ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

Памятка монаху

АРХИЕПИСКОП ВАРЛААМ (РЯШЕНЦЕВ)



1. Монашество есть путь покаяния и очищения души от cтрастей, что достигается удалением от мира и мирской суеты, так как мир во зле лежит.
Очищается душа постом, молитвой, сокрушением и плачем о грехах, всяким терпением и злостраданием, усердным несением трудов, а прежде всего и главнее всего исполнением заповедей Божиих. Сюда входят десять заповедей Ветхого Завета и Нагорная Беседа Нового Завета.
2. Изучение и исполнение заповедей Божиих есть основа всякой духовной жизни, так как всякая заповедь непременно врачует какую-либо страсть в человеке и без них никак нельзя очиститься от грехов и исцелеть душой. Никакие подвиги, даже пост и молитва и участие в церковной службе не помогут, если человек не будет стараться быть смиренным, кротким, правдолюбивым, всех любящим, как учил Христос.
Но это начало духовной жизни многими забывается и не считается главным, и монашество многими понимается, как жизнь на внешних подвигах поста и молитвы, церковной службы и труда на послушаниях, без постоянного очищения души от страстей и распятия себя. Поэтому такие и гордятся и злобствуют и собирают сокровища и живут по прихотям, даже нарушая чистоту, но исполняют посты и молитвенные правила и в этом полагают надежду спасения. Только всуе надеются, если душа в страстях, то и дух бывает мертв для Бога.
3. Всегда помни инок, монашество есть путь покаяния, самоотвержения, злострадания , но не покоя, не почета , не самоугодия и сытости.
4....только то восходит к Господу, что проникнуто у человека смирением, верой, сокрушением. Все гордостное и самоценное, хотя бы это был пост и молитва, идет не к Богу, а к демону гордыни и может скорее привести человека к демонскому обольщению или прелести - извращению всей духовной жизни.
Такие прелестники встречаются и часто кончают печально жизнь, хотя могут по вражьему действию быть и прозорливцами. Поэтому не засматривайся на того, кто много постится, молится, мало спит - это может и демон делать, - а вот ищи тех, кто совершенно не говорит о подвигах, хотя и делает их, ищет смирения, сокрушения и сознает свое полное окаянство во всем, только отнюдь не унывает, а крепко держится за Господа и в Нем полагает надежду своего спасения.
5. Смирение - прямой путь к небу и к Богу, главный ключ к получению благодати и просвещению души, грозный меч на демонов, скорое разрушение всех козней, быстрое очищение души от страстей, крепкий залог спасения и замена всех подвигов и вместе их божественное завершение.
Только при смирении луч благодати входит в сердце и отверзаются духовный очи человека, и он зрит тот мир, мир божественных предметов. Без смирения же все добродетели - трудные и скучные уроки, наводящие якобы тоску на прельщенного земным смрадом человека.
6. СМИРЕНИЕ рождается от недоверия своему уму и своим взглядам, от проверки их словом Божиим и учением Церкви, а главнее всего от послушшания своему духовному отцу.
Истинный монах проверяет себя до самого гроба, и великие подвижники с этой целью навещали друг друга.
Беги, без оглядки беги от самоуверенных и самодовольных людей, не вопрошшающих и себе старших и более опытных. Лучше делись с простецом мирянином, но не полагайся на одно свое суждение.
7. За отсутствием (духовных руководителей) живого руководства, надо пользоваться писаниями Св. Отцов и подвижников, особенно письмами Оптинских старцев, сочинениями Игнатия Брянчанинова и Епископа Феофана. Но на них одних долго оставаться нельзя без живой проверки.
8. Духовная жизнь есть невидимая, но постоянная брань со страстями и помыслами греховными, которые забрасывают в нас и разжигают демоны. Поэтому христианин есть на земле воин, а монах вдвойне...
9. Краткий путь к побеждению страстей - не заниматься только греховными, но и всякими излишними помыслами, как если бы мы проводили последний день жизни. Думать только о деле и послушании своем на нынешний день, посвящая все остальное время сердечной молитве (Иисусовой) и сокрушению о грехах. такой будет неуязвим для греха. Но где есть самонадеянная беседа с помыслами и доверие им - омрачение от демонов, обман ума, а далее печаль, уныние, слезы. Где человек живет своим умом и помыслами, т.е. всегда находиться в их лукавом окружении, тот неизбежно падает, ранит с разных сторон душу. и эти раны могут загнивать и увеличивать бедствие души и усилить подвергаемость души вражеским внушениям.
Взыщи опытного врача и бойся своеумия и беседы с помыслами, как огня геенского. Лучше всего сойди вниманием к сердцу и взывай к Господу о помиловании. Там обрящешь покой и благодать и просвещение души от Господа за смирение. Непрестанно молитесь - это самое высшее правило для человека на земле. Это якорь спасения, это полет птицы небесной над всеми кознями вражьими.
10. Главные брани, которыми подвергается инок, да и всякий христианин, следующие: 1) брань высокоумия, 2) чревоугодия, 3) корыстолюбия, 4) блудная.
11. Брань высокоумия обычно бывает у людей образованных, старающихся веру проверять разумом и постигнуть догматы, насколько это возможно. Рационализм или умничанье. Брань эта очень трудная, и человек почти всегда бывает побежден помыслами неверия и маловерия, вселяемого “ мудрецом” демоном, этим мудрейшим старцем.
Тут одно средство: сознай, что все помыслы сомнения от врага и совершенно их отбрось, т.е. не беседуй, не разбирай и не верь им, а успокаивай себя непогрешимым учением св. Церкви и опытами св. угодников, поистине испытавших и вкусивших все блага духовной жизни, воочию видевших и осязавших духовные предметы. Проси себе у Господа живой веры и тогда все сам поймешь и увидишь духовные предметы духовными очами или особым внутренним чувством, осязающим, видящим и внушающим то, что хотя и невидимо, но реально поистине существует.
Успокаивай себя неложными повестями о жизни святых, непрестающими чудесами от Св. Тайн Церкви Христовой, от святых мощей, чудотворных икон.
12. Брань чревоугодия. Обычно она бывает не в начале подвига, когда ревность сильна, а спустя продолжительное время, когда ревность ослабеет. Чем ревностнее человек вначале, тем сильнее может эта брань быть впоследствии. Блажен тот, кто идет средним путем, т.е. соблюдает во всем умеренность и избегает чрезмерного, и пищу старается вкушать не смакуя (повкуснее, поприятнее), а с благодарением Богу, с рассуждением пользы организму. Сласти очень опасны в духовной жизни: ими питается похоть. Поэтому ими нужно пользоваться только в необходимой мере, как своего рода лекарством, а не для услаждения гортани и похоти себе. Очень вредно наедаться досыта: сытость обрывает на значительное время все духовные движения в человеке, отдает человека под стрелы вражии; наоборот пост прогоняет врагов. От сытости бывает брань маловерия, блуда, раздражения и т.п. Сытый не приобретает, а теряет и для здоровья. И медицина учит прекращать еду, когда утихнет чувство голода, но еще не явится чувство сытости.
Очень плохо молиться на сытый желудок. Душа бывает голодна и как бы мертва. Все долголетние люди были непременно постники. Лучше есть почаще, но понемногу, со страхом Божиим, благодаря Господа, заботясь лишь о необходимой поддержки организма. Хоть один кусочек, а еще лучше2-3 оставь недоеденными до полной сытости и сделай это ради Господа.
13. Брань корыстолюбия или забота о средствах к жизни тоже развивается постоянно. Монах (человек) начинает беспокоиться о том, что ему нечем будет жить, особенно когда ослабеет здоровье, а с другой стороны является и желание к более сытой жизни, как залог здоровья. Все подобные заботы ( всякие приобретения) расстраивают настроение инока, принижают его к земле и совсем будут заняты суетой. Не надо обманывать себя, все взвесить и лишнее отбросить, опасаясь вечной погибели... Имей необходимое, но не привязывайся к нему душой, не забавляйся вещами, а ежедневно готовься предстать на суд Божий. Кто ничего не собирает, тот не будет покинут Богом, а кто собирает для себя, тот внутренно уже отделился от Промыслителя Господа.
Следствием корыстолюбия является сухость и холодность сердца в отношении ближних, несочувствие, немилосердие, зависть. уныние, раздражительность, суетность. подчас отчаяние, ропот на Бога , хула и т.п.
Таков букет зловредных цветов от горького корня корыстолюбия, сребролюбия. Этим монах сбрасывается с неба на землю, в круговорот страстей и суеты. Блаженны живущие в бедности и нужде. Таковые бывают богаты дарами духа Святаго и становятся друзьями обнищавшего ради нашего спасения Господа.
14. Брань блудная, как естественная, в равной степени борет всех спасающихся, пока не достигнута вожделенная чистота или смирение. Монашество есть подвиг чистой жизни, есть отказ от всех низких плотских. тем более смрадных чувств, как животных, недостойных человека, созданного по образу Божию и затемняющих и губящих все духовные чувства, все благоухание добродетелей и их благодатных воздействий.
Если бы человек ведал раньше совершения плотских грехов, насколько они смрадны, гнусны, мучительны и тяжелы для человека, то никогда бы не склонился на льстивый шепот врага, рисующего обманутому им человеку сласть тем, где глубокая горечь, и удовольствие там, где безисходная мука и страдание. так люди падки бывают на морфий, опий, и обманутые ими страдают и гибнут в больших муках. Таковы и все плотские грехи. Человек есть храм Духа Божия. в особенности (здесь) в этом случае не надо беседовать с искушающими помыслами... Для борьбы с искушениями очень полезно и необходимо воздержание чувств, особенно зрения, слуха , осязания , не смотри, не ходи туда, где есть вред для души.
Уединение - друг чистоты, если соединяется с воздержанием , целомудрием и молитвою. Пост, воздержание чрева - постом. Всякое греховное воспоминание туши сердечным воззванием к Богу ( не размышляя) , причем говори себе: готов ли я, если сейчас позовет меня Господь? Возгревай в себе память смертную. всякий день кончай слезами покаяния и умиления, как уже идущий на Страшный Суд к ответу, разрушай плотской вожделение и смущение.
Одно из главных средств победы над страстью блуда - это чистая исповедь и откровение смущающих помыслов духовнику. Это наиболее краткий путь к вожделенной чистоте и бесстрастию.
Когда чистота, хотя бы и временная, будет осенять душу человека, то он уже близок бывает к веянию Духа Божия, неизъяснимо светлому и радостному. Увеселяемый этими духовными проблесками свыше, он становится уже, при помощи Божией, тверд в борьбе с искушениями и уже неленостно течет дальше к стяжанию чистоты, вне которой никто не узрит Бога.
Также искушения души чтением Евангелия (Слова Божия), духовным пением, беседой с близким по духу человеком, прогулкой в уединении на свежем воздухе, но все заканчивается памятью смертного часа (Добротолюбие т.2. Лествица. Невидимая брань. Письма еп. Феофана Вышенского и еп. Игнатия Брянчанинова).
15. Молитвенное правило назначается сообразно с силами, возрастом, трудами или послушанием. Оно обычно состоит из молитв утренних и вечерних с присоединением чтения канонов, акафистов, Псалтыри и Евангелия с Посланиями, одна или три сотницы или пятисотница молитв Иисусовых.
Образец малого правила: кроме утренних и вечерних молитв, одна кафизма, один канон или акафист, по одному зачалу из Евангелия и Апостола, одна сотница молитв Иисусовых, разделенная на три части - 33 молитвы Спасителю, 33 - Божией Матери и 33 - Ангелу Хранителю и Достойно. При недосуге или болезни и это сокращается, читается то, что под силу, а молитва Иисусова совершается за делами, без определенного счета, но нужно помнить что суть христианской и монашеской жизни состоит не в совершении правил и других подвигов благочестия, не в посте, не в поклонах, а в стяжании чистоты сердца, смирения, покаяния и нелицемерной любви к Богу и ближним. Правила и подвиги суть только подмога и средства, помогающие стяжать такое настроение. Если же человек забывает главную цель жизни и начинает гордиться своими усилиями и подвигами, как самостоятельной ценностью, то он творит безумие.
В гл.6-й Евангелия от Матфея Господь назвал такую праведность-похвальбу подвигами без стяжания чистоты сердца - бесплодною, фарисейскою. А в 5-1 главе сказал: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Итак, всякий подвизающийся и молящийся, помни, что не пост и поклоны и акафисты имеют значение сами по себе, а их плод, выращиваемый ими при помощи Божией, заключающийся в сердечном сокрушении, смирении, глубокой вере, покаянии, чистоте сердца.
Если вместо этого благоухающего плода в человеке налицо бывает самоцен, гордость внешними подвигами, расценка их и учет, рассеяность жизни и холодность к Богу и ближним, то знай, древо твоей жизни и холодность к Богу и ближним, то знай, древо твоей жизни от твоей самонадеянности, тщеславия и этоизма оказалось бесплодным, пустоцветом, и годно только на сожжение на геенском огне, если не обложить его, пока еще не поздно, живительным навозом из глубокого смирения, слез, памяти смертной и отршенности от своего “Я”. “Сыне, даждь Ми сердце” и “Без Мене не можете творити ничесоже”. Пожтому все молитвенники и даже делатели молитвы Иисусовой, если гордятся своей молитвой, то неизменно впадают в прелесть и иногда опасную. Итак, молись, подвизайся, но не гордись этим и цены себе не набивай ни на полушку, иначе извратишь всю жизнь свою, будешь гордиться азбукой, но не наукой, которую забыл достигать, т. е. не покаянием, чистотой, верой и любовью, к чему должны приводить совершаемые подвиги.
В крайнем случае, при недосуге и немощи, можно пользоваться правилом преп. Серафима: 3 раза “Отче наш”, 3 раза “Богородице Дево” и 1 раз “Верую” творить трижды в день, а остальное время по силе взывать к Богу молитвой Иисусовой.
16. Молитва Иисусова. Твори всякую молитву, в том числе и Иисусову от сердца, не как урок и правило, а как вопль твоего сердца, ищущего Господа и Его животворящей благодати.
Не ищи на молитве приятных ощущений и высокой радости и не услаждайся, если бы это и явилось: цель молитвы - смиренная беседа с Господом и припадание к Нему в чувстве покаяния и умиления, но вовсе не услада процессом молитвы.
Погрешительно и крайне пагубно искать духовного наслаждения. При искании оно является , но с левой стороны, от демона похоти и блуда, и тогда после молитвы и на молитве у таковых бывает взыграние плоти и как-бы радость, но возбужденная, похотливая. Считай все радостное, высокой что посетит тебя сверх ожидания на молитве, недостойным для себя... Божия радость бывает неизреченно тиха, ясна, светоносна и чиста. Тогда все телесные чувства совершенно засыпают... Длится это недолго, как ласка Отчая за смирение, покаяние, и после нее еще больше смиряйся. Смотри, не думай о себе высоко, не забывай, что это милость, не заслуженная тобою, и всегда жди удара вражия после посещения благодати.
17.Причащение... не для услады. а для исцеления своих ран греховных, чтобы душа не ныла от них, запаслась бы терпением, смирением и получила силу на борьбу с грехом, и на смирение , служением ближним в духе Христовой Любви.
При глубоких переживаниях от скорби, болезни, напастей и истощенияя духовных сил от непосильных и чрезвычайных духовных трудов разрешается и бывает нужда в еще более частом причастии. (Лучше всего идти путем смирения и терпения трудностею. Кто не со крестом, тот против Христа).
Монашество, как и жизнь всякого христианина, есть брань или духовная война с сильным врагом и губителем душ - демоном. Надо всегда бодрствовать и трезвиться.
Если хочешь побудить врага, то пребывай в молитвенном настроении целый день, проводи его благоговейно и сдержанно, занимай ум только чем-либо деловым, сторонними разговорами интересуйся только постольку, поскольку ты бы это сделал лежа на смертном одре, потому что вечером и даже раньше того Господь может позвать тебя на суд к Себе.
К монашеству тянет взыскание Божьего, прекрасного, совершенного, благодатного; тянет любовь к Богу, как к полноте и краю всех наших желаний, тянет жажда спасения от мучительного греха, жажда блаженного и вечного общения с Богом. Путь к этому скорбный: покаяние, терпение, смирение и т. п., но вместе с тем и радостный , животворный, потому что всякая скорбь на благо человеку обновляет душу, привносит благодать и свет во тьму душевную.
20. Как распознавать козни вражии? “По плодам узнаешь их”, сказал Господь. Плод духовный есть любовь, мир, радость , долготерпение (Гал.3). Плоды вражии засилия обратные: раздражение, гнев, нетерпение, уныние, нечистота, блуд, буря помыслов ( даже неверия и хулы) и т. п. Обнови в себе память смертную и в уединении с молитвой занимайся трудом. Возлюби духовное чтение.

Из Отеческих книг:

1. Не огорчайся на ближних . Встречая вместо любви холодность со стороны ближних - не огорчайся, иначе огорчается на нас Дух Божий, а это великая беда.


Чтобы не было огорчений:
1) Не ищи друзей на земле, а имей и стяжи другом Господа и Святых во главе с Материю Божией.
2) Если случится друг, благодари Господа, давшего его, но сам не утешайся им, а Господом, чтобы чувство одиночества у тебя не пропадало. И ты не будешь одиноким, а с тобою будет Господь.
3) Господа ни на кого не меняй и сердце не разделяй, а отдавай его целиком Господу и ближнего люби не самостоятельно, ради его хорошести, и не эгоистично, ради своего утешения, а ради Господа, как Его чада, люби во свете любви Божией, как любим Пасху, чисто и светло.
4) Старайся всем служить, опять во имя Божие, а не по уважении и симпатии друг к другу, по возможности люби всех одинаково, по--братски; но ответной любви не жди и не утешайся ею, если она будет, чтобы сердце не потеряло любви к Богу и не променяло небесной радости с Господом на ревнивую муку и досаду с человеком.
5) Обращаясь с людьми, помни, что все люди немощные и могут несправедливо обидеть тебя. Не смущайся этим и не соблазняйся: зло отнеси к диаволу, а обиду считай наказанием Божиим на тебя за какие-либо грехи, особенно за гордость и самоцен и нисколько не считай себя лучше обидчика: он непричем, простой передатчик воли Божией.
6) Если ты на кого огорчился, то знай, что ты горд, любишь себя, а не Бога и ближних и забыл о своих грехах и о том, чтобы смиряться и терпеть. Кайся во всем этом и укоряй себя. Бог гордым противится , а смиренным дает благодать.
7) Скажешь, что все это трудно исполнить, но с Божией помощью возможно, а главное - стяжешь другом Господа и, утешаясь этим, станешь и сам тяготиться даже и чистой дружбой, так как все Божие неизреченно сладостно. а человеческое тягостно и смрадно.
Итак не унывай, всех люби и от всех беги; дружбы не ищи, бойся ее как огня поядающего. Всем служи, но награды жди не от них, а от Господа
Путь к любви Божией - чистая молитва ( удобная краткая Иисусова), молчание, воздержание во всем, духовное чтение и частое говение.
Следи за языком и не разглядывай жизни окружающих и не осуждай, но за всех молись. Береги душу от суеты, ищи прежде Царствия Божия и все приложится тебе.

26. против внешнего благочестия

Бойся тщеславия и самоцена. Не ищи радостей и справедливости. Не беги от скорби.
1) Самолюбие и тщеславие, особенно своими подвигами (поста, молитвы) без всяких других страстей, осудят человека.
2) Все подвиги (пост, молитва, поклоны и т. п. ), даже молитва Иисуоова, суть только помочи для правильного хождения, суть орудия для возделывания нивы сердца но не самая искомая вещь, не самый предмет.
А предмет в том, чтобы достичь покаяния и очищения души, иметь сердце сокрушенно и смиренно. Это самая приятная жертва Богу, а далее - жертва хвалы и благодарения за все дела Божии и за очищение души.
3) Все подвиги суть как бы духовная азбука, а если ученик тщеславится азбукой, но не изучает науки и не приобретает познаний, то он теряет все. Так и христианин теряет, если кичится подвигами и придает им самостоятельную силу, но не заботится придти чрез них ко спасению, т. е. к глубокому покаянию и смирению и терпению обид и напраслин и нелицемерной любви к ближнему, особенно несчастным и нуждающимся.
Жизнь в духовном увеселении, ка-то: частое причащение Святых Таин, торжественные службы, прием и угощение духовных лиц полное суеты и празднословия, - все это есть уклон от правильного настроения и весьма опасный (инокам).
4) Услаждаться подвигами. хотя бы и молитвой Иисусовой есть духовное сластолюбие и погрешительное, так как источник сластолюбия кроется в похоти.
Правильный путь таков: всячески подвизайся, ищи чрез это не сладости, а душевного мира и очищения совести от болячек и ран. Проси у Бога исцеления, сокрушения, слез, но не веселия, не высоких экстазов, как у сектантов.
Трепещи общения с Господом в Святых Тайнах и моли Его даровать тебе познание твоих немощей спасительный страх, любовь к ближнему, терпению и т. п., но не высокую радость, говоря себе: я этого недостоин. Кроме того все указанные смиренные чувства сами по себе заключают радость.
5) Услаждающийся подвигом неизменно впадает в прелесть..., еще более остается себялюбцем и гордецом..., у таких мало бывает и искушений... они не заботятся о чистоте сердца.
6) Такому полезно сократить подвиги и увеличить служение ближним, особенно несчастным, приучать себя к памяти смертной и всяческому терпению... Все наводящие справедливость, оправдывающие себя и защищающиеся от напраслин, на небе не получат венца.
7) Все делай как-бы в живом присутствии Божием.
8) Кто ищет покаяния, сокрушения, терпения и служения ближним, у того ежедневно бывают скорби и укоры от врага, ненавидящего правильный путь.
Никто не восходил не небо (Исаака Сир.), живя прохладно, и путь Божий есть ежедневный крест.
Главный рычаг духовной жизни - смиренная молитва и терпение. Враг этому больше всего противится и наводит на человека, например на молитве, всякие помыслы , иногда добрые и богословские, но не относящиеся к делу спасения прямо и в данный момент или побуждает разбирать жизнь и характер людей, вспоминать подробности пережитого и т. п. У иных в этом проходя целые дни и ночи, и настоящей молитвы не бывает. Вместо этого крайняя разсеянность, сухость в душе, отсутствие слез и сокрушения. Это враг украл молитву, а человек и не заметил. Поэтому следи за душой, чем она занята. Все лишнее, даже и доброе, гони от души.
Пусть помыслы будут только деловые и молитвенные, интересуйся жизнью постольку , поскольку ты сделал бы , лежа на смертном одре, т. е. избегая всяких новостей. сплетен, пересудов, делая только главные и необходимые указания, остальное время отдавая сокрушению, молитве, помощи ближним в деле спасения и устроения доброй жизни.
Таков вкратце путь Христов, путь к очищению души....




Окончание следует.
Tags: аскетика, монашество, новомученики
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments