ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

Остается скорбеть и терпеть, покоряться действительности...

Из писем сщмч. Вениамина (Воскресенского), память 5 октября

Об обновленцах

...К обновленцам не ходите. Они только носят облачения и одеяния священнические, но они не священники. Незаконная жена с виду совершенно одинакова с законной. Однако, большая разница: одна – законная и благословенная Богом супруга, другая – простая сожительница и блудница, а вовсе не жена. Ребенок крещенный и не крещенный с виду одинаковы, однако между тем и другим огромная разница: один – христианин, облагодатствованный Богом Духом Святым; другой – безбожник, язычник, лишенный освящения Духа Святаго. Так и обновленцы. С виду у них и ряса, и риза, и служат так же. Но по существу огромная разница: православный священник имеет благодать священства, обновленец – пустой, ничего не имеет, он не священник...

О Декларации митрополита Сергия и Синода и о церковной смуте

Пересылал назначенных Патриарх Тихон, назначал митрополит Петр, назначал и митрополит Сергий. До 1927 года все эти назначения принимались повсюду мирно, покойно, с полным
послушанием пославшему. Между главой и телом Церкви, между
первосвященниками и Церковью было полное единение веры, любви и мира.
Почему ныне последовало разъединение? Прежде всего причиной того
разъединения послужила знаменитая Декларация митрополита Сергия.
Декларацией достоинству Церкви, церковному единению и миру нанесен был
сильный удар, тело Церкви испытало глубокое потрясение. Произошли волнения,
протесты, распри, отделение, вражда. Церковь стала на «страже». Доверие к
митрополиту Сергию поколебалось, у многих и совсем утратилось. Заподозрено
было его православие, встал вопрос: достоин ли он стоять во главе Церкви? Мир в
Церкви и теперь не восстановлен, связь тела с главой в ослаблении,
в расстройстве.
.Митрополит Сергий начал предприятие сложное и трудное по своей
духовной основе. В целях упорядочения гражданского положения Церкви в
современном государстве митрополит Сергий совершил опыт беспримерный в
истории Церкви, опыт соприкосновения двух взаимоотрицающих стихий –
Царства Божия и царства безбожия, Царства Христа и царства антихриста.
Митрополит Сергий всегда отличался известной гибкостью своего ума. Здесь он
перешел ее меры и стал ее жертвой.
Декларация поставила Церковь в такое отношение к современному
государству, какого Она принять не может, оставаясь Церковью. Наше
государство открыто перед всем миром начертало на своем знамени – безбожие
и борьба с религией, с Православием в особенности. Борьба до победного конца,
до полной смерти религии. Церковь никогда не может сказать такому
правительству: «Я с нашим правительством», безбожному народу: «Я с нашим
народом». Церковь никогда не может сказать: «Радости и успехи нашей
гражданской родины – наши радости и успехи, неудачи ее – наши неудачи»...

...Наше государство совершает первый опыт в мире. Ступенями ниже
происходит подобный процесс в других государствах – там, где имеется уже
отделение Церкви от государства. Атеизация человечества разрастается.
Неведомы ее пределы. Идеологически исход для христианства в атеистическом
государстве – уход из мира, из атеистического государства. (Но куда? Некуда.)
Христианину остается скорбеть и терпеть, покоряться действительности.
Покоряться не идеологически – он хранит свои принципы как святыню. При
наличной действительности это хранение – идея его жизни. Какой смысл?
Христианин верит в Промысл. Бог ведет человека неуклонно к поставленным
целям мироздания. Совершившееся – не мировой случай. Оно – акт, Вам
попускаемый, мудрый и благой. Боготворческая эволюция ждет хранения и
защиты христианского знамени – это необходимое звено и фактор той эволюции.
Измена знамени, отклонение в сторону, ослабление знаменосца в хранении
знамени – угрожает отступлением и исключением из цепи эволюции,
богоцарственной истории спасения. В словах митрополита Сергия прозвучала
измена христианскому знамени, потому-то Церковь забила тревогу. Она
ужаснулась восставшего призрака. Ужаснулась за судьбу русского Православия, за
место его в богоспасении...
Tags: сщмч. Вениамин Воскресенский, ярославские новомученики
Subscribe

  • Первая и великая заповедь

    Вершина подвижничества - христианская любовь. «Любовь есть порождение бесстрастия, которое есть цвет делания, - указывает авва Евагрий. -…

  • Область благочестия и правды

    О начале монашества, памятниках древней монашеской письменности и, в особенности, об «Изречениях отцов» Введение к…

  • Путь скорбей

    О подвижничестве последних времен. Очерки... Заключение Однажды ученики преподобного Антония Великого, видя в пустыне безчисленное множество…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments