ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

О символах и аллегориях

Как-то случилось поспорить на богословские темы, и это было явное "искушение" - ведь в этой области я и никогда не была сильна, а теперь и подавно. Речь шла о символике Престола. 
Я конечно никакой не богослов, но и не еретик )):
Поэтому, на всякий случай, привожу цитату, которую имела в виду. Источник, м.б. и не самый авторитетный, но заслуживающий внимания:

Литургия, которую мы служим, есть, в основном, Тайная Вечеря, но в нее включено также воспоминание (и действие) Голгофской Жертвы.
Священнодействие Литургии есть воспоминание (прот. Иоанн Кронштадский и др.): на проскомидии воспоминается Голгофская Жертва (страдания Спасителя); Великий Вход — выход Спасителя на страдания,  и далее, во св. Алтаре — снятие с креста и погребение. Т.е. воспоминание Голгофы. Но какое это воспоминание? Прошлое во времени и отдаленное в пространстве — вместе с тем настоящее и всегда действующее. Как и чтение Св. Евангелия и Апостола есть всегда в данное время действующее Слово Божие (см. молитву: “Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный свет...” и далее возгласы). Так же и вся земная жизнь Спасителя, и Голгофская Жертва, и далее Воскресение, вознесение и даже будущее пришествие, как это переживал схиархимандрит Гавриил? (но это еще мало понятно).

Престол в Алтаре — та же Сионская горница, и та же Тайная Вечеря и Причащение... Также действительно и присутствие Спасителя (молитва “Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими...”).
(Из "Дневников" о.Василия Серебренникова).

По-моему, здесь все в границах  Предания. И никаких аллегорий. Литургия, вмещающая все Божественное действие в мире (у нас хороший термин - домостроительство), соединяет в себе множество символов разного порядка - как реальных исторических событий, так и эсхатологических.
 "Поминающе убо сию спасительную заповедь, и вся яже о нас бывшая: Крест, Гроб, тридневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие..."
Эсхатон (по-нашему жизнь будущего века, Царство небесное) является в мире посредством символов. Символ есть видимый знак присутствия невидимой реальности, в отличие от аллегории, связанной с реальностью лишь внешне, ассоциативно. В литургии все - реальность. Но литургические символы являют реальность не буквально, а тайнозрительно, и не непосредственно, а благодатно, посредством благодати. Таков символизм богослужения, иконы, имени. 
Справедливо, что Престол в алтаре символизирует, во-первых, Престол Божий на Небесах, а во-вторых, Гроб Господень. Последний символ, без сомнения, важнейший, восходит к первым векам христанства, когда гонимые христиане совершали литургию на гробницах мучеников, которые были символами Гроба Самого Христа. Но ведь справедливо и то, что первые апостольские литургии совершались не на гробах мучеников - а в Сионской горнице. Не случайно и название "Святая Трапеза". Разве это аллегория? 
Средоточие Литургии - Евхаристия, и мы реально причащаемся Тела и Крови Христа. "Приимите, ядите... Прийте от нея вси..." - эти слова слышат все верующие. В Евхаристии верные соединяются со Христом. Возможно, конечно, что это слишком земная, простецкая интерпретация Небесного Таинства... Не спорю, что Литургия совершается в эсхатоне, но для нас-то вход туда один: никто не приходит ко Отцу как только через Меня... И если смотреть на Литургию с такой вот субъективной точки зрения - то существенно именно Причащение, единение со Христом. Это единение, реальное и объективное - независимо от наших ощущений и переживаний, является совершенно особенным, чрезвычайным и иным, чем в молитве. 
М.б. конечно я говорю не о том и не так, я не богослов и не претендую, но вот как-то получилось так - в роде отчета о своем уповании...

PS  К слову. Видимо, следует различать символы и символы. Например, символ Престола Небесного, принадлежащего целиком эсхатону, иного порядка, чем символ Гроба Господня, существовавшего (и существующего, что не меняет сути дела) на земле, хотя последний - не пустая аллегория, конечно. И если земной Гроб Господень может одновременно символически  присутствовать во многих Престолах, то почему подобное невозможно, например, для гроба Божией Матери? (это к слову о правомерности совершения чина Погребения Божией Матери, кроме как в Гефсимании)  ((: 

Tags: праздномыслие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments