Об обновленцах
...К обновленцам не ходите. Они только носят облачения и одеяния священнические, но они не священники. Незаконная жена с виду совершенно одинакова с законной. Однако, большая разница: одна – законная и благословенная Богом супруга, другая – простая сожительница и блудница, а вовсе не жена. Ребенок крещенный и не крещенный с виду одинаковы, однако между тем и другим огромная разница: один – христианин, облагодатствованный Богом Духом Святым; другой – безбожник, язычник, лишенный освящения Духа Святаго. Так и обновленцы. С виду у них и ряса, и риза, и служат так же. Но по существу огромная разница: православный священник имеет благодать священства, обновленец – пустой, ничего не имеет, он не священник...
О Декларации митрополита Сергия и Синода и о церковной смуте
Пересылал назначенных Патриарх Тихон, назначал митрополит Петр, назначал и митрополит Сергий. До 1927 года все эти назначения принимались повсюду мирно, покойно, с полным
послушанием пославшему. Между главой и телом Церкви, между
первосвященниками и Церковью было полное единение веры, любви и мира.
Почему ныне последовало разъединение? Прежде всего причиной того
разъединения послужила знаменитая Декларация митрополита Сергия.
Декларацией достоинству Церкви, церковному единению и миру нанесен был
сильный удар, тело Церкви испытало глубокое потрясение. Произошли волнения,
протесты, распри, отделение, вражда. Церковь стала на «страже». Доверие к
митрополиту Сергию поколебалось, у многих и совсем утратилось. Заподозрено
было его православие, встал вопрос: достоин ли он стоять во главе Церкви? Мир в
Церкви и теперь не восстановлен, связь тела с главой в ослаблении,
в расстройстве.
.Митрополит Сергий начал предприятие сложное и трудное по своей
духовной основе. В целях упорядочения гражданского положения Церкви в
современном государстве митрополит Сергий совершил опыт беспримерный в
истории Церкви, опыт соприкосновения двух взаимоотрицающих стихий –
Царства Божия и царства безбожия, Царства Христа и царства антихриста.
Митрополит Сергий всегда отличался известной гибкостью своего ума. Здесь он
перешел ее меры и стал ее жертвой.
Декларация поставила Церковь в такое отношение к современному
государству, какого Она принять не может, оставаясь Церковью. Наше
государство открыто перед всем миром начертало на своем знамени – безбожие
и борьба с религией, с Православием в особенности. Борьба до победного конца,
до полной смерти религии. Церковь никогда не может сказать такому
правительству: «Я с нашим правительством», безбожному народу: «Я с нашим
народом». Церковь никогда не может сказать: «Радости и успехи нашей
гражданской родины – наши радости и успехи, неудачи ее – наши неудачи»...
...Наше государство совершает первый опыт в мире. Ступенями ниже
происходит подобный процесс в других государствах – там, где имеется уже
отделение Церкви от государства. Атеизация человечества разрастается.
Неведомы ее пределы. Идеологически исход для христианства в атеистическом
государстве – уход из мира, из атеистического государства. (Но куда? Некуда.)
Христианину остается скорбеть и терпеть, покоряться действительности.
Покоряться не идеологически – он хранит свои принципы как святыню. При
наличной действительности это хранение – идея его жизни. Какой смысл?
Христианин верит в Промысл. Бог ведет человека неуклонно к поставленным
целям мироздания. Совершившееся – не мировой случай. Оно – акт, Вам
попускаемый, мудрый и благой. Боготворческая эволюция ждет хранения и
защиты христианского знамени – это необходимое звено и фактор той эволюции.
Измена знамени, отклонение в сторону, ослабление знаменосца в хранении
знамени – угрожает отступлением и исключением из цепи эволюции,
богоцарственной истории спасения. В словах митрополита Сергия прозвучала
измена христианскому знамени, потому-то Церковь забила тревогу. Она
ужаснулась восставшего призрака. Ужаснулась за судьбу русского Православия, за
место его в богоспасении...