ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

Из дневника схимонахини Иоанны, окончание

 

*

Перенесемся, добрый христианин, на путь, ведущий в Эммаус. Два скорбных путника. Третий, Незнакомец, присоединяется к ним, приветливый и соучастливый к их скорби, много целительного изливает Он на их раны сердечные. Он убеждает словами пророков и Писаний. Преподав им утешение, Он делает вид, что хочет один идти далее. Теперь уже Лука и Клеопа к Нему проявляют сочувствие: «Останься с нами, уже день склонился к вечеру». Евангелист повествует, что очи их были удержаны, чтобы они сразу не узнали Его. Ему нужно было открыть им Писания, иначе от восторга они не стали бы слушать Его. Сердца же их горели огнем Божественным, ибо Он близко, близко прикасался к ним. Когда же очи их отверзлись, и они познали Его во время преломления хлеба — Он стал невидим для них. Пораженные чудом и радостию Лука и Клеопа немедленно вернулись в Иерусалим сообщить, что видели Господа. Апостолы опять собрались вместе после рассеяния от страха, обсуждая, что Господь воистину воскрес и явился Симону Петру.

Смотри, как Дух Святый излагает события: кратко, живо, не распространяется ни на какие доказательства, как это принято в земных науках, даже драгоценные слова Господа, сказанные Луке и Клеопе из Писаний, не приведены и не переданы нам. Радость Воскресения все заполнила собою; да загорятся же ею и наши хладные и обнищавшие сердца.

*

Осуждение... какое страшное оружие. Осудишь брата своего — и пострадаешь сам, сам свою собственную душу осудишь. Святый Ефреме, помоги нам чаще взывать: «Даруй ми, Господи, зрети моя согрешения и не осуждати брата моего».

*

Сатана завидует, когда мы беседуем с Богом в молитве, предпринимает все меры, чтобы отвлечь нас от Бога и молитвы: учит нас употреблять время на земное, временное, исчезающее; знает он, окаянный, что все земное по смерти не нужно будет нам, и мы, делая земное, окажемся бессильными против него. Не тако вернии, не тако — будем больше искать вечного и помощию Божией Матери презирать мир.

*

Как дорога Царице Небесной Держава Православная. Не нашлось достойного держателя, и Царица Небесная взяла ее Себе.

Святая Русь, Пречистая Дева во всех твоих тяжких испытаниях являла Свою о Тебе милость. Так и в наши дни сотворила знамение Своего благоволения. Приняла Сама твою святую Державу в Свою всемощную десницу — икона «Державная» сие и явила нам. Твоя, Царица Небесная, Держава — Держава непобедимая. Теперь, в Твоей деснице, непобедимой стала наша Православная Держава. Непобедимы и наши исповедники православные Твоими, Дева, молитвами.

*

Иудейские цари потеряли свое царство, храм и самостоятельность за отступление от данного им Богом закона, так и христианские цари потеряли свои престолы за нарушение христианских Божиих законов (слова старца).   

Как иудеи не могут приходить к месту их храма в Иерусалиме, так и русские люди не могут войти в свой первопрестольный храм вследствие нарушения закона Божьего.

*

Святой царепророк прямо говорит: аз же есмь червь, а не человек (Пс. 21,7). И мы не ошибемся, если скажем о себе слова пророка. Роюсь в земных интересах, ум и сердце им отдаю, а Духа Божия не вмещаю, молитву Иисусову творить не могу, теряю. Воистину аз есмь червь, а не человек.

*

Святые праведные Захария и Елизавета особенно близки к Пресвятой Деве Богородице. Святой Захария был Ее воспитателем и опекуном. С трех лет и до двенадцатилетнего возраста Пресвятая Дева росла под его начальством и наблюдением. Он разрешил Ей входить на молитву во Святая Святых, позаботился о дальнейшей судьбе Ее, обручив праведному Иосифу. Праведная Елизавета была для Пресвятой Девы Марии за мать и за старицу. К ней устремилась Пречистая после святого Благовещения, ей Она поверила Свою великую тайну и от нее получила приветствие во уверение истинного сбытия обетования Благовещения.

О, святии родители Предтечевы и сродницы Господни, святии праведнии Захарие и Елизавето, сродните сердца наши с Господом и Пресвятою Девою вашими святыми молитвами. Аминь.

*

Приближается воспоминание Страстей Христовых: Господь наш Иисус Христос за грехи всего мира претерпел страшную муку на кресте, и за наши грехи страдал Он. Сие страшное распятие... Не нужно ли и нам самим пострадать за очищение свое, пострадать постом, не вкушая желаемых яств, пострадать поклонами, принуждая плоть к молитвенному труду? Чем же нам умилостивить Бога за беззакония наши? Святая Церковь дала нам ко умилостивлению правды Божией святой пост, поклоны, молитву сокрушенную.

*

Музыка — изобретение потомков Каина, также металлисты или строители. Молитва — наследие Сима, из негоже по плоти Христос родися (Быт., гл.4).

*

Пост без воздержания страстей не только не приятен Богу, но противен Ему (Триодь Постная, 2-я седм.).

*

Райская пища Адама была плоды с древес. Господь дал ему вкушать от всех древесных плодов: ананасы, бананы, персики, яблоки, груши, сливы все самое наилучшее; только от одного смертоносного древа не велел вкушать, иначе смертию умрет. Все напрасно, не поверил Адам Богу, умер сам и за ним все, кто от него. Что вкушает теперь человек после своего падения? Свеклу, картошку, капусту, морковь, репу  плоды земные, овощи, после многих над ними трудов в поте лица своего. Что же лучше, яблоко благовонное или картошина, ананас ароматный или свекла?.. О, сколь низко пал Адам, не стоит он и земных плодов, но Господь не отнял их от него, трудиться же в поте лица за них определил человеку в наказание.

*

Какое неземное благоухание в чудных цветах земных. Вдохни аромат розы, лилии или жасмина — откуда этот аромат? Сие есть веяние райское, оно осталось в лучших цветах земных и утешает нас...

*

Блудный сын ушел от Отца... вот он пасет свиней и желает насытиться их пищею, но и ее ему не дают. Ушел от веры человек крещеный... Пасет свиней [как наемник] у неверующих безбожных лиц, хочет напитаться их бездушною пищею, но и ее ему не дают: не хватает образования, сокращают штат он никому не нужен. В горести своей обращается он к Отцу Небесному с мольбою, и тут же Господь одевает, питает, почитает его и причастником делает его Тельца Упитаннаго, Святых Таин сподобляет его (Лк. 15,11–33).

*

В Триоди Постной, на Крестопоклонной неделе, чтем: поклоняющиеся Кресту Христову исполняются Духа Святаго (пяток, канон), крест то древо райское, от которого оживился умерщвленный плодом древа Адам.

*

Смотри, как мать святая Церковь разделяет твое горе, твою скорбь... У тебя умер близкий человек. Святая Церковь утешает тебя, обещает ему новую жизнь, где нет болезни и печали, и смерти не будет... Она разделяет твое одиночество, велит девятый день быть в храме и вместе с тобою молится за усопшего. В двадцатый день приглашает вспомнить ушедшего в иной мир. В сороковой день провозглашает ему вечную память в храме, среди членов твоей семьи и знакомых. И как живого помнить будет каждый день, если позаботишься о душе тебе дорогой.

*

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли[1]. Не забывай, человек, что отец и мать, через которых Господь дал тебе жизнь для вечного блаженства, должны быть в большой чести, как наивысшие благодетели твои. Чти святую память их, молись о них при жизни их земной и по усопшим совершай память. Не дерзай их осуждать и оскорблять — это нижайшее хамство. За непочитание родителей в Ветхом Завете предавали смертной казни — побивали камнями. О! убойтесь не чтить родителей своих.

*

Господь наш Иисус Христос есть Царь царствующих и вечный Владыка всего земного и небесного. Подумай, что ты находишься во всецелой от него зависимости, даже в самом ничтожном себе не хозяин, ибо ни один волос не упадет с твоей головы без Его воли.

О! Как должны мы припадать к такому всемогущему Владыке нашему, как часто должны просить у Него милости себе.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную. Аминь.

*

Сколь неблагодарны мы пред Господом... Подумай, если бы тебя любил какой-нибудь человек, так сильно любил, что умер за тебя, осужденного на смерть. А ты бы не оказал любящему тебя никакого внимания и благодарности. Так и мы, окаянные, не благодарны избавившему нас от вечной муки Своею смертию за нас на Кресте, забываем благодеяния, оказанные нам Господом Иисусом Христом и едва вспоминаем Его, Спасителя нашего.

*

Особенная тишина бывает на душе после выноса Животворящего Креста, будто сам воздух затих. Кто благоговейно молился во время выноса Животворящего Древа, тот по опыту знает: это есть таинство смерти Господа за спасение мира и обновление его, таинство прогнания бесов, победа над ними. Тихо-тихо... зло исчезло, трепещут демоны Креста и исчезают. Души ощущают мир, тишину и спасение свое, содеянное Господом Иисусом Христом на Кресте. 

*

Какое Божие снисхождение к немощи человеческой...

Провидел Господь, что ревность иудеев к закону Моисееву не даст им принять Новый Завет христианский и признать Иисуса Христа за Мессию и Сына Божия. И вот Отец Небесный возвещает: Сей есть Сын Мой возлюбленный и поучает: Того послушайте[2]. Но иудеи не могут идти за Христом. Мнимое первенство их не допускает, гордыня сделала их врагами Сына Божия.

Послушайте, послушайте Творца Вседержителя. Он Вам заповедует: Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте! Аминь.

*

Все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела  вот слова Самого Господа[3]. Не сказал: сама бедная, зачем положила. Нет, но восхвалил ее, и память о ней оставил всем нам святой евангелист Лука. А мы, когда нам дают, останавливаем бедных самим вам нужно. Это слова маловерия, истинно верующие не должны останавливать подающих от дел добрых, но верить, что Господь им воздаст сторицею. Аминь.

*

Обратим свой ум, на святых апостолов, на которых в виде огненных языков в Сионской горнице сошел Святый Дух и все начаша глаголати на иностранных языках[4]. Почти две тысячи лет священные эти глаголы просвещают мир, служат основой истины, их изучают богословы. О! Воистину Сионская горница по сошествии Святого Духа есть наивысшая святая Академия. В академиях изучают иностранные языки, зубрят слова; в Сионской горнице сразу святые апостолы заговорили на всех языках свободно и легко, Сионская горница была исполнена Святого Духа, в ней не было произнесено ни одного слова, неугодного Богу. Наши архипастыри в настоящее время часто отходят от святости. Не будет училищ — будет Дух Святый учить верных пастырей Христовых духу Премудрости, духу Разума, духу явившегося на земле Господа. Аминь.

*

О! Коль великий дар дан христианам Богоявленская святая вода. Она исполнена, благодатным наитием на нее Святого Духа,

избавления от грехов;

благословения Божия;

сокрушает сатану под ноги наши;

совет лукавый на нас движимый разоряет;

избавляет от навета искушений сопротивных;

достойными соделовает обещанных благ;

просвещает наш разум Святым Духом;

ниспосылает благословение Иорданово;

освящает дома;

избавляет грехов бывших и наклонностей;

исцеляет душевные болезни;

исцеляет телесные болезни;

помогает в час смертный и облегчает его;

отгоняет видимых и невидимых врагов;

подает утешение всем черплющим ее;

очищает тело и душу причащающихся ее от всякой скверны;

исполняет нас невидимым наитием Святого Духа;

избавляет от всякия скорби и нужды.

Господи, благодарим Тя!

Господи! Слава Тебе!

Господи! Слава человеколюбию Твоему во веки бесконечные.

Аминь.

(Ектения на освящение Богоявленской воды).

*

Может ли в театре быть что-либо Божественное? Кажется, нет Неуместно церковное пение, неуместен звон, неуместно таинство Митрополит московский Филарет строго запрещал находящимся в театре сидя слушать церковные молитвы ради музыки. Верно, какой христианин может сидя слушать таинства в театре?

Вот случай из жития святого мученика Филимона[5]. Он был языческий артист и, как актер, кощунственно совершил крещение, но слова таинства сказал точно: «крещается Филимон во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь». И тут же сошла на него благодать Святого Духа, и он просветился и исповедовал себя христианином.

Может быть, люди, не бывающие в храме, хотя бы в театре умиляются красотою Христовою и Его благодатию?.. Господи, на всяком месте, везде Сый, прости согрешения, но обрати во славу Твою, ибо свято Имя Твое и всюду просвещает оно мрак греха и беззакония. Аминь.

*

Кровь Христова и Тело Христово суть мученические.

Как же без жертвы приобщаться мученической Крови Христовой? Нужно в жертву принести сластолюбие, сон, многоглаголание и многоядение. Пост, молитва, поклоны приличны приобщению Святого Тела и Крови Христовой.

*

Когда Великим Постом тебе не захочется класть земные поклоны на молитве «Господи и Владыко живота моего», то скажи себе: «У меня много грехов, вот за них, как епитимию, буду класть поклоны во искупление вины моей». И охотнее будешь кланяться.

*

Такого нигде нет, чтобы кто из руководимых в духовной жизни имел сразу многих руководителей. На это старцы не дают благословения. Духовная жизнь учит иметь одного духовника, одного пастыря. Это не значит, что других не уважать, но что одного пути держаться и одного пастыря иметь. И Господь Иисус Христос во святом Евангелии глаголет: И будет един пастырь[6].

*

Канонические правила не разрешают епископу въезжать в другую епархию без разрешения местного епископа. Священнику — в чужой приход входить. Жестоко и несправедливо делают те, кто хочет чужую овцу себе присвоить, ибо овца слушает гласа своего пастыря и чуждаго гласа не знает и бегает от него. Нет крепче любви, как пастыря к чаду, и любви чада к своему старцу. Неканонично поступает тот, кто хочет насильно чужую овцу себе похитить. Да не будет сего со мною, Господи, молю Тебя, Пастырю мой добрый[7].

*

Роптать на Бога великая и грубая ошибка и грех, ибо Господь строит все человеколюбно и глубиною мудрости, и поносить эту к нам неизреченную любовь и мудрость есть великая, мерзкая низость.

*

Говорят: какая разница, вот живут венчанные, а плохо живут, а невенчанные живут счастливо. Разница велика Невенчанные лишаются благодати и милости Божией, их нельзя причащать, а строже говоря, нельзя и отпевать. Как возжигать свечи у их гроба, когда тела их скверны от блудного брака? Как возлагать венчик на чело, когда жизнь не имеет победы над нечистотой (старообрядцы ни под каким видом невенчанных не отпевают). Еще страшнее — на Страшном суде Христовом, когда Господь скажет венчанным: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие, а невенчанным, неблагословенным: Идите от Мене, проклятии, во огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его[8].

*

Святой апостол Петр просил Иисуса Христа, идущего по водам: Господи, повели ми приити к Тебе. Господь разрешил вступить на морскую пучину, но апостол Петр на мгновение усумнился и начал тонуть, не поверил всем сердцем, что слово Господне всемогуще, и утопая возопил: Господи, спаси мя![9]

О! Как требуется в духовной жизни не сомневаться в слове Божием, иначе нет нам спасения.

Возопиим со апостолами: Господи, умножь в нас веру[10]. Аминь.

*

Всегда смиряй себя, говоря: «Мне сказал Господь: земля еси и в землю отидеши. Земля, прах и пепел есмь аз, что превозношуся?»

*

Душа моя, стремись к исполнению святого послушания. Вспомни, как пострадал святой пророк Иона, положившись на свой разум, [думая]: проповедовать, что Ниневию постигнет гнев Божий не имеет смысла, т.к. человеколюбие Божие все простит им и гнева не будет. Он ревновал по славе Божией, «еже пророчеству не солгатися», и с этой мыслию крепко заснул на корабле, несущем его в противоположную от Ниневии сторону. Но сколько пострадал он, во чреве кита будучи, никто из человеков этого постичь не может. Видя его крестную молитву раскаяния и стремление исправить свой грех исполнением послушания, Господь повелел киту изблевать его на землю.

Господи, даждь ми покаяние, да усердно исполняю всегда все данные мне Тобою послушания. Аминь.

*

Был ученик у великого старца. Старец, когда пел стихиру в вечер Недели мясопустной: «и снестся нами Агнец Божий во священной и светоносной нощи Воскресения», всегда указывал ученику, чтобы он молился непременно, да сподобит его Господь причаститься в светлую ночь Святой Пасхи.

Так приучил старец своего ученика в светлую ночь за Литургией приобщаться, и всех монашествующих в обители, в которой служил светлую заутреню и Литургию. Старец — это епископ Серафим Дмитровский. Кто к нему приезжал, и своих послушниц, он всю светлую седмицу ежедневно приобщал, «да никтоже алчен отыдет» (Св. Иоанн Златоуст).

Недаром евреи снедали агнца в пасхальную ночь; это прообраз Агнца — Сына Божия, взявшего на себя грехи всего мира. Запричастный стих всю Светлую неделю поется «Тело Христово приимите, Источника бессмертнаго вкусите».

*

Душа как птенец. Будет ли птенчик жалеть скорлупку, из которой вышел. До скорлупки ему и дела нет, где она и как лежит. Этому подобится и душа наша, выйдя из бренного тела, радуется она простору, освобожденная от тленного и многоболезненного своего состава.

Воистину, честна пред Господом смерть преподобных Его!

*

Господи, сотворенная Тобою тварь разумна. Кошечка чует мышей в норах — стремится их уничтожить. Собачка лает на чужого — чувствует врага. Дай же мне разуметь духовных врагов моих, обольщающих меня страстями, дай повиноваться добру, но не злу.

*

Хула на Духа Святого не простится. Покаяние всякому греху может испросить прощение у Господа. Но хула на Духа Святого не простится вовеки.

Кто, впадши в гордость, отрицал благодать покаяния, никогда не загладит греха. Вот пример, Толстой хулил таинства Духа Святого. На неоднократный призыв Синода оставался хулителем и заслужил отсечение, как гнилой уд, от тела Церкви. Анафема, не прощен навеки, на бесконечные веки лишен спасения.

Сколько бесстрашных хулителей, сколько опровержений на Святое Писание и Слово Божие в наши дни. И сколько примеров, когда непрощенными умирают. Вспоминается видение Иоанна Богослова: жена, и на ней написана хула[11]. Страшно подумать, что хула пишется, печатается и умножается.

*

Чтобы угодна была твоя душа Господу, надо омывать ее покаянием, слезами; чистая душа Ему угодна будет, и благодать Свою Господь даст ей.

*

Стоит яблонька, как невеста — чиста, свежа, прекрасна в цвету своем. Не успела украситься, как уже облетает и исчезает ее юная краса Будет ли кто оплакивать, что цвет ее увял и исчез? Всякий знает, что это необходимо для плодов. Все радуются, что будут яблочки. Так не плачьте о тех, кто умер рано, во цвете своей красоты. В вечной будущей жизни райские плоды ждут чистых и непорочных душою.

*

Вспомним, монахи последнего века, Того, Кто висел на Кресте, Кто не имел где главу приклонити, вспомним Того, Кто спал на корме корабля, разбиваемого волнами — и не будем скорбеть о том, что не имеем места жительства «со всеми удобствами».

*

Пал человек, согрешил... Ангел-хранитель отошел от души его. Бес, как победитель, завладел душою его падшею; человек сделался исполненным злобы, хуления, на все смотрит мрачно. Думает: откуда это зло в сердце, ведь до падения душа радостная и любвеобильная на все смотрела с благодарением и светло! Грех, ты уже на земле даешь душе предвкушать мрак и тьму ада.

*

Невеста имеет на главе длинную белоснежную вуаль. Так и невеста Христова должна быть «чиста своими помыслами не только от дел скверных, но и от мыслей скверных» — так сказал старец духовной своей дочери. Невеста одета в длинное белое платье — и невеста Христова должна быть делом чиста и непорочна от греха. Невеста имеет в руке зажженную свечу — и невеста Христова должна светить миру добрыми делами и милосердием. Невесте дают кольцо на руку. И невесте Христовой дается кольцо — четки в руках ее и молитва непрестанная в сердце.

*

Монах, выполняя свое молитвенное правило, получает удовлетворение: исполнил должное, уплатил долг. Но вот душа его сама молится, и он уже не ищет положенного числа молитв. Как сердце, выбивая пульс, само работает, так и молитва в нем сама творится. Он услажден, умиротворен и просит: «Сам, Господи, во мне молись» (молитва Московского митрополита Филарета).

*

Задумался монах, остановил мысль свою на святых словах благодарственной молитвы по Святом Причащении: «Пройди во уды моя, во вся составы...» Господь так посетил его во Святом Причащении, что весь он наполнен Святым Причастием, Телом и Кровию Господнею. Тело его, как чаша, переполнилось Святым Причащением и через край перелиться может: все мельчайшие частички его тела, все капилляры переполнены, от радости истаивает его сердце, переполняясь любовию и благодарением Господу Своему.

*

Смиряяй себе вознесется[12] — сия Христова истина ясно видится на величайшем пророке Иоанне Крестителе. Когда люди во множестве притекали к святому Иоанну Предтече, думая, что он обетованный Мессия, то святой говорил: Грядет же креплий мене, Емуже несмь достоин отрешити ремень сапогу Его[13]. «Недостоин, наклонившись до земли, коснуться обуви Его» — вот нижайшее смирение Предтечи Господня. За сие и по избранию Своему Господь смирение Предтечи возвысил: верха главы Своей коснуться повелел и крестить Себя. Главу Свою приклонил Предтече!

О, глубина премудрости и благости Божией! О, высота, от смирения рождающаяся! О, славный Предтече, помоги мне покаятися в гордости моей и сподоби мя присно во смирении пребывати. Предтече, пророче, мучениче, апостоле! Моли Бога о нас грешных. Аминь!

*

Крест... На нем распятый Сын Божий Господь наш Спаситель, умерший в страшных муках, чтобы искупить нас Собою от вечной муки в аду, в плену у диавола. Бойтесь, христиане, сбросить с себя данный при святом крещении крест Господень — этот паспорт христианский, документ на освобождение от вечного заключения во аде. Кто снял с себя крест, тот отказался от освобождения от ада: иду от Христа к диаволу во ад. Ад... Вечное безысходное смятение духа, отчаяние и томление, нестерпимые страдания от огня вечного, угрызение червя-змия и злорадство диавола — что удалось ему заставить человека так мучиться.

*

«Яко сильнейши всего есть благочестие».

Какая техника отвратит гибель сатаны — гибель, постигшая Содом и Гоморру. Страна исчезла, провалилась вглубь земли, выступило Мертвое море. Ни пушки, ни авиация, ни химия — ничто не могло остановить эту страшную гибель. Одно благочестие могло отвратить бедствие, если бы нашлось в Содоме и Гоморре десять праведников. Сила сильнейшая — благочестие.

*

«Во искушениях будь терпелив» (из оглашения постригаемому). Не забудь, вступивший на подвиг монашеский, что терпение тебе необходимо. Главное — терпеть искушения. Как бы хотелось идти ровным гладким путем во благости Божией в живот вечный! Нет, совсем наоборот! Гладкого пути не получается. На этом пути страдания духовного и нужно терпение монаху. Господи, виждь скорбь мою, помоги мне!



[1] Исх. 20,12.

[2] Мф. 17,5.

[3] Лк. 21,4.

[4] Деян. 2,1–4.

[5] Память 14 (27) декабря.

[6] Ин. 10,16.

[7] Мать Иоанна духовно руководила многих христиан, для дмитровцев была воистину духовной матерью.

[8] Мф. 25,34;41.

[9] Мф. 14,28–30.

[10] Лк. 17,5.

[11] Откр. 17,3.

[12] Лк. 14,11.

[13] Лк. 3,16.



Tags: архив, схимонахиня Иоанна
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments