ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

История скита Решева

С теплотой, и даже некоторой ностальгией, вспомиаются месяцы, проведенные на Псху, в горах. Чем дальше - тем дороже становится это время, место и особенно - люди.

Отец Исаакий - монах Троице-Сериевой Лавры. С ним приходилось встречаться довольно часто, потому что путь из скита Решева, где он живет, в деревню пролегает через хутор Верхнюю Битагу - место моего обитания. Когда о. Исаакий шел в деревню - в храм на службу ли по каким делам, то заходил ко мне (а это бывало не так часто, а зимой, пока снежные завалы, месяца два, вообще не появлялся). А однажды взял меня с собой на Решеву - это в 15 км от деревни (а Верхняя Битага в 1,5 км). Общение с о. Исаакием было в моем полу-пустынническом бытии весьма существенно. О нем мне известно совсем немного из его собстенных рассказов.
Он пришел в Лавру в юности из художников-авангардистов, был принят в братию, пострижен в монашество, восприемником его был старец архимандрит Кирилл. У него же он и спрашивал благословения, когда пожелал уйти на пустынножительство. В это время в горах Абхазии, на Псху, братия лаврская  построили скит, и скитоначальником был иеромонах Симон. Он как раз должен был приехать в Лавру, и о. Кирилл советовал о. Исаакию с ним познакомиться. Они познакомились, о. Исаакий поведал пустыннику о своем желании, и тот пригласил его поехать с ним на Псху - после того, как он съездит на Афон. Так впервые о. Исаакий приехал на Псху. Некоторое время жил с братией в скиту Решева, потом захотел пожить в уединении - о. Симон его благословил. Поселился на хуторе Ридза и провел там в уединении года три - пока о. Симон и вся братия не уехали с Псху, а о. Исаакия благословили перебраться на Решеву - чтобы монашеская жизнь в скиту не прерывалась. С тех пор - более 15 лет - о. Исаакий живет там один. Формально скит принадлежит Лавре, и о. Исаакий числится в братии, но на деле уже много лет никто из братии там не появлялся и про скит в пустыне Абхазии, видимо, просто забыли.
Отец Исаакий пишет иконы и картины - в такой своеобразной экспрессионистической манере. И еще у него дар слова, что и видно по рассказу, записанному с диктофона...
Кроме того, сохранилась запись фрагмента беседы во время того памятного паломничества на Решеву.
Нужно заметить, что в селе есть храм, где по праздникам совершается служба, на которую обычно все окресные пустынники собираюстя для общей молитвы и причастия. Ридза - это близко, км. 4 от села, дети оттуда ходят в село в школу.

История скита Решева
Рассказ монаха Исаакия



Когда был закрыт Ново-Афонский монастырь (в 1924 году), братии позволили разойтись, и многие из них ушли на Псху. Тут они расселились – поставили свои маленькие скиты, построили храмы; среди них были учители, они стали преподавать в местной школе. Были врачи – стали лечить местное население. В общем, устроились они здесь, на Псху. Но не долго это продолжалось – всего лишь шесть лет…
Всего монашествующих было 300–400 человек. Большинство – монахи Ново-Афонского монастыря, но были и другие монахи, которые, услышав, что есть такое удаленное место, где люди молятся, спасаются, добирались туда через перевалы…
Так они все вместе подвизались. В центре села была церквушка, а монахи еще семь построили по хуторам.
Однажды на Псху появился человек – переодетый чекист по фамилии Шуба. Удивительное совпадение: шуба – то есть личина. Очевидно, он был из бывших семинаристов – прекрасно знал службу, умел читать по-церковнославянски, знал Евангелие и Апостол, Предание святых отцов. Он ходил к монахам как паломник, беседовал с ними.
«Здравствуй, – говорил, например, – отец Сисой, здравствуй родной. Ну, как живешь, как спасаешься?» И они разговаривали за чашкой чая. Никто не мог его вычислить – монахи такой народ доверчивый, как дети. А у него была записная книжка, и он помечал: отец Сисой живет здесь, отец Нектарий здесь… Собрав все сведения, вернулся на побережье и доложил. Вскоре после этого (весной 1930 года) на Псху приходит отряд ЧК. Монахам была дана команда собраться в селении. Пришло 150 человек (а всего было около 300). Их тут же арестовали и поместили в «Варварин домик», который превратили в тюрьму (в центре села).

4 Бзыбь по дороге на Решеву   4 Бзыбь
Река Бзыбь по дороге на Решеву

4 идем на Решеву 1

Путь на Решеву. Торжество Православия, март 2015 г.

4 идем на Решеву   4 Добро пожаловать в королевство Решева, о.Исаакий

Добро пожаловать в королевство Решева, монах Исаакий

Когда я приехал сюда в 1997 году, была жива еще мать Новиковых, старушка, ей было уже за 90. У нее была прекрасная память, и она помнила имена монахов, где кто жил. Она мне рассказывала: отец Нектарий там жил, отец Никандр там, отец Исаакий там… Рассказывала, как их погнали через перевал Доу: седенькие старички-схимники – идти не могут, падают; их тут же расстреливали, а других монахов заставляли их хоронить.
Кто пришел – тех и погнали. Караван был очень большой… Части молодых монашествующих удалось убежать в горы, и они потом рассказывали, как все это происходило…
А отряд ЧК разошелся малыми группами по окрестностям – проверять, может быть, где-то еще кто-то укрылся.
И вот несколько красноармейцев во главе с комиссаром приходят на Решеву. Здесь был скит, от которого до сих пор остались следы – вот яма, где был погреб, там, наверху, был братский корпус. И храмик был – именно на том месте, где сейчас возведен новый храмик – об этом помнил человек, живший впоследствии на этом месте. Комиссар послал красноармейцев в храм, а сам направился в братский корпус. В этот день был праздник. Слышат – в храме служба, кто-то читает, поет, но никого не видят. Храмик маленький, укрыться негде… Они испугались, прибежали к комиссару: «Так-то и так-то, кто-то поет и читает, а самого человека не видно». – «Да вы что, дураки или пьяные?» – отвечает комиссар. – «Да нет, ничего не пили». Идут туда втроем, комиссар заходит, и действительно – человеческий голос поет, читает, служба идет, а самого человека не видно. Комиссар тоже испугался. Страх напал на них, и они убежали: «Пойдем отсюда, а начальнику скажем, что никого не нашли». А в храме действительно служил один из иеромонахов, но Господь его укрыл от глаз богоборцев. Он видел все, а они его не видели. После этого он собрался и ушел. Построил келью в верховьях реки Решевы. Старики-псхинцы знали его келью (а сам он уже, конечно, давно умер). Но молодежь уже не могла ее найти – келья ушла под землю. Прошло много времени, неизвестно сколько он там жил, как. Местные жители помогали ему. Одна местная жительница, уже старенькая, вспоминала, как в детстве мама ее посылала: «Пойди отнеси пирожки в такое-то место, но не дожидайся, а повесь на веточку и уходи». А она, бывало, полюбопытствует, спрячется и смотрит. И вот через какое-то время приходит монашка…
Здесь жили и монашки… Недавно в 50 метрах отсюда упал каштан из двух огромных стволов, в нем – большое дупло. В этом дупле в 1920-е годы подвиг совершала одна монахиня, как преподобный Тихон Калужский. А внизу, ближе к реке, как говорил местный житель, был женский скит.
Когда монахи ушли, здесь поселилась семья с Кубани – Семененко. Место хорошее, земля разработана…

4 Лес ранней весной, дорога на Решеву   4 Могилы русских солдатов времен ВОВ

Лес ранней весной. Могилы русских солдат времен Великой Отечественной войны

4 Мост через Бзыбь около р. Решевы   4 мост через Бзыбь рядом с р.Решева

 Мост через Бзыбь около впадения реки Решева

Василий Николаевич Семененко здесь родился, и он еще помнил тот монашеский храм. В нем они хранили челу (стебли от кукурузы, которые служат кормом для скота в голодное время; когда есть другой корм, коровы их не едят, а в голодное время едят). Потом храм пришел в запустение и разрушился. Дед и отец Василия Николаевича умерли, он женился, родилось много детей. Семья большая, школы нет, село далеко (школа на Решеве была в 1930-е годы, затем ее упразднили). И они решили уехать, а это место оставили под пасеку. На Псху построили дом – тот, в котором сестры матушки Серафимы сейчас живут (имеется в виду скит от Параскево-Вознесенского монастыря, что в селении Мерхеул, близ Сухума).
Дом на Решеве построил дед Василия Николаевича – этому дому уже 80 лет. В конце 1980-х годов, когда этот дом стал приходить в негодность, на Псху появились лаврские монахи отец Симон и отец Панкратий (ныне епископ Троицкий, наместник Валаамского монастыря), стали тут подвизаться – вдвоем, втроем, вчетвером. Первую зиму они зимовали на Верхней Битаге, а потом нашли этот домик и попросили хозяина продать его им. Василий Николаевич отвечает: «Братия, я вам не продам, а подарю». И вот туда заезжают монахи… И только впоследствии они узнали, что на этом месте когда-то был скит.
Кому был посвящен скитской храм, неизвестно. Построили точно на его месте новый и освятили в честь великомученика Пантелеимона – как в Русском монастыре на Афоне. Дом отремонтировал отец Симон…

4 Решева 1   P3031749

Решева, дом. Здесь живет святой Спиридон (эта надпись - надежное средство от грабителей).

    4 Решева храм пасека

Решева, храм. Пасека

4 Решева храм внутри

Храм внутри

4 Решева в летнем балагане (К)   4 Решева мастерская (К)

В летнем балагане.  Мастерская

Девять зим отец Симон провел на Грибзе (от Решевы 15 км выше по течению Бзыби) в уединении. Там он построил келью с храмом в честь Иверской иконы Божией Матери. Как на Афоне – келья из двух частей, огородик. Поскромней, чем на Решеве (тут я, можно сказать, барствую [1])... На Грибзе храм появился еще прежде, чем здесь…
В середине 1990-х годов здесь было пять или шесть монахов. Отец Симон и отец Серафим – иеромонахи, в воскресенье и по праздникам служили обычное бдение, а в будние дни – по четкам…
Так судьбами Божиими этот скит, построенный монахами, монахам и отошел через 70 лет. Потом (в 2000 году) отец Симон и другие его сподвижники ушли – меня оставили экономом… Все, что здесь построено – построено до меня, я только поддерживаю.
– Значит, вернутся…
– Не знаю… Судьбы человеческие непростые…

4 тропа 21

Тропа в горах

[1] В доме недавно появился свет от солнечной батареи, во дворе есть летний балаган, банька, рядом ручей…

Беседа в скиту Решева
с монахом Исаакием

Помыслы – суть слова бесов и предтечи страстей.
Св. Григорий Синаит.

9-1 вид 3

– Природа безстрастна. Человеческое общество страстно. И эта страстность захватывает человека – она имеет некую притягательную силу. И природа имеет притягательную силу, но она учит безстрастию. Помнишь – Робинзон Крузо? Кстати, и православным людям читать ее, мне кажется, было бы очень полезно...
– Мысленная область – это очень интересная вещь. Отец Симон пишет об этом. Когда ты остаешься один, пред тобой открывается целый мир – что-то постоянно в голову лезет… Часто эти непрошенные гости подобны «сухогрузам», нагруженным всякими страхами и мраками, давят как танки, – и ты понимаешь, что от всего этого, как угодно, но надо отбиваться, иначе они тебя раздавят… И в конце концов – обрести мир от помыслов…
– Мир от помыслов – это уже вершина совершенства. Идет постоянная борьба с помыслами, потому что помыслы – это и есть то самое влияние демоническое на нас. Но ведь и разум человеческий может выдать помыслы, и бывают помыслы от Бога. И от Ангела бывают помыслы. Если у человека нет дара рассуждения, он может принять одни за другие. Разобраться в этом очень непросто. Враг и в Христа рядится…
– А отец Симон достиг такого безстрастия, такой степени совершенства?
– Да. Почему у него такая литература мощная?..

9-1 Бзыбь 9-1 мост через Бзыбь

Бзыбь. Пешеходный мост через Бзыбь

Все очерки о Псху здесь
Tags: Абхазия, Псху
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments