ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Оградясь Крестом, возношу песнь...

Почитание Честного и Животворящего Креста Христова в Православной Церкви

Церковь с благоговением почитает Честной и Животворящий Крест Христов – “истинно драгоценное и досточтимое Древо, на котором Христос принес себя в жертву за нас”, по слову святого Иоанна Дамаскина. Через Крест Христов “смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже самую смерть, устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками... Ибо все это устроено через Крест: ибо все мы, крестившиеся во Христа, – говорит Апостол, – в смерть Его крестились (Рим. 6,3). Все... во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3,27). Христос, далее, есть Божия Сила и Божия Премудрость (1 Кор. 1, 24). Вот смерть Христа, или Крест, одел нас в ипостасную Божию Мудрость и Силу” .
Начало почитания Креста Христова восходит к самым древним временам христианства.



Св. Игнатий Богоносец († 107), склоняясь перед Крестом, говорит: “Мой дух – в прах перед Крестом, который для неверующих соблазн, а для нас спасение и вечная жизнь” . Христианский апологет Тертуллиан (конец II в.) говорит “верховным правителям Римской империи”: “Что касается до тех людей, которые обвиняют нас в поклонении Кресту, то мы того не стыдимся” . Крестным знамением ограждали себя мученики, идя на страдания. Крестным знамением и призыванием имени Божия святые подвижники творили чудеса, изводили воду из земли, поражали бесовскую силу. Самые древние изображения Креста, обнаруженные в римских катакомбах, относятся к первым векам христианства.
Крест всюду сопутствует христианину в его земном странствовании – начиная от рождения и до самой смерти. При Таинстве Крещения на крещаемого надевается нательный крест. На молитве христианин осеняет себя крестным знамением. Благословляя, священник осеняет нас крестным знамением. Отходя ко сну, благочестивый христианин целует нательный крест. Мы прибегаем к Кресту Христову в различных жизненных искушениях, перед началом дел, в трудных обстоятельствах. И после смерти на могиле христианина ставится крест, венчающий его жизненный путь.
С особой силой мы обращаемся к Кресту в молитве: “Да воскреснет Бог”, читаемой во время бесовских страхований. В ней говорится: “Радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа... О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею...”. «Радуйся» — здесь означает восторженное приветствие. Боговдохновенные составители молитв вообще часто прибегали к персонификации Креста: мы обращаемся к нему как к одушевленному существу, наделенному Божественной силой, могущему помогать, спасать, прогонять бесов.
Апостол Павел пишет: Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал. 6,14). А Спаситель призывает Своих последователей: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Эти слова Господа указывают на крестный путь жизни христианина.
Велико значение Креста Христова в жизни Православной Церкви. Прославлению Креста Христова посвящен один из двунадесятых праздников – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Замечательна история этого праздника.
Евангелие повествует нам о том, как праведный Иосиф Аримафейский снял с Креста Тело Господа Иисуса Христа, распятого и умершего за грехи всего мира, и положил его в саду в пещере, находившейся недалеко от места распятия (Ин. 19, 38–42). Иудеи там же, на Голгофе, зарыли в землю Крест Господень, зарыли также кресты, на которых были распяты два разбойника, и хранили это место в тайне. В 70-м году Иерусалим был разрушен до основания войсками римского императора Тита. В 130 г. император-язычник Адриан, подавив последнее отчаянное восстание евреев против римлян, обратил город в римскую колонию, под именем Элиа Капитолина. Голгофа и Гроб Господень были засыпаны землей и на искусственном холме было сооружено капище Венеры и поставлена статуя Юпитера. Здесь совершали идольские жертвоприношения язычники. Прошло около 200 лет, и Промыслом Божиим великие христианские святыни – Гроб Господень и Животворящий Крест – были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при святом равноапостольном Константине Великом (память 21 мая / 3 июня) – первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. В 312 году святой Константин одержал победу над правителем западной части Римской империи Максентием и стал правителем этой области. В 313 году Константин издал указ о веротерпимости (Миланский эдикт), по которому христианская религия была объявлена законной и гонения на христиан в западной половине империи прекратились. Правитель восточной части империи Ликиний, хотя и подписал Миланский эдикт, однако продолжал гонения в своей области. В 323 году, когда святой Константин стал единственным правителем всей империи, он распространил действие Миланского эдикта и на восточную ее часть. Равноапостольный император Константин одержал победу над врагами с помощью Господа, явившего ему на небе Свое знамение – сияющий Крест с надписью “Сим победиши”. Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, он направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая / 3 июня), снабдив ее большими полномочиями, деньгами и письмом к патриарху Иерусалимскому Макарию. Святая царица Елена, бывшая в то время уже старицей, с воодушевлением взялась за исполнение данного ей сыном императором поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая святой Крест Христов, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец встал живым из гроба. Таким образом, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, во множестве пришедшие поклониться святому Кресту, просили святителя поднять (воздвигнуть) Крест, над толпой, чтобы все могли хотя издали поклониться ему. Тогда патриарх и другие духовные лица неоднократно высоко поднимали святой Крест, а все люди взывали: “Господи, помилуй” и благоговейно ему поклонялись. Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина при осенении ее святым Крестом сразу исцелилась. Старец Иуда и многие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил в крещении имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского; он принял страдания за веру и мученическую смерть во время гонения Юлиана Отступника в 363 году (память его Церковь совершает 28 октября / 10 ноября).
Святая царица Елена позаботилась о том, чтобы почтить места, связанные с земной жизнью Спасителя. Она воздвигла храмы в Вифлееме – месте рождения Христа, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился в ночь перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после Ее успения, и еще 18 других церквей. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа, гвозди и другие святыни . Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме обширный храм Воскресения Христова, включавший в себя Гроб Господень и Голгофу. Этот храм строился около 10-и лет. Святая царица Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
В эпоху, когда память о событии обретения Креста Господня была еще свежа, в этот день в Иерусалиме совершалось особое торжество. Церковный историк Созомен писал в V в., что со времени освящения храма Воскресения “Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподается даже Таинство Крещения и церковные собрания продолжаются 8 дней; по случаю этого торжества туда стекаются, для посещения святых мест, многие почти со всей подсолнечной” . Однажды, в 70-е годы V века, вместе с паломниками из Ливии и Египта прибыла в Иерусалим преподобная Мария Египетская († 522, память ее совершается 1 / 14 апреля и в 5-ю неделю Великого Поста). “Некая Божия сила” не пустила ее войти в храм в час Воздвижения; она почувствовала, что это грехи ее возбраняют ей приблизиться к Животворящему Древу Креста Господня. Сердца великой грешницы коснулась благодать Божия. Отрекшись от мира и проведя затем в пустыне 47 лет в подвигах покаяния, преподобная Мария достигла великой святости, свидетелем которой, по Божиему промыслу, стал преподобный Зосима, поведавший Церкви о ее житии.
В этот же день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, – его возвращение из Персии в Иерусалим после 14-летнего пленения. В царствование византийского императора Фоки (602–610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и святого патриарха Захарию (609–633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при следующем императоре Ираклии (610–641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с его сыном Сироесом, христианам была возвращена их святыня – Крест Христов. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире нес на себе Крест к храму Воскресения; рядом с царем шел патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Патриарх объявил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершал Свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм. Если до этого события праздник Воздвижения Креста Христова был местным для Иерусалимской Церкви и был известен разве в Церквах, получивших часть Древа (например, в Константинопольской), то после возвращения взятой персидским царем Хозроем части Древа Креста императору Ираклию почитание Креста распространилось по всей Церкви, как на Востоке, так и на Западе.
О дальнейшей судьбе Креста Христова сохранились лишь отдельные сведения. Он находился в Иерусалиме во время Крестовых походов от 1099 до 1245 гг. Во многих сражениях Древо Креста было среди христианских воинов, воодушевляя их на борьбу с сарацинами. В 1187 году Святой Крест был взят в плен сарацинами и отнесен в Багдад, где находился до 1221 года, когда был возвращен христианам. Во время 7-го Крестового похода (1242–1245 гг.), перед битвой при Газе, Древо Честного Креста по обычаю предшествовало христианскому воинству.
Предание сообщает нам о многих частях Креста Христова, еще в древности отделенных от него и разнесенных по всему миру, для его освящения. Одна из них находилась в Константинополе, присланная сюда в 326 году святой царицей Еленой. Святой Иоанн Златоуст, говоря о благоговении древних христиан ко Кресту, писал в IV веке, что “многие, обложив золотом частицу Креста, носят при себе на шее”. Позже крестоносцы, в награду себе за труды, не желали получить ничего иного, как только частицу Животворящего Креста. Часть Животворящего Креста издревле хранилась также в Москве, в Успенском соборе. Части Креста хранились в Киевском Софийском соборе и в Петербурге, а также в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. Таким образом, Крест Христов по частям своим, как сказал еще в IV веке св. Кирилл Иерусалимский, достался всем концам вселенной, для спасения которой Христос распят был на Кресте.
В богослужении праздника Воздвижения Честного Креста Церковь прославляет его Божественную силу, как залог победы над злом и вечной жизни. В светильне праздника говорится: “Крест, хранитель всея вселенныя; Крест, красота Церкве; Крест, верных утверждение; Крест, Ангелов слава и демонов язва”. Главной особенностью этого праздника является чин Воздвижения, совершаемый в конце утрени – в воспоминание воздвижения Креста после его обретения. По Великом славословии, при пении “Святый Боже”, Крест, украшенный цветами, как Древо жизни, износится из алтаря на середину храма, где пятикратно – на все четыре стороны и дважды на восток, – при пении “Господи, помилуй”, воздвигается (то есть поднимается вверх и опускается). Затем предстоящие в храме троекратно преклоняют колена перед Святым Крестом, при пении: “Кресту Твоему покланяемся, Владыко...” и лобызают “треблаженное Древо”, по слову Писания: возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть (Пс. 98, 5).
Церковь готовится к чествованию Честного Креста начиная с 1 августа, поя с этого дня на утренях катавасию: “Крест начертав Моисей...”. 13 сентября – предпразднство Воздвижения Честного Креста. В этот день на утрене положен особый канон Кресту, составленный преподобным Иосифом Песнописцем (†883). Во все дни попразднства (с 15 до 21 сентября) поется канон праздника.
Канон на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Христова составил св. Косма, епископ Маиумский († ок. 787). Особенностью этого канона является то, что к полным девяти песням канона прибавлены еще ирмос и три тропаря. В греческом тексте в них повторены четыре последние буквы акростиха канона (в переводе на русский язык этот акростих звучит так: “оградясь крестом, возношу песнь”). Предание говорит об их происхождении следующее. Однажды св. Косма, составивший канон Святому Кресту, пришел в Антиохию и стоял неузнанный при пении этого канона в храме. Канон пелся не тем напевом, который был назначен творцом его. Св. Косма заметил это певцам, но они не верили ему. Тогда песнописец принужден был открыть, что он сам – творец канона, а для большего уверения составил другую девятую песнь с четырьмя буквами акростиха канона.

7 / 20 мая – Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме.
Сын святого Константина Великого Констанций, занявший после кончины отца императорский престол, уклонился в ересь Ария, отрицавшего единосущие Сына Божия с Отцом. В утверждение святого Православия Господь явил в Иерусалиме дивное знамение. В день святой Пятидесятницы, 7 мая 351 года, в третьем часу утра на небе явилось изображение равноконечного Креста Господня, сиявшее неизреченным светом, превосходившим свет солнца, и переливавшееся всеми цветами радуги. Знамение Креста начиналось над Голгофой и достигало горы Елеонской, отстоящей от Голгофы на 15 стадий (примерно 1500 м). Многие люди, оставив свои дела, выходили из домов и со страхом созерцали чудное явление. Об этом знамении Креста святой патриарх Кирилл (†386) писал царю Констанцию, указывая по случаю происшедшего на то, что “благочестивейшее христианское учение состоит не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы (1 Кор. 2, 4); не человеками только возвещается, но Самим Богом с небес” . В том же году, при царе Констанции, был установлен день ежегодного воспоминания знамения Креста Господня в Иерусалиме – 7 мая.

1 / 14 августа – Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.
По поводу установления этого праздника греческий часослов 1897 года дает следующее объяснение. “По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе церкви Софии – Премудрости Божией. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, крест носили по всему городу, творя литии, и предлагали его народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста” . В Русской Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года.
В день Происхождения Честного и Животворящего Креста, как и в праздник Воздвижения, совершается поклонение Кресту. Канон Кресту, творение преподобного Иосифа Песнописца, ныне поемый на утрене в день Происхождения Древа Креста Господня, был написан по другому случаю, но впоследствии вошел в богослужение этого праздника, введенного в XII веке.

Поклонению Животворящему Кресту Христову посвящены третья неделя (воскресенье) и вся четвертая седмица Великого Поста. От поклонения Кресту произошло и название этой недели – Крестопоклонная. Синаксарь в неделю Крестопоклонную начинается стихами: “Кресту вся земля да покланяется, имже познала Тебе покланятися, Слове”.
Установление празднования Кресту в третью неделю Великого поста относится к древним временам христианства. Святитель Иоанн Златоуст († 407) в поучении на эту неделю говорит: “Возвратился к нам ежегодный день, всеми чтимый и светлый, средняя седмица святых постов, приносящая Треблаженный и Животворящий Крест Спаса нашего Иисуса Христа – предлагающая его для поклонения и поклоняющихся с искренним сердцем и чистыми устами освящающая и делающая готовее и мужественнее к совершению поприща святых постов”. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, в VII веке в неделю Крестопоклонную говорил: “Посмотрите на путника, идущего к определенной цели. Ежедневно, проходя известную часть пространства, он, хотя и изнемогает иногда от продолжительности предпринятого пути, однако, имея в виду отдохновение, с охотою продолжает начатый путь. И все мы теперь что другое, как ни странники? Человеколюбец Бог, чрез предание от святых отцов, Сам открывает пред нами предлежащий путь, – говорю, святого и спасительного поста, для того, чтобы мы, потрудясь на нем хоть сколько-нибудь, сподобились получить прощение во грехах, и от томящей нас греховной жажды и угрызения страстей избавляет чрез прикосновение и лобызание Честного и Животворящего Креста. То и другое средство с одинаковой пользой могут приготовить нас к достойному сретению святого дня Воскресения – пост, потому что поддержит благую бодрость в теле, а поклонение предлежащему Животворящему Кресту отвлечет мысли наши от постыдных помыслов и дел и устремит взор наш к небесному жилищу” .
Поклонение Животворящему Кресту продолжается и всю четвертую седмицу, которая поэтому называется также Крестопоклонной. В среду и пятницу этой седмицы положены особые каноны Кресту.
Синаксарь в неделю Крестопоклонную содержит объяснение смысла этого дня. Напоминая о страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа, добровольно воспринятых Им для спасения мира, Святой Крест воодушевляет нас для продолжения поприща Поста. Святую Четыредесятницу, исполненную сокрушения, горести и печали, святые отцы уподобляют горькому источнику; Животворящее же Древо Креста, предлагаемое для поклонения постящимся посреди Четыредесятницы, услаждает эту горечь. Оно подобно древу, которое во время сорокалетнего странствия народа Божия в пустыне положено было среди горьких вод Мерры для их услаждения (Исх. 15, 23–25). Вместе с тем благовестие о Кресте и поклонение ему в середине Великого Поста напоминает нам о приближающемся светлом празднике Воскресения Христова. При торжественном сретении Царя-победителя обыкновенно предшествуют ему знамения его и скипетры; так и Пасхе Христовой – шествию Победителя греха и смерти – предпосылается знак Его победы – скипетр Христов, Царское знамение, Животворящий Крест.
В эти дни Церковь назидает нас песнопениями, переданными ей от святых песнописцев Феодора Студита († 845) и Феофана Исповедника († ок. 850). Оба эти святых отца были ревностными защитниками святых икон.
В церковных песнопениях третьей недели Четыредесятницы крестные страдания Спасителя изображаются вместе с радостным Его Воскресением. Богослужение этого дня проникнуто тем же упованием, которое укрепляло Апостолов в их трудах благовестия, вдохновляло христианских мучеников на страдания и смерть и преподобных на их подвиг: если мы со Христом страждем, то с Ним и прославимся; если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем. В великопостных канонах Кресту святые песнотворцы утешают утомленных постом подвижников радостью о силе Креста Господня, созерцая образы Живоносного Креста в различных ветхозаветных образах. В крестном знамении, по мысли богомудрых отцов, христиане имеют орудие против всякой враждебной человеку силы; чудодейственная сила Креста происходит от того, что его носил на раменах, на нем вознесся, на нем распялся Христос.

Честной Крест Господень прославляется Церковью также еженедельно в среду и пятницу.
Со времен апостольских четвертый и шестой дни седмицы – среда и пятница – посвящались воспоминаниям страданий и смерти Господа Иисуса Христа: в среду Иисус Христос был предан Иудою Искариотским на страдания и смерть, а в пятницу претерпел самые страдания и крестную смерть (Мф. 24; 2, 14–16; Ин. 19, 14). Эти дни с древнейших времен христиане чествовали постом. В “Учении 12 апостолов” (II в.) находим указание на пост в эти дни: “Посты же ваши да не будут с лицемерами (т.е. с иудеями), ибо они постятся в понедельник и четверг; вы же поститесь в среду и пятницу” . На это есть указание в “Пастыре” Ерма (конец I в.), в сочинениях священномучеников Климента, папы Римского († 101), Оригена († 254) и других писателей древней Церкви. В “Постановлениях апостольских” (IV–V вв.) содержится обоснование поста в эти дни: “Поститесь в среду и пяток, поелику в среду произнесен суд на Господа, а в пяток потому, что в оный претерпел Господь крестную смерть при Понтии Пилате” .
После обретения в IV веке Животворящего Древа Креста Господня с воспоминаниями предания Иисуса Христа на страдания и смерть в среду и пятницу Церковь соединила поклонение Кресту – орудию страданий и смерти Господа. Итак, поскольку воспоминания о страданиях Господа Иисуса Христа и о Кресте нераздельны для Церкви, то среда и пятница посвящаются поклонению и прославлению Честного и Животворящего Креста Господня.
При Кресте Сына Божия стояла Пречистая Его Матерь (Ин. 19, 25), душу Которой, по предсказанию Симеона Богоприимца, прошло тогда орудие скорби (Лк. 2, 35); поэтому в среду и пятницу Церковь соединяет с поклонением Кресту прославление Богоматери, сострадавшей Сыну Своему и Богу нашему. Священные песни, в которых соединяется славословие Кресту и Богородице называются Крестобогородичными.
Поскольку Крест обретен и возвеличен Державными особами, в Царской России в дни Креста христиане взывали в молитвах к “Вознесшемуся на Кресте волею” “возвеселить силою Своею Благовернаго Императора, победы дая ему на супостаты”.
Каноны Честному Кресту Октоиха написал преподобный Иосиф, которому принадлежат также канон на предпразднство Воздвижения Креста Господня (13 сентября) и канон Кресту, ныне помещаемый в службе Происхождению древа Креста Господня (1 августа).
О преподобном Иосифе исследователи говорят, что, подлинно, никто из песнописцев не написал столько священных песней, сколько написал этот святой муж, “просвещенный дарами Божиими”. Ему недаром усвоено имя “творца канонов”. О духе и силе их жизнеописатель преподобного пишет следующее: “Когда он стал писать стихи, то и слух услаждал чудно приятностию звука и поражал сердца силою мыслей. Какого рода музыки нет у него? Какая сладость стиха не исторгается из уст его? Сон и леность бегут от людей ленивых, когда начинают они не слух только, но и душу услаждать пением. Чудное находят отдохновение здесь и те, которые стремятся к жизни совершенной... Все народы переводят их на свой язык, дабы просвещать песнями тьму ночи и, прогоняя сон, продолжать бдения до восхода лучей солнечных...” .
Седмичные каноны Кресту преподобного Иосифа, прославляя крестные страдания и смерть Спасителя и изображая их последствия в творении, раскрывают православное учение о Домостроительстве нашего спасения, совершившегося через Крест Христов: “Кресту водрузившуся на земли, низпаде шатание врага, и отнюд потребися, прежде же отриновеный человек в рай восходит”; “падение Адамово един воздвигл еси Христе, нов быв Адам, на Кресте руце пригвождей”; “От древа вкуш Адам первый человек, обрете смерть; вторый же на нем Христос, умертвився, безсмертную жизнь дарует”.

Ещё один канон святому Кресту (“Кресте всесильне, апостолом похвала”) написал преподобный Григорий Синаит († 1310) – песнописец и автор наставлений о внутренней жизни. Этот канон находим в Каноннике преподобного Кирилла Белоезерского († 9 июня 1427 г.) под названием: “Канон умиленный ко Господу Иисусу Христу, творение Григория кир Синаита”. Канон Кресту преподобного Григория помещается в Минее общей , а также Канонниках и других богослужебных сборниках.
В каноне замечательного подвижника и учителя духовной жизни преподобного Григория Крест Христов прославляется как пособие христианам в их аскетическом подвиге, как Христово оружие в невидимой брани. Крест – обоюдый меч Христов, крепость, и победа, и щит христиан. Крест – небесная лествица святыни, степенем наставник, Христова высота и слава.
Tags: Данилов монастырь, Крест, богослужение, публикации
Subscribe

  • Душа в горах

    Из прошлого.

  • КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ АРХИЕРЕЙ...

    «ВЛАДЫКА МИХЕЙ БЫЛ ТАКИМ, КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ АРХИЕРЕЙ» К 100-летию архиепископа Михея (Хархарова) Протоиерей Владимир Воробьёв В…

  • Святые лики Вырицы

    СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ МИХАИЛА ИВАНОВА И МАРГАРИТЫ НИКОЛАЕВНЫ МУРАВЬЕВОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ Благодаря иеромонаху Кириллу (Зинковскому), направившего…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments