ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Categories:

Святые дня: Путь, освященный благословением святых

20 октября / 2 ноября совершается память священномучеников Николая Любомудрова (+1918) и Иоанна Талызина (+1937)

Священномученик Николай (Николай Иванович Любомудров ) родился 11 апреля 1862 года – в среду Светлой седмицы – в селе Юркино Пошехонского уезда Ярославской губернии. Отец его, Иван Михайлович Суслонов, служил псаломщиком в Благовещенском храме села Юркино, в детстве Николай  носил фамилию отца. Когда он поступал в духовное училище, начальник училища заменил его фамилию на другую – Любомудров.






Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, село Юркино (ныне Спицыно Первомайского района), 2013 г., не действующая

В 1877 году Николай окончил Пошехонское духовное училище. В 1884 году – Ярославскую духовную семинарию по первому разряду, что давало ему право на поступление в Духовную академию. Однако для этого у семьи не было средств: как старший сын, Николай должен был обеспечивать овдовевшую мать, младших братьев и сестер. Он стал служить псаломщиком в церкви Рождества Богородицы в Ярославле.
Через несколько лет Николай Иванович женился на дочери священника Софье Петровне Дьяконовой, и в январе 1887 года был определен на место священника к церкви села Лацкое Мологского уезда Ярославской губернии. 22 февраля состоялась его священническая хиротония. Отец Николай прослужил в селе Лацком почти тридцать два года, состоя также законоучителем при Лацком начальном училище.


Вознесенская церковь, с. Лацкое, начало XX в.

Жизненный путь отца Николая был освящен благословением и молитвенной помощью двух великих российских святых – отца Иоанна Кронштадского и Патриарха Тихона.В 1898 году отец Николай тяжело заболел тифом. Его жена, Софья Петровна, будучи беременной, отправилась в Петербург и просила молитвенной помощи у отца Иоанна. Помолившись, отец Иоанн сказал ей: «Супруг выздоровеет, а ребенок родится здоровым». Вскоре отец Николай поправился, а сын в благополучном здравии прожил 93 года.



В селе Лацком имелась каменная церковь Вознесения Господня и деревянная кладбищенская церковь Казанской иконы Божией Матери. Большинство населения многолюдного прихода составляли малоземельные крестьяне и торговцы. Отец Николай развернул необычайно активную духовно-просветительскую работу: открыл при местном волостном правлении первую в округе народную библиотеку-читальню (причем 100 рублей на библиотеку пожертвовал отец Иоанн Кронштадтский), организовал публичные чтения литературы, сопровождая их показом диапозитивов при помощи проекционного устройства. Эти «народные чтения с туманными картинами» проводились по воскресеньям осенью и зимой в 1900–1915 годах. На них также обсуждались новости культуры и техники, насущные проблемы, поднимались нравственные вопросы. Число присутствующих на чтениях доходило до шестисот человек. В проповедях и публичных чтениях отец Николай вел неустанную борьбу с пьянством. Сам с юных лет являясь абсолютным трезвенником, он решительно осуждал употребление алкоголя и курение.


Отец Николай с супругой Софьей Петровной

Отец Николай с детства привык к сельскому труду. На земле, выделенной ему как приходскому священнику, были посажены различные культуры, яблоневый сад, устроена пасека. Его хозяйство было образцовым. Отец Николай следил за появлением новых сортов растений, покупал семена, с интересом относился ко всевозможным новшествам в технике, выписал из-за границы сельхозмашины на конной тяге, которыми пользовались и крестьяне. Прихожане приходили к нему не только за духовным окормлением, но и с вопросами относительно ведения хозяйства, и батюшка всегда помогал советом, делился семенами зерновых культур. Отец Николай был сторонником постоянного государственного жалования для приходских священников, считал унизительным и безнравственным получать за церковные требы деньги с крестьян-бедняков.
Семья отца Николая была музыкальная: сам он играл на скрипке, у всех его детей были красивые голоса, прекрасный музыкальный слух. Наравне со взрослыми они пели на клиросе в составе организованного батюшкой церковного хора.


Отец Николай с семьей

В 1912 году отец Николай был избран благочинным первого округа Мологского уезда Ярославской губернии. В том же году по случаю 50-летия со дня рождения и 25-летия пастырского служения в лацковском приходе священник был награжден наперсным крестом, а также – по ходатайству земской управы – орденом Святой Анны третьей степени, за просветительскую деятельность.
В 1918 году власть в селе Лацком захватили «красные». Видя, какой порядок устанавливают новые власти, отец Николай по настоянию детей обратился в епархию с просьбой о переводе на другой приход. Однако его благословили остаться на месте, при этом помощник митрополита Агафангела по епархиальному управлению архимандрит Иаков сказал: «Если убьют – примешь от Господа мученический венец». Эти слова оказались пророческими, и отец Николай с покорностью воле Божией принял решение епархиального начальства.
Новые власти стали планомерно разрушать устои российской жизни, воздвигли гонения на веру. Большевики боролись с «мироедами, кулаками и попами» путем грабежа населения, угроз и запугиваний. Отец Николай был объявлен «врагом революции, советской власти и крестьянства». Волостной исполком требовал отобрать у него землю, имущество, хлеб, доходя до прямых угроз расправы.
Осенью 1918 года, после жестокого подавления июльского мятежа в Ярославле, в губернии произошел ряд крестьянских восстаний. Самым масштабным было выступление в Мологском уезде, начавшееся в середине октября (по старому стилю, в конце - по новому).
16 октября (по старому стилю) в Лацкое пришли вооруженные люди. Собрав жителей села на площади, они сформировали из них ополчение. Ополченцы направились к ближайшей железнодорожной станции. Женщины бросились к священнику, слезно прося отслужить молебен о спасении их ушедших сыновей, мужей и братьев. Дочь отговаривала отца Николая, но он счел своим христианским долгом – долгом пастыря – выполнить просьбу женщин и отслужил молебен о здравии. Отряд повстанцев двигался медленно. Пройдя около десяти верст, они попали под дождь, стали разбредаться, и к вечеру того же дня все лацковцы вернулись домой целыми и невредимыми. На другой день в Лацковскую и соседние волости из Мологи был направлен карательный отряд латышских стрелков, чтобы расправиться с организаторами и участниками восстания; начались расстрелы священников в соседних приходах. 18 октября в расположенном неподалеку селе Николо-Замошье был расстелян священник Димитрий Вознесенский...
Местные большевистские активисты обвиняли отца Николая в том, что он молится о даровании победы над большевиками. Дети и прихожане, близкие к отцу Николаю, советовали ему на время скрыться, предлагали убежище: «Батюшка, пойди в любую избу и будешь цел». Но отец Николай отвечал: «Я не совершал никаких преступлений и ничего не боюсь», и остался дома.
20 октября (2 ноября по новому стилю) 1918 года (это была Дмитриевская суббота) отец Николай отслужил литургию и панихиду, снял облачение. В храм вошли комиссар и двое вооруженных солдат. Они схватили священника и повели на казнь – без допроса, без объявления вины и приговора. Батюшка не сопротивлялся. Увидев наведенные на себя ружья, он успел обратиться к Богу со словами: «Господи, прими дух мой! Прости им: не ведают, что творят», – и благословил своих убийц. Он всю жизнь служил Христу, стараясь исполнять Божьи заповеди, и в свой последний миг произнес те же слова, что и Спаситель на Кресте.
Палачи привели отца Николая к берегу реки и там расстреляли, а после поспешили присоединиться к остальным красноармейцам, занимавшимся в это время грабежом. Убитого священника запретили вносить в церковь и отпевать. Ночью прихожане похоронили его на кладбище, около алтаря Казанской церкви (ныне не сохранившейся), с тихим пением «Святый Боже».


Супруга и дети отца Николая у его могилы

На следующий день приехал близкий друг отца Николая священник соседнего села Веретеи Константин Панфилович Ельниковский и совершил заупокойную службу. Только спустя почти полгода, 19 апреля 1919 года было совершено отпевание над его могилой – служили три священника по просьбе супруги отца Николая.


Церковь Вознесения Господня, село Лацкое, 2018 г.

Протоиерей Николай Любомудров прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году. Его святые мощи открыто почивают в Яковлевско-Благовещенском храме города Ярославля, где в день его памяти совершается торжественное чествование святого.




У мощей священномученика Николая



2 ноября 2013 года, в Димитриевскую родительскую субботу, на месте убиения сщмч. Димитрия был освящен памятный крест

Еще фото. Лацкое


В тот же день в церковном календаре указана память священномученика Иоанна Талызина. По другим данным ("Все мы Христовы..."), кончина отца Иоанна последовала 4 ноября - в самый праздник Казанской Иконы Божией Матери.

Сведений об отце Иоанне сохранилось немного. Его путь подобен стезям сотен и тысяч русских священников, сохранивших в годы гонений верность Христу и своему пастырскому долгу.
Священномученик Иоанн (Талызин Иван Николаевич) родился 25 февраля 1888 года в семье священника церкви села Любегощи Весьегонского уезда Тверской губернии. Обучался в духовном училище, по окончании которого был рукоположен во диакона, затем – во священника к Троицкой церкви села Ордино Угличского уезда.


Троицкая церковь, село Ордино, 2011 год (церковь действующая)

В 1930 году отец Иоанн был арестован и осужден на 3 года ссылки. Вернувшись из ссылки, продолжал служить на своем приходе.
28 октября 1937 последовал новый арест. Священника отправили в Ярославскую тюрьму, где он содержался пять дней, пока шло следствие. Отец Иоанн ложно обвинялся в "принадлежности к антисоветской церковно-монархической группе, террористической агитации и распространении провокационно-клеветнических слухов". 2 ноября, после единственного допроса, следствие было закончено, и отец Иоанн приговорен к расстрелу. Мученическую кончину он принял в день празднования Казанской иконе Богоматери, 4 ноября 1937 года.
Прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году.




Источнки:
Все мы Христовы. 1918–1953. Краткие биографические сведения о священнослужителях, монашествующих и мирянах, пострадавших во время репрессий. Ч. 2. М–Си. Рыбинск, 2017. С. 201–203; Ч. 1. С. 412-413.
Святые земли Ярославской. Календарь памятных дат Ярославской митрополии. Рыбинск, 2017. С. 184–187.
База данных: "Новомученики и исповедника Русской Православной Церкви XX века". Эл. ресурс: http://martyrs.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPnAs9X2kB**
Пострадавшие за Христа. Эл. ресурс: http://pstgu.ru/news/martir/2015/11/02/61802
Tags: ноябрь_, ярославские новомученики_
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments