ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Categories:

Прежде всего, надо строить души…

В октябре этого года епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в составе небольшой группы, в которую также вошел благочинный Романово-Борисоглебского округа протоиерей Василий Мозяков, посетил Святую Гору Афон и остров Корфу. Участники поездки поделились своими впечатлениями, рассказав о святых местах, которые они посетили, и о людях, с которыми довелось встретиться.
В публикации использованы аудио-записи, сделанные на Св. горе Афон и Корфу
Ч. 1: Святая гора Афон

Оглавление
Ксенофонт
Дохиар
Три «Сестры»
Пантократор
Пантелеимонов монастырь
По дороге в Пантелеимонов монастырь
Панагуда
Притчи старца Гавриила
Паломники на Афоне
Суроти, Салоники

Афон. Закат мал

– Владыка, очень хотелось бы услышать Ваш рассказ об Афоне и Корфу, о Вашем паломничестве, о святынях, о встречах…
Владыка: Наша группа была небольшая – со мной были отец Василий и р. Б. Сергий, а на Афоне к нам присоединился Андрей из Подмосковья. Отца Николая и отца Геннадия – священников из нашей епархии – мы встретили на Афоне, они паломничали независимо от нас…


Ксенофонт
– А где Вы на Афоне побывали?
Владыка: Сначала мы приехали в монастырь Ксенофонт – через этот монастырь мы получили визы.


Монастырь Ксенофонт основан в X веке преподобным Ксенофонтом. Расположен в западной части Афонского полуострова. Соборный храм обители посвящен вмч. Георгию Победоносцу. Возглавляет обитель в течение последних 40 лет архимандрит Алексий (Мадзирис).

С монастырем Ксенофонт мы давно дружим. Когда я в первый раз приехал на Афон, я остановился в этом монастыре. Это было три года назад. Из монастыря Ксенофонт в Россию, в том числе и в нашу Ярославскую митрополию, привозили десницу великомученика Георгия. Игумен этого монастыря архимандрит Алексий и братия побывали в Ярославле, и в Рыбинске, и в Тутаеве. У нас с ними сложилась дружба, и мы туда едем как домой. Братия говорит на греческом и на английском языках, поэтому общались мы мало. Но игумен благословил нам совершить Божественную литургию.

Ксенофонт. Панорамный снимок мал
Ксенофонт. Панорамный снимок

Богослужение совершается на греческом языке, но когда я служу, мне дают читать на церковнославянском языке все, что положено предстоятелю. Этот монастырь удобен тем, что он находится прямо на берегу, и рядом с ним, по одну и другую сторону, близко – пешком можно дойти – греческий монастырь Дохиар и наш русский Пантелеимонов монастырь.

Дохиар
В Ксенофонте мы ночевали три ночи, за это время три раза сходили к «Скоропослушнице» в расположенный рядом монастырь Дохиар.


Дохиар – греческий монастырь, основанный в X веке игуменом Евфимием, бывшим келарем лавры св. Афанасия (отсюда название монастыря Дохиар – по-гречески Келарев). Располагается он на западном побережье Афона, недалеко от обители Ксенофонт. Престольный праздник – 21 ноября, в день Архистратига Михаила, и 14 октября, в честь чтимой иконы Божией Матери «Скоропослушницы» (X в.). Это главная святыня монастыря, находится она в специально устроенной часовне, справа от входа в трапезную. Настоятель обители – архимандрит Григорий (Зумис).

– Говорят, что Дохиар – очень хороший монастырь, там игумен – один из известных афонских подвижников нашего времени, отец Григорий. Там даже кошки показывают пример послушания…
Владыка: В этот раз мы не видели кошек. Но скорее всего – это так. В прошлом году мы общались с игуменом монастыря отцом Григорием, и он произвел на нас очень хорошее впечатление – как человек духовный, опытный монах и наставник. Он заботится о братии и о паломниках, имеет особую ревность о сохранении веры и традиций церковной жизни, православного благочестия, богослужения. Может и обличить, может и поддержать. Когда мы первый раз отца Григория увидели – он разговаривал с собравшимися паломниками, – то подумали, что это какой-то блаженный монах. А оказалось, это игумен монастыря. В этом году отец Григорий находился на лечении, и нас принимал старший священник отец Гавриил.

Ксенофонт. Паломники тправляются к Скоропослушнице в Дохиар мал
Ксенофонт. Паломники отправляются к "Скоропослушнице"

В первый мы пошли в Дохиар, чтобы помолиться перед иконой «Скоропослушницы». Когда пришли туда, оказалось, что там гостит Владыка Феодор, архиепископ Мукачевский и Ужгородский. На следующий день он должен был совершать Божественную литургию, и мы попросили разрешения прийти помолиться утром. Утреннее богослужение – полунощница, утреня, часы и литурия – началось в четыре часа утра и закончилось в девятом часу. На литургии мы причащались. А после службы состоялось общение. В беседе участвовали и Владыка Феодор, и отец Гавриил, и мы почувствовали такую братскую любовь, что когда в следующий раз пришли к «Скоропослушнице» с другими братиями-паломниками – у нас было свободное время в последний день нашего пребывания в Ксенофонте, – то вызвали отца Гавриила, чтобы еще пообщаться. Нам открыли часовню, где икона «Скоропослушница, и мы прочитали акафист. Братия пригласили нас служить – это значит, что в следующий раз, когда мы будем на Афоне, мы можем позвонить и нам разрешат послужить.


"Скоропослушница"

Проблема в том, что ворота афонских монастырей закрываются на ночь, и попасть на службу можно только по предварительной договоренности. Поэтому паломники иногда говорят: мы пришли, а в монастырь попасть не смогли… И надо было договориться с братией, спросить, могут ли нам открыть ворота ночью. В Дохиаре нашлось два монаха, говоривших на русском языке, они спросили у старшего – отца Гавриила, – можно ли нам прийти помолиться – то есть, откроют ли нам ворота. Нам сказали: «Да, звоните, откроют». Так же и для того, чтобы выйти из Ксенофонта, надо заранее попросить, чтобы открыли ворота – иначе рано утром не выйдешь.

Дорога из Ксенофонта в Дохиар мал
Дорога из Ксенофонта в Дохиар

Отец Василий: Все три похода в Дохиар были необычные. В первый день, как только мы приехали в Ксенофонт и разместились, у нас оставалось время до вечерней службы, и мы пошли в Дохиар. Мы хотели спросить, можно ли прийти на ночную службу, и у нас было желание почитать акафист, но нам не разрешили – пустили только приложиться. Часовенка очень небольшая, там дежурит послушник, и все строго: «No akathist!» – и все... Мы смирились, приложились к иконе и направились к выходу. И вдруг появляются иноки, говорящие по-русски, и архиерей – Владыка Феодор. Нам открыли часовню, мы прочитали акафист и договорились, что ночью прийдем на службу – нам откроют ворота монастыря. Этот второй, ночной, поход в Дохиар произвел на меня особое впечатление. Было уже раннее утро (служба начинается там в четыре часа), но еще темно – небо ясное, звездное. Мы шли от Ксенофонта в Дохиар – сначала с фонариками, а потом Владыка настоял: выключайте фонарики, – и мы шли в темноте, только луна освещала тропу. Идти не больше трех километров. Мы пошли дорожкой покороче, которую уже знали, – не по берегу… В третий раз, собравшись идти в Дохиар, мы встретили паломников из Тутаева – отца Геннадия с прихожанами. Они хотели уже на паром садиться, а Владыка им предлагает: «Давайте дойдем до Дохиара, а оттуда уже на паром». А они в Дохиаре ни разу не были. Нам открыли часовню, мы еще раз читали акафист, пообщались с отцом Гавриилом… Такое чудо… В монастыре нам подарили книгу отца Григория «Люди Церкви, которых я знал».

Три «Сестры»
– Владыка, Вы три раза ходили к «Скоропослушнице» – это какая-то особая икона?
Владыка: Все иконы особенные, но так случилось, что к «Скоропослушнице» мы уже не первый год приходим, молимся и знаем, что Матерь Божия нас слышит.
Отец Гавриил сказал нам, что они собирают материал о всех иконах «Скоропослушницах». И я подумал – а где у нас в епархии есть «Скоропослушницы»? В соборе в Тутаеве есть – это икона отца Павла. И еще есть в Георгиевском храме города Рыбинска, афонская…

Икона Своропослушница из Воскресенского собора г. Тутаева мал
"Скоропослушница". Воскресенский собор в Тутаеве

На Афоне в этом же монастыре нам сказали, что три главные иконы Афона, три «Сестры» (так их там называют), – это «Скоропослушница», «Достойно есть» и Иверская.
– А «Троеручицу» не считают?.. Может быть, потому, что она не в греческом монастыре, а в сербском…
Владыка: Может быть.
Отец Василий: Кто-то из старцев говорил, что если у всех трех икон не помолился, – все равно что на Афоне не побывал…
– А к «Достойно есть» как попасть?
Владыка: «Достойно есть» находится в Карее [административный центр Афона], в главном храме – Успенском кафедральном соборе, на горнем месте. Храм открывают в определенное время днем, к иконе стоит очередь, можно постоять и помолиться перед иконой. Но послужить акафист – не видится такой возможности…
– А у Иверской Вы были?
Владыка: В Иверском монастыре в этом году мы попали на вечерню и повечерие с акафистом Божией Матери – как раз в день Иверской Божией Матери [26 октября]. Но это наш, русский, праздник, у греков он не отмечается [принесение иконы в Москву в 1648 году]. Храм, где находится Иверская икона, – небольшой, наподобие часовни, – расположен недалеко от врат, и там каждый день совершается повечерие с акафистом Божией Матери.
– Вы случайно попали к Иверской иконе именно в этот день?
Владыка: Мы знали, что в этот день праздник Иверской, и поэтому стремились помолиться у иконы. Молились вместе с братией, акафист читался по-гречески…


Иверский монастырь, или Иверон, основан в конце X века грузинскими иноками. Чудотворная икона Божией Матери, называемая Портаитисса (Вратарница) Иверская, находится в отдельном храме при монастырских вратах. Икона почитаема с IX века.

Пантократор
Следующие две ночи мы провели в Пантократоре. По пути заехали в Ватопед, помолились, приложились к святыням и иконам [среди святынь обители – честной пояс Пресвятой Богородицы и икона Божией Матери Пантанасса (Всецарица)].

В Пантократоре готовились к празднику – Собору всех Пантократорских святых (28 октября).


Пантократор – греческий монастырь, основанный в 1363 году, расположен на северо-восточном побережье Афона. Среди святынь монастыря – чудотворная икона Божией Матери «Герондисса».

Монастырь Пантократор очень близко связан с Ксенофонтом, и мы там тоже не первый раз останавливаемся и служим. Нас там очень хорошо принимают, даже приглашают, зовут. В этот раз мы хотели одну ночь переночевать там, но братия попросили остаться и на следующую ночь, чтобы служить вместе в праздник Собора Пантократорских святых. Оказалось, что в этом соборе прославляется и наш преподобный Паисий (Величковский). Он подвизался в Ильинском скиту, который принадлежал этому монастырю. Здесь его очень почитают.

Преподобный Паисий Величковский с несколькими братиями около трех лет (1754–1757 гг.) подвизался в келье святого Константина, принадлежавшей монастырю Пантократор; затем, при увеличении числа братии, он перешел в келью св. пророка Илии, принадлежавшую тому же монастырю, устроив из нее скит.

Монастырь Пантократор. Праздничная трапеза в день памяти Пантократорских святых. Рядом с Владыкой Вениамином - игумен монастыря архимандрит Гавриил мал
Пантократор. Праздничная трапеза в день памяти Пантократорских святых. Рядом с Владыкой Вениамином - игумен монастыря архимандрит Гавриил

Празднование Собору святых, в монастыре Пантократор просиявших, было только что установлено, в этом году составили службу… Совершалось Всенощное бдение и Божественная литургия.

Пантелеимонов монастырь
Последнюю ночь на Афоне мы провели в Пантелеимоновом монастыре, служили вместе с Владыкой Феофилактом – викарным епископом Дмитровским и настоятелем Андреевского монастыря в Москве.


Русский Пантелеимонов монастырь располагается на западном берегу Афона, главный храм – в честь великомученика Пантелеимона. Первая русская монашеская обитель возникла на Афоне в XI веке (ныне скит Пантелеимонова монастыря Ксилургу (Древодел), в честь Успения Пресвятой Богородицы), в XII веке основная часть братии переселяется в монастырь Фессалоникийца в честь великомученика Пантелеимона (ныне Старый, или Нагорный Руссик). В середине XVIII века центр Русского монастыря, населенного в то время, в основном, греками, переносится в прибрежную западную часть полуострова. Русский Пантелеимонов монастырь пережил особый период возрождения и духовного расцвета в конце XIX – начала XX века, когда в обитель вернулась русская братия, при настоятеле архимандрите Макарии (Сушкине) и духовнике архимандрите Иерониме (Соломенцове). В начале XX века в монастыре подвизалось около 2000 русских иноков.

– А где больше чувствуешь себя дома – в Ксенофонте или в Пантелеимонове?
Владыка: Конечно, в Пантелеимонове. Русский язык, русская братия. Уклад монастырской жизни у них афонский, служат по византийскому времени…
Отец Василий: Ксенофонт – тоже родной. Приезжаешь – там братия, которые посещали Россию, были в Тутаеве. И для них это тоже свой Владыка…

По дороге в Пантелеимонов монастырь
Владыка: По дороге из Пантократора в Пантелеимонов монастырь мы заехали в Андреевский скит, побывали в Кутлумуше, в келье, называемой «Белозерка» – бывшая наша русская келья [в настоящее время – келья Хиландарского монастыря в честь святителя Николая Чудотворца, греки называют ее «Буразери»].


Андреевский общежительный скит, зависимый от монастыря Ватопед, расположен недалеко от Кареи – столицы Афона. Скит основан в XVIII веке русскими иноками Виссарионом и Варсонофием на месте древней келлии в честь преподобного Антония Великого, впоследствие получившей название Серай (тур. – Дворец). В середине XVII столетия здесь подвизался святитель Афанасий III (Пателларий), Патриарх Константинопольский и Лубенский чудотворец, похороненный в Мгарском монастыре на Украине, в Полтавской области. В 1906 году в скиту проживало около 500 монахов и послушников. В 1901 году здесь был похоронен один из главных ктиторов – схимонах Иннокентий (Сибиряков). Величественный Свято-Андреевский собор обители, построенный в нехарактерном для Афона русском стиле, является самым крупным храмом на всей Святой Горе. В результате русской трагедии XX века Андреевский скит пришел в запустение, умерли последние русские иноки. С 1992 года скит стал официально греческим.

Панагуда
Побывали и в келье преподобного старца Паисия – Панагуда, где он жил в последние годы на Афоне [1978–1993].


Келья Панагуда принадлежит монастырю Кутлумуш и находится недалеко от этой обители, на вершине небольшого холма.

– В келье Панагуда, наверное, бывает много народа?
Владыка: Да, мы пришли – там паломники были, после нас еще кто-то пришел к преподобному Паисию… В келью нельзя заходить, пока не угостишься лукумом и водой – такая традиция.
Отец Василий: Угощение лежит на столике при входе. Открываешь баночку – взял лукум, попил водички, и тогда только заходишь. Монах, который живет в этой келье, строго следит за этим.
– У этого монаха беспокойное послушание, ему, наверное, трудно – целыми днями идет народ.
Отец Василий: Он принимает всех с любовью. Думаю, он знает, что это его послушание, назначенное ему Богом и старцем…

По пути в келью преподобного Паисия Святогорца мал
По пути в келью преподобного Паисия Святогорца

– Народ приходит и днем, и ночью?..
Владыка: Нет, только днем. С четырех часов не только в монастырях, но и во всех кельях начинается служба – и посещения заканчиваются. Помню, в позапрошлом году мы были в келье «Млекопитательница» в Карее, и пришли туда не днем, когда она бывает открыта и можно приложиться к иконе, а в то время, когда монах уже совершал службу. У него свое правило – он читал акафист, Евангелие… В вечернее время, когда положено совершать богослужение, и в кельях монахи также молятся – у каждого свое правило. И вряд ли посещения разрешаются. На Афоне монахи молятся, где бы они ни находились. Так или иначе исполняют полный суточный круг. Причем молитвы так распределены по времени, что даже для человеческого организма это оптимально…
Богослужение начинается по нашему времени в три часа ночи – полунощница, утреня, часы, литургия. После небольшого перерыва – примерно часов в восемь – Параклисис. Потом кушают. В четыре часа – вечерня. После ужина – повечерие… И остается время на послушания, на труды, на чтение…

Притчи старца Гавриила
Еще мы побывали в келье Христодула близ Кареи [принадлежащей монастырю Кутлумуш], где подвизается монах Гавриил – его называют старцем. Ему лет восемьдесят, слабенький. Он вынес нам бумажную иконочку, которая мироточит, мы приложились, записки написали. Старец этот рассказал нам две притчи.


Отец Гавриил

Первая – об «игумене».
Был на Афоне один игумен, и надо было ему поехать в другой монастырь. Взял осла, ехал, ехал, а потом осел заупрямился – остановился и не едет. Игумен и так, и сяк, ругал его – никак. Тогда он говорит: «Чтобы ты был игуменом!»
– Наказание такое…
Владыка: Вывод какой? – у архиерея тоже много скорбей, свои трудности бывают…
А вторая притча – про Авраама.
Авраам – это один из самых великих людей Ветхого Завета, он отличался особым гостеприимством. Однажды пришел к нему человек, он старается, щедро угощает его, заботится о том, чтобы он хорошо отдыхал. А тот все недоволен, постоянно ропщет, и это ему не так, и то не так – все ему не так. Не вытерпел Авраам – решил на следующий день прогнать его. А Бог явился ему ночью и говорит: «Авраам, Авраам, Я терплю этого человека сорок лет, а ты не можешь одну ночь потерпеть?»
Надо нам иметь терпение…
– Эти притчи старец конкретно Вам рассказал, или по какому-то поводу, или вообще?
Владыка: Я думаю, что лично мне. Я попросил его помолиться. Он благодарил за то, что своим посещением мы оказали ему честь. Принял нас с большой любовью. К нему постоянно идут люди.
Отец Василий: Мы шли в келью старца Паисия мимо кельи отца Гавриила, и видели, что у него был народ – он сидел с ними за столиком и беседовал. А на обратном пути никого не было, и мы решили зайти к старцу. Подошли, наш сопровождающий – грек Ставрос – зашел в домик, и батюшка вышел к нам. Он уже устал, прилег немного отдохнуть – видимо, по времени, как раз перед правилом. Тем не менее, принял нас. Келейник отца Гавриила говорит по-русски… Про Авраама – назидательная притча, она для всех. Каждый подумает: это про меня… Кто-то терпит, кого-то терпят…

Паломники на Афоне
– Владыка, расскажите, что еще на Афоне Вы видели.
Владыка: Очень много паломников на Афоне – и становится с каждым годом все больше. Паром переполненный. Говорят, в Зограф на праздник [23 октября – память преподобномучеников Зографских, от латинян убиенных] приехало 300 человек.

На пароме, направляющемся на Афон мал
На пароме, направляющемся на Афон

Каждый день на паромах приезжают паломники в разные монастыри. Ходит несколько паромов в день, а кроме паромов есть еще частные лодочки и маленькие теплоходики. Если раньше, я слышал, каждый день давали 150 разрешений, то сейчас дают 500 или даже больше – людей очень много едет, и они расходятся по разным монастырям. В Пантелеимоновом монастыре в воскресенье было тоже около 300 человек. Была праздничная служба, чин о Панагии, потом трапеза для всех...

Пристань Пантелеимонова монастыря. Уезжаем с Афона. О. Василий мал
Пристань Пантелеимонова монастыря. Отъезд с Афона

Отец Василий: Сейчас русские активно едут – осень, погода благоприятствует, потому что летом на Афоне очень жарко. Афониты свидетельствуют, что увеличилось и число паломников-греков.

Суроти, Салоники
Владыка: Чтобы плыть обратно, мы вызвали катер – потому что на пароме плыть полтора-два часа, мы не успевали. По дороге в Салоники заехали в Суроти на могилку старца Паисия.
С селении Суроти, в 20 минутах езды от Салоник, расположен женский монастырь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, основанный в 1967 году преподобным старцем Паисием Святогорцем († 12 июля 1994 г.). В этой обители старец провел последние месяцы своей жизни, здесь скончался и похоронен.


К могилке старца Паисия

Народу к могилке старца стояло, наверное, чуть поменьше, чем у нас в Москве к блаженной Матронушке. Машин – тьма… Стоять нужно часа два.
– Вы в очереди стояли?
Отец Василий: Мы стали в очередь и, наверное, минут 10–15 в этой очереди стояли. У греков это вызвало удивление. А потом подошел наш сопровождающий, попросил монахинь, и они нас пропустили без очереди.
– Еще несколько лет назад не было такого наплыва народа, хотя могилка и тогда была почитаема…
Владыка: Тогда старец Паисий не был так известен. Сейчас он прославлен, много литературы о нем, фильмы… И, конечно, преподобный Паисий помогает – много случаев его помощи, – и поэтому народ едет к нему.


Храм вмч. Димитрия Солунского в Салониках

В Салониках мы заехали к великомученику Димитрию Солунскому [его мощи находятся в кафедральном соборе, построенном на месте римских терм, где погиб великомученик]. Его память по новому стилю – 26 октября, мощи св. Димитрия стояли посередине храма, к ним тоже была очередь. Пока мы стояли, успели акафист прочитать. К святителю Григорию Паламе зашли – его мощи находятся недалеко от храма великомученика Димитрия Солунского, в храме [в честь святителя Григория Паламы]. Там тоже было много народа – крестины, венчание…

Фото: прот. Василия Мозякова и Сергия Коляева. Использованы также фото из интернета

Ч. 2: Корфу

Публикацию см. на сайте Рыбинской епархии
Tags: Афон, Рыбинская епархия, епископ Вениамин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments