ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Categories:

Святые дня: Похвала доблестному пастырю...

16 / 29 октября совершается память священномученика Евгений Елховского, пресвитера (+1937)

Священномученик Евгений (Евгений Андреевич Елховский) родился 26 февраля 1869 года в селе Пустоша Судогодского уезда Владимирской губернии (ныне Шатурского района Московской области). Отец его служил псаломщиком. В возрасте пяти лет он лишился матери, воспитывался няней Матреной Прокофьевной. В 1885 году окончил Владимирское духовное училище, в 1891 – Владимирскую духовную семинарию. Затем четыре года работал учителем в народной школе при Уршельской хрустальной фабрике (территория современного поселка Уршельский Гусь-Хрустального района Владимирской области), неподалеку от родного села.

    

19 ноября 1895 года Евгений Андреевич был рукоположен в сан диакона, а 21 ноября – во иерея к Введенской церкви города Переславля-Залесского. Одновременно служил в приписном храме Сорока мучеников Севастийских и законоучителем в Христорождественской церковно-приходской школе, а также состоял членом уездного отделения Владимирского епархиального училищного совета. В 1906 году переведен законоучителем в Успенскую школу Рыбацкой слободы.


Священник Евгений с супругой Александрой Алексеевной (в девичестве Альбицкой) и детьми

В октябре 1907 года по ходатайству игуменьи Переславского Никольского женского монастыря отец Евгений был назначен священником монастырского храма и преподавателем монастырской школы.
В 1920 году арестован, но вскоре освобожден.


Протоиерей Евгений Елховский с сестрами Никольской обители и воспитанницами приюта (примерно 1915 год)

В феврале 1923 года монастырь был закрыт. Отец Евгений добился открытия монастырского Благовещенского храма как приходского, и продолжал в нем служить. С апреля 1924 года служил одновременно священником в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского. В июле 1924 года св. Патриарх Тихон возвел его в сан протоиерея, позже священник был награжден митрой.

 

Отец Евгений был знатоком и любителем церковного пения. Еще будучи семинаристом, в своем родном селе Пустоша он создал церковный хор, обучив крестьян пению. Во всех храмах, в которых он служил, его усердием устраивались прекрасные хоры.
Осенью 1930 года отец Евгений был арестован за «зажим мелкой монеты», три месяца находился в заключении в тюрьме города Александрова. В декабре того же года освобожден. В 1930-е годы служил в церкви во имя Митрополита Петра в городе Переславле-Залесском.


1935 г.

В третий раз отца Евгения арестовали 18 октября 1937 года. Его обвиняли в том, что в разговоре со школьниками накануне праздника Рождества Христова он приглашал их прийти на богослужение, а также в том, что состоял в общении с другими священнослужителями. Следствие формулировало это по-своему: «проведение антисоветской обработки школьников», защита «врагов народа»… Эти и другие протокольные обвинения богоборцев на языке веры звучали как похвала доблестному пастырю Христову, не устрашившемуся гонений. Однажды на допросе следователь направил на священномученика револьвер и грозил выстрелить. Отец Евгений сказал: «Господи, прими дух мой с миром». После этого допроса он был увезен в Ярославль.
27 октября 1937 года постановлением тройки УНКВД по Ярославской области 68-летний священник Евгений Андреевич Елховский был приговорен к расстрелу. 29 октября от принял мученическую смерть за Христа.
Места расстрела и погребения священномученика точно неизвестны, скорее всего они находятся близ деревни Селифонтово Ярославского района. Священномученик Евгений был прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году.

 

От отца Евгения остались «Воспоминания», в которых описана церковная и общественная жизнь Владимира и Переславля-Залесского конца XIX – первой четверти XX века. Вспоминая свои детские годы священномученик писал:
"…Помню то наставление, которое папа давал мне, 13-летнему мальчику, когда я уезжал учиться во Владимир: «Теперь ты будешь жить самостоятельно, один, – говорил мне отец, – ...прежде, чем совершить какой-либо поступок, сначала подумай, хорош ли он, а чтобы он был хорош, то он не должен противоречить трем основным правилам. Запомни их. Твой поступок должен быть в полном согласии с Законом Божиим, твоей собственной совестью и пользой людей. Если он будет противоречить хоть одному из этих правил, то, значит, он будет нехорош!» И вот теперь, оглядываясь на пройденный жизненный путь, я думаю: насколько легка была бы жизнь людей, от скольких бед было бы избавлено человечество, если бы все следовали этому треугольнику правил…"
Год 1919:
"Этот год следует отметить еще большим развитием антирелигиозной пропаганды. Духовенство стало предметом поношения, религия – объектом сплошного поругания. Наиболее трусливые, шкурники и беспринципные люди из духовенства начали отказываться от сана, но большинство несло выпавшие на их долю невзгоды с честью, с достоинством, действительно памятуя слова Евангелия «Больше сея любви никто же имать, да кто положит душу свою за други своя» и утешаясь заповедью Спасителя: «Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради». Здесь я говорю о духовенстве нашего города и уезда. Говорю то, что я сам знаю, чему был свидетелем, о чем нигде не печаталось, о чем и говорить боялись, да и сейчас бояться. Священники перестали носить кресты поверх рясы, как это было до сих пор. Многие из них в этом году по широкому лицу матушки-земли русской нашли себе мученическую смерть, подобно отцу Константину (Снятиновскому). Знаю один случай, когда на реке Оке, на пристани города Мурома с пришедшего парохода сошел один священник с взрослой дочерью. Стоявшие на берегу красногвардейцы, увидев рясу, ни слова не говоря, тут же на глазах у всего народа этого священника расстреляли, а дочь под угрозой расстрела, заставили тут же рыть ему могилу и закопать. У нас в Переславле монахов Данилова монастыря всю зиму гоняли чистить исполкомовские конюшни, нарочно не давая для этого никакого инструмента, заставляли все делать голыми руками.
С этого времени мое отношение к духовенству изменилось я увидал в них не простых ремесленников, а действительно служителей Бога, безответных мучеников за свои убеждения и, наконец, просто действительно порядочных людей и честных, тогда как кругом все уже настолько изобманывалось и изолгалось, что и сами не стали различать, где правда и где лож…"

Источники:
Все мы Христовы. 1918-1953. Краткие биографические сведения о священнослужителях, монашествующих и мирянах, пострадавших во время репрессий. Ч. 1. А–Л. Рыбинск, 2017. С. 331–333.
Святые земли Ярославской. Календарь памятных дат Ярославской митрополии. Рыбинск, 2017. С. 183.
Страницы истоиии России в летописи одного рода. Автобиографические записки четырех поколений русских священников. 1814-1937. М.: Отчий дом, 2004.
База данных: "Новомученики и исповедника Русской Православной Церкви XX века". Эл. ресурс: http://martyrs.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPnAs9X2kB**
Сайт храма Сорока мучеников Севастийских, г. Переславль-Залесский. Эл. ресурс: http://40s.pereslavl.ru/40/wp-content/uploads/2015/01/%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B-871x1024.jpg ; http://40s.pereslavl.ru/40/?page_id=1068 ; http://40s.pereslavl.ru/40/?page_id=4304
Tags: октябрь_, ярославские новомученики_
Subscribe

  • Душа в горах

    Из прошлого.

  • КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ АРХИЕРЕЙ...

    «ВЛАДЫКА МИХЕЙ БЫЛ ТАКИМ, КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ АРХИЕРЕЙ» К 100-летию архиепископа Михея (Хархарова) Протоиерей Владимир Воробьёв В…

  • Святые лики Вырицы

    СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ МИХАИЛА ИВАНОВА И МАРГАРИТЫ НИКОЛАЕВНЫ МУРАВЬЕВОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ Благодаря иеромонаху Кириллу (Зинковскому), направившего…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments