ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

+ матушка Тихона

Сегодня, через полчаса после Святого Причастия, упокоилась монахиня Тихона.

О ней из "Очерков о Псху"

В 1950-е годы она подвизалась с сестрами на озере Амткел (о чем можно прочитать в книге монаха Меркурия «В горах Кавказа»), потом была келейницей у нынешнего Патриарха Илии, когда он был епископом Сухумским (впоследствии митрополитом – в 1967–1977 гг.). У нее очень богатая судьба. А вот уже к концу жизни, после войны 1992-93 гг., перебралась на Псху.
С матушкой Тихоной мне довелось познакомиться лично. Идти домой после вечерней службы на Верхнюю Битагу – два километра по селу и еще километр по лесу –было темно и страшно, и сестры местного женского скита благословили меня оставаться у матушки Тихоны на ночь. Так я познакомилась с нею и ее келейницей сестрой Анной.

Живет матушка в доме отца Александра напротив храма. Сейчас матушка уже весьма немощна, не видит, практически не встает с постели.
М.Тихону в миру звали Пелагеей, в иночестве Павлой (так ее и на Псху некоторые помнят). Родом она из села Шолохово Никопольского района Днепропетровской области. Отца звали Ефимом Петровичем, мать – Феодорой, был у нее младший брат Иван, а остальные дети умерли. О своем детстве матушка вспоминает с большой теплотой. У них был дом с большим садом, за которым ухаживал отец, хозяйство – куры, утки, гуси, огород. Детей воспитывали в строгом церковном благочестии.
Какое-то время матушка Тихона (тогда еще Пелагея) жила в пустыне на Амткеле вдвоем с сестрой Клавдией – в тех местах, что описывает монах Меркурий в книге «В горах Кавказа». Они, матушки, в то время носили монахам продукты из Сухума – так было безопаснее, потому что монахам опасно было показываться в селениях, а на женщин не обращали внимания. На Псху м. Тихона приехала после грузино-абхазской войны. Местные православные помнят ее еще весьма деятельной, она учила всех службе и молитве – тогда в селении только появился первый домовой храм (в доме отца Александра).

Я впервые увидела матушку, когда пришла к ним ночевать под Введение во храм Пресвятой Богородицы. Совершенно слепая, матушка не отличает день от ночи и ночами практически не спит. Расположившись в соседней комнате, я слышала, как она всю ночь напевала тропарь Введению.
Второй раз мы зашли к ней с одной сестрой в воскресенье после молебна мч. Трифону. Матушка спала, а когда проснулась, то была необыкновенно внутренне красива, да и лицом – и я ее тогда сфотографировала. На лице и во всем ее облике отражался внутренний несокрушимый мир и ровное радостное состояние души. И отзывчивость, и характерная самоотверженная любовь к другим людям. Несмотря на то, что ее положение с житейской точки зрения совершенно безнадежно и живет она, не видя света солнца. Вот этим-то праведники и отличаются от грешников, имеющих души, мятущиеся в лабиринтах многих помыслов.

В те дни я сама будто бы вошла в «зону облачности», и помыслы очень меня огорчали. Понимала, что эту «зону» надо пройти, преодолев весь этот мрак, который никакого значения не имеет, потому что жизнь Божия и промысл Божий совершаются совсем в другой области, выше, над мысленными облаками, где солнце. В очищении от помыслов и следующим за ним стяжании благодати, как говорят отцы, и состоит цель уединения и безмолвия.
Все, кто приходит к матушке Тихоне, замечают, что ее по-первости с виду непонятные речи имеют прямое отношение к состоянию души приходящих, обнажая сокровенные борющие их помыслы. Это тонкие вещи, и нельзя сказать наверняка, что вот, это так, – ибо здесь нет достоверности, а требуется вера. Известно только, что так ведут себя те угодники Божии, коим Господь открывает тайные помышления человеческие, например, старцы, блаженные… Сие – плод богоугождения и многолетнего подвига. Дерзнем сказать, что и – плод укоренившейся в сердце молитвы.

От матушки Тихоны я слышала следующее наставление об Иисусовой молитве(передаю по памяти).
«Молитву надо постоянно повторять, когда ты одна – вслух (за работой, что бы ни делала), а когда на людях – про себя, чтобы никто не видел. И постепенно молитва начнет сама твориться. Только не надо никому говорить, а когда спросят тебя, как ты молишься, отвечай: «Да так просто: Господи помилуй, какой я молитвенник». Потому что иначе будет окрадывать враг. Вот я лежу и постоянно про себя молитву творю, и когда разговариваю с человеком, то молитва не прекращается, а когда кто-то что-то рассказывает мне, то я и не слушаю, а молюсь про себя».
Отсюда




Tags: Абхазия, Псху, подвижники наших дней
Subscribe

  • На вес золота

    Если депрессия есть прямое следствие хронического оскудения любви, то и лекарство от нее - любовь... Но сейчас оно на вес золота. А прибегать к…

  • Новогоднее

    Все думают, что придет время... А время только уходит... Придет время, когда времени уже не будет...

  • Имя его навеки живо и незабвенно

    2 ноября - день кончины приснопамятного митрополита Иоанна (+1995). Моя малая лепта Я немного застала Владыку в Питере. Работала в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments