ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

Святые дня: Исповедуя верность Христу, хранить единство Церкви...

3 / 16 октября – день преставления святителя Агафангела (Преображенского), митрополита Ярославского, исповедника (+1928)

А также: Собор новомучеников и исповедников земли Ярославской и Ростовской.
В этот день чествуются святые, которые не имеют особых дней памяти (даты кончины их неизвестны):

Священномученик Леонид Лебедев, пресвитер († 1921 г.)
Священномученик Николай Розин, пресвитер († 1930 г. или вскоре после)


Святитель Агафангел (Александр Лаврентьевич Преображенский) родился 27 сентября 1854 года в селе Мочилы Веневского уезда Тульской губернии в семье священника. Шестеро детей отца Лаврентия воспитывались в традиционном укладе, характерном для многих семей сельского духовенства, – в искренней вере и смиренном несении жизненных тягот, в глубоком литургическом благочестии, в приобщении к простому крестьянскому труду.
О своих отроческих религиозных переживаниях святитель вспоминал так: «Я... любил часто и подолгу оставаться на кладбище и здесь, среди могил и крестов — этих безмолвных, но красноречиво свидетельствующих знаков, что все персть, все пепел, все сень, со слезами на глазах молил Господа, чтобы Он, Милосердный, во время благопотребное сподобил меня быть служителем алтаря и приносить безкровную, умилостивительную Жертву за скончавших свое земное странствование».
В 1877 году Александр окончил Тульскую духовную семинарию, в 1881 году – Московскую духовную академию, служил преподавателем в духовных училищах Рязанской епархии. В 1882 году он женился на дочери священника Анне Вознесенской, но, не прожив и года счастливой семейной жизни, разом потерял и супругу, и новорожденного младенца. После этого Александр твердо решил оставить мир, чтобы служить Богу. «Жизненный путь, избранный мною – не мой жребий... я поспешил оставить мир, взять свой крест и приобщиться к лику иноческому», – так он вспоминал урок, вынесенный из этих испытаний.
7 марта 1885 года Александр Преображенский был пострижен в монашество с именем Агафангел (в память мученика IV века, ученика священномученика Климента Анкирского). Вскоре затем он принимает сан иеромонаха и вступает на путь «ученого монаха», проходя послушания инспектора Томской духовной семинарии, затем – ректора Иркутской духовной семинарии. Через четыре года, 10 сентября 1889 года, архимандрит Агафангел был хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. С 1893 года по 1913 года ему довелось управлять кафедрами Тобольской и Сибирской, Рижской и Митавской, Виленской и Литовской. В 1904 году владыка был возведен в сан архиепископа.



К ожидавшемуся Поместному Собору 1905 года святитель Агафангел по поручению Святейшего Синода составил отзыв о разрешении актуальных проблем богослужебной жизни Русской Православной Церкви. Он указывал на необходимость исправить грамматические и стилистические ошибки, которые с XVII века вкрались в богослужебные книги, а также упорядочить приходское богослужение в соответствии с древними уставами. Владыка немало занимался благотворительностью: на его средства содержалась столовая для бедных детей, много у него было и постоянных пенсионеров. Для него была характерна «счастливая уравновешенность духа, мягкость и внимательность в общении, ровность и выдержанность характера, полное уважение к чужому мнению», эти добрые христианские качества привлекали к святителю любовь всех соприкасавшихся с ним.
В 1913 году архиепископ Агафангел получил назначение на Ярославскую и Ростовскую кафедру, в апреле 1917 года был возведен в сан митрополита. Летом 1914 года началась война. Владыка организовывает госпитали, отправляет священников в действующую армию. В 1917–1918 годах митрополит Агафангел – член Предсоборного присутствия, затем участник Поместного Собора Православной Российской Церкви. С 1918 года – член Высшего Церковного Управления и Священного Синода при св. Патриархе Тихоне.


Спасский монастырь г. Ярославля, где располагался архиерейский дом; в настоящее время не действующий

В 1920 году власти собирают материалы, готовя ареста владыки, делают обыск в его покоях в Спасском монастыре, чтобы уличить митрополита в сокрытии церковных ценностей. Ничего не найдя, все же заводят следственное дело, обвинив митрополита в антисоветских высказываниях.
Стремясь расшатать церковные устои, богоборческие власти всячески поддерживали укрепившеся в те годы (при деятельной поддержке тех же властей) обновленческое движение в стремлении захватить власть в Церкви. 12 мая 1922 года Патриарх Тихон, будучи в заточении, категорически отверг требования группы обновленцев о передачи им полномочий на высшее Церковное управление, благословив митрополита Агафангела возглавить управление Церковью: «Вследствии крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе Церковного управления до созыва Собора».
5 июня 1922 года, в труднейший и опаснейший для Церкви момент, митрополит Агафангел вступает во временное управление Русской Православной Церковью. В своем Послании от 18 июня он призывает верующих хранить в чистоте устои Церкви и остерегаться тех, кто пытается незаконно узурпировать церковную власть.
Спустя десять дней после обнародования Послания святитель был арестован и заключен под домашний арест в Спасском монастыре Ярославля. К нему никого не пускали, кроме келейника, который не имел права входить без сопровождения стражника. В ответ на просьбы ярославцев увидеть владыку и получить его благословение власти перевели его в одиночную камеру ярославской тюрьмы, а позднее – в московскую тюрьму. Несмотря на тяжелые условия тюремного заключения, преклонный возраст и обострившиеся болезни, митрополит Агафангел не падал духом. Он никогда не расставался со Священным Писанием, Слово Божие было ему опорой и поддержкой.
В конце 1922 года больной старец, после заключения в ряде тюрем, отправляется общим этапом с уголовными преступниками в трехлетнюю ссылку в глухой поселок Колпашев Нарымского края (Томская губерния).


Нарымская ссылка

В своем завещании от 7 января 1925 года Патриарх Тихон назвал митрополита Агафангела вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. Ко времени окончания ссылки владыки, в конце 1925 года, были арестованы два других Патриарших Местоблюстителя — священномученики митрополит Петр (Полянский) и митрополит Кирилл (Смирнов). Богоборческие власти пытались поставить у кормила Церкви послушную группу епископов во главе с архиепископом Григорием (Яцковским). Управлял делами Церкви митрополит Сергий (Страгородский), назначенный митрополитом Петром своим заместителем лишь на время ареста всех трех Местоблюстителей.
Власти оказывали давление на митрополита Агафангела, вернувшегося из ссылки, долгое время изолированного от общения с церковными иерархами, стремясь использовать во зло Церкви учиненную ими же нестабильность положения в Церковном управлении. Не желая быть причиной новой церковной смуты, митрополит Агафангел отказался принять на себя обязанности Местоблюстителя «ввиду преклонности лет и расстроенного здоровья».
После издания известной «Декларации» 1927 года, видя пагубность дальнейшей политики митрополита Сергия, 6 февраля 1928 года владыка Агафангел выступил с исповедническим обращением, в котором вместе с викарными архиереями Ярославской епархии отказывался от административного подчинения митрополиту Сергию и заявлял о переходе на самоуправление. Этот шаг был канонически обоснован указом Святейшего Патриарха Тихона от 20 ноября 1920 года.
Вскоре с митрополитом Агафангелом случилось несколько сильнейших сердечных приступов. 10 мая 1928 года, предчувствуя близость смерти, владыка призывает своих викарных архиереев – епископов Варлаама (Ряшенцева) и Евгения (Кобранова) – с тем, чтобы составить новое обращение к митрополиту Сергию, где говорилось, что они не прерывают молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, не желая учинять никакого раскола, – ради мира церковного. При этом оговаривалось право не соблюдать предписания, смущавшие религиозную совесть священнослужителей и народа.
Святителя Агафангела отличала детская простота и душевная чистота, он был неспособен к дипломатии и политическим расчетам, но заботился лишь о благе Церкви и спасении своей паствы. Не одобряя действий митрополита Сергия, он до конца жизни старался послужить делу церковного единства.
Пережитые трагические события, наполненные заботой и скорбью о Церкви, сильно подорвали здоровье святителя. В середине сентября он слег в постель. Перед кончиной часто приобщался Святых Христовых Таин. 16 октября 1928 года митрополит Агафангел скончался.



Двенадцать ударов в колокола тридцати ярославских храмов возвестили о кончине святителя. Он был погребен в склепе под Леонтьевским храмом на Ярославском Леонтьевском кладбище лишь на седьмой день — из-за множества верующих, желавших попрощаться с любимым архипастырем. Лицо почившего было как в первый день после кончины: светло, бело, покойно, а от гроба веяло благоуханием.
В 2000 году святитель Агафангел (Преображенский) был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Его мощи были обретены 11 ноября 1998 года и в настоящее время покоятся в Казанском женском монастыре в Ярославле.


У мощей святителя Агафангела

Тропарь святителю Агафангелу, глас 2
По вся дни умервщляем был еси Бога ради, / святителю и исповедниче Христов Агафангеле, / во время безбожных гонений лютых / попечение о Церкви Русской от Патриарха Тихона прияв, / коварные козни слуг диавола разорил еси / и корабль церковный мудре управил еси / силою возлюбившего тя Господа, // Его же моли даровати нам мир и велию милость.

Кондак, глас 4
Исполняя во плоти твоей лишение скорбей / за Тело Христово, еже есть Церковь, / старейший быв, страждущим Ея чадам послужил еси, / предания церковная попирающия обличив и далече отгнав, / милостию и смирением, миротворением и мудростию / на свещнице архиерейском возсиял еси, / мощи своя граду Ярославлю во утверждение даровав, / святителю Агафангеле, отче наш.

Источники:
Все мы Христовы. 1918-1953. Краткие биографические сведения о священнослужителях, монашествующих и мирянах, пострадавших во время репрессий. Ч. 1. А–Л. Рыбинск, 2017. С. 28–31.
Святые земли Ярославской. Календарь памятных дат Ярославской митрополии. Рыбинск, 2017. С. 176–177.
Святитель-исповедник Агафангел, митрополит Ярославский. Православный календарь. Эл. ресурс: https://days.pravoslavie.ru/Life/life4725.htm
Tags: октябрь_, ярославские новомученики_
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments