит себе оправдание.



* Святый апостол Павел пишет: Знаем , что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2 Кор. 5,1). Св. апостол ничуть не сомневается в будущей жизни, а прямо пишет: знаем. И действительно он знал, ибо был на небесах еще при своей земной жизни (вем человека... восхищена бывша до третияго небесе — 2 Кор. 12,2). Земную жизнь, тело святой апостол называет хижиной, т.е. убогим жилищем, жилищем бедняка; небесное же место жительства именует домом — лучшее хижины ветхой, ветшающей с каждым днем. Небесный же дом какую имеет ценную сторону: нерукотворенный, вечный.
* На небесное житие создал нас Бог, а не на земное, бедное и ветшающее. На сие самое, т.е. на небесное создал нас Бог, дав нам залог Духа. Кто живет духовною жизнию, тот знает наслаждения Духа. О. Иоанн Кронштадский пишет: по сему суди, какое же там наслаждение, если еще здесь, во плоти наслаждения духовные услаждают, умиряют тя — кольми паче сладостнее они будут для тебя по смерти твоей.
* И дам ти ключи Царства Небеснаго (Мф., зач. 67). Почему же не ключ, а ключи? — С одной стороны, потому что на небеси обители многи суть (Ин. 14,2). С другой стороны, три неба описывает нам св. апостол Павел. Св. апостол Петр хранит вход во все три неба. На его исповедании: «Ты еси Христос, Сын Божий», создана Церковь Христова, и спасение наше кто тако исповедует, того св. апостол Петр примет во вхождение во спасение; ему — этому исповеданию — даны ключи в Царство Небесное.
Господи, даждь ми мысль благу...

(Записи 1970–1975 годов)

Скорбя о кончине доброго своего старца, верьте, что праведник и по смерти жив в Боге и слышит ваши покаянные вопли. Вспомним, как грешница, желавшая исповедать свой грех святителю Василию Великому и не заставшая его в живых, в скорби написала свою исповедь и положила в гроб усопшему праведнику. Прислуживающий диакон развернул лист, желая прочитать написанное, но грех кающейся грешницы оказался уже изглаженным по молитвам святого Василия.
* Чудная должность на Святой горе Афонской «приснопребывающего» иеромонаха, обслуживающего икону Пречистой Богоматери. На его должности возжигать свещи, неугасимую лампаду, блюсти чистоту помещения, где ликом Своим пребывает Пречистая, и отверзать двери всем приходящим, искать у Пречистой себе милости и утешения, совершать молебное пение за всех православных христиан и непрестанно величать Пречистую. Сподоби и нас, Пречистая, служить Тебе присно с усердием и любовию до последнего издыхания нашего и со дерзновением с батюшкою преподобным Серафимом Саровским рещи: «Аз убогий служка Божией Матери». Аминь. 
* Послушницы... инокини... монахини... схимонахини — чины ангельские, вас ищут Ангелы среди себя. Проверьте, среди Ангелов находитесь вы, послушницы, знаете ли свое монашеское делание или блуждаете мыслями, вопрошая о нем других? Инокини — иные ли вы от мира или смешались с миром, ищете мирских добродетелей: поздравить на именинах подруг, поутешиться прогулкой или покупкой земного благоукрашения? Монахини, в нищете ли вы, в послушании скорбей и других людей или о себе тужите, не увлекаетесь ли почестями и ласкою других, в постном ли житии упражняетесь или стряпаете что повкуснее, не услаждаетесь ли сластями мира сего? Где же вы, схимонахини, шестокрылатии Серафимы, многоочитии Херувими, лица закрывающии, предстоите ли вы Христу, за мир закланному Агнцу Божию, вопиете ли непрестанно «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», не потеряли ли вы восторг херувимского созерцания премудрых судеб Божиих, не отошли ли вы от Престола Божия умом, сердцем, не ищете ли земного пропитания среди мира, не глаголите ли глаголов мира сего, его выгод и дел суетных? О, Господи, да отдадут же Тебе свои сердца все обещавшие отдать их Тебе Единому. Не презри, Господи, обнищавшее мое сердце, Владыко, Владыко Христе!!! Аминь.
* Хороший управитель старается в своем владении все использовать, все привести в порядок. Художник старается тщательно подобрать тона, дать красивую форму рисунку. Так и Господь все строит в жизни нашей «глубиною мудрости» — сухие ветви отсекает, хорошие очищает, «да лучший плод принесут», скорбями, болезнями нас посещает, к Себе приближает... Сотвори, Господи, и со мною Твое знамение во благо, да лучший плод Тебе принесу.
* Законный брак честен у Господа. Святой архистратиг Рафаил устрояет брак Товии с Саррою. Сам бесплотный архангел говорит Товии о девице и приводит сердце юноши к любви (к сей девице). Господь слышит всех вопиющих к Нему в скорбях и посылает святых Ангелов Своих на утешение скорбным. Пречудна книга святого Товита, она написана по повелению архангела Рафаила и открывает людям, насколько близки к нам святые Ангелы Божии. Архистратиг Рафаил благовествует, что его послал Господь исцелить Товита и помочь ему, и возносить ко Господу его и Сарры скорбные молитвы, соделал незримым свидетелем его добрых дел.
* «Если можешь, помоги нам», — говорит отец бесноватого отрока Иисусу Христу. Господь всемогущий отвечает: «Если можешь веровать...» Неверующий недостоин Божией милости, потому что не оценит ее, не признает, припишет случаю или еще как перетолкует. Господь учил своих последователей: не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф. 7,6).  Отец возопил в ответ Господу: «Верую, Господи, помоги моему неверию». И получил желаемое. Отрок был исцелен, и отец получил помощь (благодать) от маловерия — веру всецелую (Мк. 9; 22, 23–27).
* Причастие делает нас частицею страшной Жертвы Божественной. Не устрашимся страданий за Христа, поруганий и бедствий — сего удостаивает нас, христиан, само Святое Причащение. 
* Как не может устоять тьма при восходе солнца, так не может и тьма дьявольская противостоять приходящему в наше сердце Христу Спасителю во Святых Его Тайнах. Не устоит и царство антихриста пред приходящим Христом во втором Его пришествии. 
* «Пасха» — слово еврейское, в переводе на русский язык означает «переход». Первая ветхозаветная Пасха — это чудесный переход еврейского народа через Красное море, переход, принесший освобождение от рабства египетского к свободной жизни в земле обетованной с Богом. Вторая Пасха — Пасха Христова — переход заключенных душ из ада в райские селения, от адской муки в райское блаженное наслаждение. Третья Пасха — вечная, когда все сущие во гробах восстанут и все земнородные возрадуются по Втором пришествии Господнем. Переход от могильного тления к нетленной бессмертной вечной жизни. Все три победоносные Пасхи от скорби к радости совершены Христом Спасителем Крестом. «Крест начертав, Моисей впрямо жезлом Чермное пресече» (ирмос 1-й песни канона 8 гласа в Воздвижение). Распятием на кресте ад умертви «Кто древяным мя копием внезапу прободе... чувства моя смущают дух мой и понуждаются изрыгати Адама и сущия от Адама» (икос по 6-й песни канона на утрене недели 3-й Великого Поста). Третья Пасха совершится, когда явится знамение Сына Человеческого на небеси, Крест Господень возсияет на небеси, предшествуя сходящему на землю Господу Ииусу Христу. Крест Христов возвестит миру начало новой вечной жизни в вечном Царствии Христовом.
* Все виды исцелений подает просящим Пречистая Дева и не оскудеет никогда Ее милость, ибо неисчерпаемое сокровище есть, сколько не черпает мир милости Ее, они бесконечны, ибо все роды ублажат Ее и милости Ее во все роды и веки веков. 
* Хранящаго истину в век (Пс. 145,7). Воистину истина вечна, а ложь — временный ветер, сколько времени ни дует он, хотя и со страшной силой готов все разорить и разметать и с ног сбить, но кончится — и истина, как ясное солнце, сияет неизменно.
* Глаголю же Вам, другом Своим: не убойтеся от убивающих тело, и потом не могущих лишше что сотворити (Лк. 12, 4). Как нежно именует Господь последователей Своих.  Не убойтеся от убивающих тело. Со дня рождения человек уже обречен на смерть. Умершие же за Христа живы вовеки. Друзья Христовы получили вечное блаженство в Его вечном Небесном Царстве, освободились от сетей, козней и соблазнов, им уже никогда не уловить и не погубить их бессмертные души. Убойтеся имущаго власть по убиении воврещи Вас в дебрь огненную; ей, глаголю вам, того убойтеся. Не бойтесь властелина, могущего на земле убить вас, убойтесь властелина, имущего власть по убиении воврещи в дебрь огненную. Из непроходимой дебри не выйти — это не взрыв опаляющий, но дебрь, лес огня непроходимого, в ней будете гореть и выхода не будет. Господь как бы клятвенно заверяет истину слов Своих: ей глаголю вам, того убойтеся.
* «Пресвятая Богородице, спаси нас». Спасение через Тебя соделал Господь миру. Ты начальница нашего спасения. Тебе Сын Твой и Бог наш ни в чем не отказывает, оказывая Тебе честь как Сын Матери Своей. Никому, кроме Самого Господа и Божией Матери, не поет святая Церковь «спаси нас», только Им. К святым, угодившим Господу, Церковь обращается: «Молите Бога о нас». Спаси нас от бед, Всемилостивая Богородице наша, во веки. Аминь.
* В устах их нет лукавства; они непорочны пред Престолом Божиим (Откр. 14, 5). Страшно предстояние пред Престолом Божиим, если уста имели лукавые речи; страшно оказаться порочным. Господь не терпит ничего нечистого.
* Послушница — первая ступень ангельского чина. Послушница слушает, что ей говорят старшие, и исполняет беспрекословно их повеления, прося лишь у них духовной помощи. Просьба «благословите» указывает на то, что послушница творит не мирскую волю, а Божию и во имя Божие действует. Ее житие подобно ангельскому житию, ангельскому служению Богу — исполняющей веление Божие. Свят чин послушниц, не унизителен, не низок, но чрезвычайно высок, подобен ангельскому небесному чину. 
* В словах Марфы, сестры Лазаревой, слышны недовольство и упрек Марии: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити; рцы убо ей, да ми поможет (Лк. 10,40). Даже по имени не называет Марию. Часто слышны упреки и недовольства на тех, кто оставляет ради молитвы, этой сладкой беседы с Богом, суету хозяйственную и уходит в церковь, или посвящает себя Богу. Да дерзают боголюбивые души, ибо Господь за них заступится и каждый раздраженный внутри себя услышит глас Христов: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе; едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея.
* Сколь жестоки люди под влиянием сатаны. Три Христова мученика Пров, Тарах и юный Андроник принесены израненными на арену цирка. От мук, принятых за Христа, они не могли ходить. Выпустили на них зверей. Умертвив истинных преступников, дикие звери ласкались к святым мученикам, лизали их раны, проявляя свою о них жалость. Но не умягчились злые сердца, исполненные сатанинской злобою, их злоба была сильнее звериной. Мучители послали слуг убить копьями неповинных мучеников, непобедимых...
* Пока лежал убогий Лазарь гноен у врат богача, веселящегося светло, не было до него дела... но теперь в муке богач, страждущий в пламени, молит праотца Авраама, послать к нему Лазаря, да остудит язык его; молит: «Пошли Лазаря в дом отца моего». Но святой праотец Авраам не исполняет его мольбу и отвечает, что в жизни земной он получил блага и не разделил их с Лазарем, ибо Лазарь на земле видел лишь скорби: «Теперь ты страдаешь, а Лазарь утешается — это следствия вашей земной жизни; и великая пропасть не пускает от ада к раю и из рая в ад». О! земной путь наш, куда ведешь ты нас: к аду ли за беспечность нашу или скорбями направляешь к утешению... Возлюбим, братие, нищету и болезни, от Бога нам посылаемые, и верою избавимся от мук. Вера в Бога, в Его Святое Писание, что многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14,22), да спасет нас. Если бы живые братья богача верили Писанию святых пророков, то не погибли бы, сподобились бы узреть воскресшего Лазаря и покаяться. Теперь тоже Лазарь в лице нищих часто приходит к нам. Будем же мы к нему милосердны, веря Писанию: «что сотвористе нищему, Мне сотвористе». Не презирай нищих — они часто бывают в скорби своей в общении с Ангелами. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16,19–31).
* Часто бывает, что человек, увлеченный своим мнением, ждет от старца ответа, подтверждающего его решение, а старец отвечает совсем иначе, не по настроению пришедшего. Тогда гордый посетитель возмущается, обвиняя старца в непонимании, несочувствии и уходит разочарованный и даже озлобленный. Простой же сердцем человек с верою во всякое слово и движение старца чувствует облегчение и исцеление, любовь его и заботу. Нееман Сириянин пример сему. Зачем идти окунаться в маловодном Иордане, не лучше ли его родные реки, зачем он утомлял себя путешествием к старцу-пророку? Не так отнесся слуга князя. Он убедил своего господина исполнить нетрудный совет пророка, испытать святость его слов на себе и по совету простеца, верующего слуги своего, Нееман исцелился (4 Цар., гл. 5).
* Тебе горько от людских несовершенств, тебя оклеветали, обманули, несправедливо обругали. На сердце будет легче, если по Евангельской заповеди обратишь к удару и левую щеку — те, левые дела свои; ведь и ты мысленно, может быть, обманывал и не раз клеветал, подозревая несправедливо ближнего и не давая себе отчета в том, что твои слова ложно преувеличены и несправедливы, сам оскорблял ближних, отвечал грубо, свысока, нетерпеливо и дерзко. Велика Господи, сия заповедь Твоя; она исцеляет нашу десную ланиту, когда мы шуюю подвергаем удару своею же волею, своею совестию. Чем утешатся Ангелы Божии, видя скверну душ наших? Они возводят очи к Господу и трижды вопиют: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, или: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. И нам святая Церковь напоминает: Един Свят, Един Господь Иисус Христос. Не будем, братия, негодовать на недостатки ближних наших и себя потерпим, а очи сердец обратим ко Господу и со святыми Ангелами Господними да возопием: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.
* В Апокалипсисе, в главе 16, стих 5, читаем: «Ангел вод»; Господь вручает не только души христианские Ангелам, но и самые стихии. О! великий Царь и невидимый Правитель, дух мой трепещет пред Твоим величием и ничтожество мое еще сугубее является предо мною.
* Весеннее благоухание воскресшей от зимы природы воистину есть ароматное кадило, приносимое от земли Воскресшему Господу, ибо благоухает природа ради Воскресшего Господа Спаса нашего.
* Инокиня! подражай Первой Инокине в Ее предсмертном умилении. Пречистая давно желала отойти в небесные селения, чтобы зреть во славе небесной возлюбленного Сына Своего. Когда архангел Гавриил возвестил Ее отшествие от земли, Она возрадовалась духом.  Не омрачимся при кончине нашей печалью о земных привязанностях, но с любовию устремимся в чертоги Небесного нашего Жениха Христа. Попросим Пречистую Деву — Матерь нашу, да удостоит Она и нас прибытия к смертному одру нашему Господа во Святых Его Тайнах и святых апостолов — священнослужителей Церкви нашей — и тако мирно уснем до второго пришествия Господня.
* О, Пребожественный Иисусе! Восприяв Божество Твое, блудницы стали целомудренными, а Мария Магдалина святою. Блудница, приближаясь к Тебе, Источнику нашего спасения, вкушала присутствие Твоей святыни и чистоты, наслаждаясь Божеством Твоим, начинала ненавидеть сласть плотскую и блудную и не отходила от Тебя, ставши сосудом благодати, но следовала за Тобою, боясь потерять Тебя — Источник вечного блаженства.
* «Жажду!» — вопиет Спаситель с Креста. Сладчайший Господи, Ты молчал, когда вбивали гвозди в пречистые длани и стопы Твои... Господь наш жаждет спасения нашего, чтобы не проглядели мы спасение свое, увлекшись суетою мира сего, не забыли ценою какого страшного крестного страдания оно дано нам Господом. О, человецы, чаще будем взирать на Крест Христов, стоять мысленно на Голгофе перед страшным и святым Крестом, слушать слова Христовы; утолим Его о нас Божественную жажду слезами покаяния, любви и умиления.
* Задумывался ли ты, православный христианин, над словами Иоанна Богослова: Кто приходит к Вам и не приносит сего учения (Христова), того не принимайте в дом и не приветствуйте его (2 Ин. 10). Это говорит Апостол любви — любви к Богу и людям. О, как страшно перед Богом и опасно иметь знакомство и принимать в дом не имеющих учения Христова. От такой дружбы легко попасть в вечную муку. Кто увлечется новым учением, погибнет навеки. Еще предупреждает евангелист Иоанн Богослов по своей неизреченной любви: И не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его (ст. 10–11). А если участвует, то и осужден будет [вместе с ним].
* Господня премудрость видна на твари Его: вот зверьки одеты мехом — неветшающим одеянием. Что же мы, маловерные, так много беспокоимся о своем одеянии, неужели останемся без помощи Божией и нагими?
* Святая Мария Египетская вела отшельническую жизнь в пустыни, подвиг ее был безмерно высок. Она осталась без одежды, но не пошла в мир за одеянием. Оставив мир, она ничего в нем не искала. Господь почтил святую, облек ее многотрудное, истощенное, очищенное от всякого греха подвигами покаяния и постом тело руками аввы Зосимы в монашескую мантию. В сей ветхой мантии преподобная Мария причастилась Святых Христовых Таин, в ней же и погреб ее авва Зосима.
* «Беседуеши им многажды, якоже другом Твоим истинным», — говорится в молитве ко Святому Причащению о причастниках. Господь, будучи в нас по принятии Святых Таин, тихо беседует с душою нашею, утешая, услаждая, упокоевая ее. О, как не хочется по принятии Святых Таин говорить с людьми, оторвавшись от сладкой беседы с Господом, как жаждет душа остаться в уединении, чтобы с Единым Господом быть и Им Единым наисладчайшим наслаждаться.
* Один инок для поддержания теплоты сердечной много трудился в посте и поклонах. Но вот пришел старец и оживил душу, зажег огонь сердечной теплоты в ученике силою Духа Святаго, носителем Которого он являлся. И понял инок, что его труды подобны теплой одежде среди холода, лишь сохраняют внутреннюю теплоту, благодать же отца его подобна солнцу — все обогрела, и одежда не нужна. Недаром святая Церковь начинает молитвословие возгласом: «Молитвами святаго Владыки нашего, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас», или «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Хр5исте Боже наш, помилуй нас».
* Блюди, душе моя, да не воздремлеши и не пребудеши, яко пять дев юродивых, вне чертога толкущи . Пять дев — это пять чувств наших: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Зрение да хранит образ Господа, а не блудные картины. Слух да услаждается словом Божиим, в Священном Писании обретаемом, и повествованиями о подвигах святых, а не песнями блудными, не романами мерзкими, страстными. Обоняние да обоняет благоухание фимиама священного, а не нечистые вони житейские, табака и духов блудничих. Осязание да осязает четки молитвенные, а не плоть блудодейную; вкус да услаждается сладчайшею бессмертною Трапезою, а не объядением вредным, язык наш услаждающим, а сердце от Иисуса Сладчайшего удаляющим. О! да не пребудем вне чертога Христова!
* Дивны дела Твои, Господи. Умер священнослужитель, прослуживший шестьдесят лет пред местной святыней — Животворящим Крестом Господним*. В соб
оре, где он священствовал, ежедневно читался акафист страстям Христовым (Кресту). Глубокий умом и сердцем старец переживал Страсти Господни, поклонялся Животворящему Кресту, горел перед ним как свеча верою и любовию. И Господь дал знамение Свое, что принял его служение — сороковой день по кончине старца пришелся на Крестопоклонной неделе и в четверг, под пятницу, когда в его храме пелся соборно акафист Кресту — Страстям Господним.
_________________
* Животворящий Крест Христов, святыня Успенского собора в Дмитрове. Согласно народному преданию, довольно позднему, Крест явился на водах реки Яхромы в 1291 г. (по мнению искусствоведов живопись Креста датируется, вероятнее всего, XIV столетием).  В воспоминание многоразличных благодеяний, явленных свыше через благодатный Животворящий Крест, в пятницу перед Пятидесятницей в городе ежегодно совершались Крестные ходы в приходские храмы. В воспоминание чудесного спасения от грозившего городу пожара ежегодно 6 августа Животворящий Крест обносили вокруг торговых рядов. В соборе пред Крестом еженедельно совершался молебен с акафистом Животворящему Кресту. В начале 1920-х гг. Крест был похищен из собора и через некоторое время обнаружен уже без оклада, который, вероятно, и привлек грабителей. Вскоре после этого Крест был вывезен в Москву, где и по настоящее время хранится с отделе древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи.
Tags: архив, схимонахиня Иоанна
Subscribe

  • Первое Рождество

    А мне в эту ночь вспоминается первое Рождество в храме - год 1889, Вырица... По причине неофитства служба запомнилась как непрестанное пение тропаря…

  • Чудеса

    Коту Бумеру насчитывают примерно 14 лет. Он живет при храме, на службе любит спать на клиросе, а если архиерейская служба, то любит спать на кафедре,…

  • Избавительница

    Привезли вчера в храм икону "Избавительница" - казаки. Захожу - акафист служат, поют не очень складно - такие обветренные мужицкие голоса…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments