ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Categories:

Святые дня: Милостью Божией храню Православие и благословляю Имя Божие...

22 октября / 4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери, пострадал за Христа архиепископ Серафим (Самойлович), священномученик (+ 1937)

Исповедник и священномученик Серафим (в миру Семен Николаевич Самойлович) родился 19 июля 1881 года в Полтавской губернии в семье псаломщика, служившего в одном из сельских храмов вблизи Миргорода. Мать его происходила из обедневшего дворянского рода Воронежской губернии и была взята на воспитание своим крестным отцом, священником города Миргорода. Семен был вторым по счету ребенком в семье и старшим сыном. Всего же детей у четы Самойловичей было пятеро, но двое сыновей умерли во младенчестве. У Владыки была сестра Надежда и младший брат Федор, принявший монашеский постриг в 1910 году с именем Феодосий. В 1915 году отец Феодосий был смотрителем Томского духовного училища.
В 1889 году Семен поступил в Лубенское духовное училище, в 1902 году одним из лучших учеников окончил Полтавскую Духовную Семинарию и отправился в Алеутско-Аляскинскую епархию, во главе которой в то время стоял будущий Патриарх епископ Тихон (Белавин). Он был определен на должность учителя Уналашкинской миссионерской школы, а через три года переведен учителем двухклассной миссионерской школы в город Ситку. В течение двух лет был личным переводчиком епископа Тихона при путешествиях по отдаленным уголкам епархии. В письмах к родным он упоминает «алеутские прогулки на собачьих упряжках вместе с дорогим аввой Тихоном».
В день памяти преподобного Сергия Радонежского 25 сентября 1905 года епископ Аляскинский Иннокентий (Пустынский) постриг Семена Самойловича в монашество с именем Серафим. 2 октября он был посвящен в иеродиакона с причислением к Ситкинскому Архиерейскому дому, а спустя полгода, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, рукоположен в сан иеромонаха. В августе 1906 года иеромонах Серафим назначен настоятелем Нугекского прихода и начальником Нугекской духовной миссии, спустя полтора года определен преподавателем Священного Писания и основного богословия в Ситкинской духовной семинарии.
Расстроенное здоровье побудило его подать прошение об освобождении от занимаемой должности и возвращении на родину. Просьба была удовлетворена 4 октября 1908 года.
Служение иеромонаха Серафима в далекой Аляскинской епархии было непродолжительным, но плодотворным. Святитель Тихон высоко ценил ревностного миссионера за личное благочестие и за чуткое пастырское попечение о новопросвещенной пастве.
Миссионерские труды отца Серафима продолжились во Владикавказе – с 25 мая по 25 августа 1909 года он состоял помощником епархиального миссионера Владикавказской епархии. 1 сентября отец Серафим назначается духовником Александровской духовной семинарии в городе Ардон в Осетии. В течение некоторого времени он исполнял обязанности инспектора семинарии, а 13 апреля 1910 года был назначен наместником Могилево-Братского монастыря.


Отцы Иоанн Соболев, Серафим (Самойлович), Андрей Кашеваров

23 июня 1910 иеромонах Серафим становится наместником Ярославского Толгского монастыря. В этой должности он вновь трудится под началом Владыки Тихона (Беллавина), в то время архиепископа Ярославского и Ростовского. 11 мая 1912 года отец Серафим был возведен в сан игумена. В 1913 г. им была устроена сельскохозяйственная пчеловодческая школа с приютом для сирот, в которой за счет монастыря и благотворителей обучалось до 25 учеников. Благодаря щедрому пожертвованию святителя Тихона был расширен монастырский странноприимный дом. С началом войны 1914 года игумен Серафим учредил при Толгском монастыре лазарет для раненых. Как наместник, он деятельно участвовал в подготовке и проведении праздника 600-летия монастыря (в августе 1914 года). Руководил торжествами архиепископ Ярославский и Ростовский святитель Агафангел (Преображенский). Для устройства празднования был учрежден комитет под председательством епископа Рыбинского Сильвестра. В дни юбилея обитель приняла множество богомольцев. Были устроены навесы для ночлега и раздача хлеба. Паломники бесплатно получали образки, брошюры и листочки духовного содержания.
В 1915 году отец Серафим был назначен настоятелем Угличного Алексеевского монастыря и возведен в сан архимандрита. Он помогал Владыке Агафангелу в управлении епархией. В июле 1918 года, во время жестокой расправы властей над участниками ярославского восстания, архимандрит Серафим проявил твердость и мужество, сохранив обитель от разграбления.



15 февраля 1920 года состоялась хиротония отца Серафима во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. В промежутке между 1922 и 1924 годами епископ Серафим дважды арестовывался на непродолжительный период, временно управлял Харьковской епархией. В 1924 году Святейший Патриарх Тихон возвел его в сан архиепископа.
В период ссылки святителя Агафангела в Нарымский край архиепископ Серафим несколько месяцев руководил Ярославской епархией. В это время Церковь оказалась под угрозой нового, «григорианского» раскола. Архиепископ Серафим поддержал действия Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского), направленные на сохранение единства Церкви в своих «Ответах на три вопроса по поводу "григорианского раскола" и его деятелей» (1926 г.).
Конец 1925 года был для Владыки Серафима особо значим: Промыслом Божием он был поставлен во главе нашей Церкви. После ареста митрополита Иосифа (Петровых), по его завещательному распоряжению, архиепископ Серафим стал Заместителем Патриаршего Местоблюстителя. Об этом он известил чад Церкви в "Послании" от 29 декабря 1926 года из Углича: "Подчиняясь воле Божией и принимая на свои слабые рамена возлагаемый на меня тяжелый Крест, считаю долгом обратиться к собратиям – епископам, пастырям и православно-верующим, умоляя их хранить преданность и послушание Св. Православной Церкви, подчиняясь только законным представителям Патриаршей Православной Церкви". Архиепископ Серафим просит собратьев епископов до минимума сократить переписку и сношения с главой Церкви и предоставляет все дела, кроме принципиальных и общецерковных (как, например, избрание и хиротония во епископа), решать окончательно на местах.

В марте 1927 года архиепископ Серафим был вызван в Москву и заключен во Внутреннюю тюрьму ОГПУ. Через три дня освобожден и выслан в Углич. В Угличе святитель жил в Покровском монастыре.


Братия Покровского монастыря. В нижнем ряду четвертый слева - архиепископ Серафим (Самойлович)

Владыка Серафим управлял Церковью до 12 апреля 1927 года. С освобождением из заключения митрополита Сергия он передал ему свои заместительские права. За короткий срок своего первосвятительства архиепископ Серафим проявил себя стойким исповедником и мужественным хранителем интересов святой Церкви от посягательств богоборческой власти. Из воспоминаний иподиакона Владыки Михаила Николаевича Ярославского известно, что архиепископ Серафим отверг попытки вмешательства властей в церковные дела и отклонил предложенный ими состав Синода.


Художник Сотсков Г. А. Покровский монастырь в Угличе

Издание "Послания Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и Временного при нем Патриаршего Священного Синода об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти " от 29 июля 1927 года («Декладации») внесло в церковную жизнь разделения. В Ярославской епархии оно вызвало несогласие. 6 февраля 1928 года митрополит Агафангел, архиепископ Серафим, митрополит Иосиф, архиепископ Варлаам (Ряшенцев), епископ Евгений (Кобранов) подписали обращение на имя митрополита Сергия. В нем они выражали глубокое сожаление о избрании такого направления деятельности, при котором "начало духовное и Божественное в домостроительстве церковном всецело подчиняется началу мирскому и земному". В заключении иерархи удостоверяли свою верность иерархическому подчинению Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Петру и объявляли о самостоятельном управлении Ярославской епархией.
В тот же день владыка Серафим направил митрополиту Сергию личное письмо. Сохранившийся текст является драгоценным документом, свидетельствующем о его высоких христианских добродетелях. Принципиально расходясь во взглядах с Заместителем Местоблюстителя, он сохраняет глубокое почтение к старшему собрату: "Мне ли, юнейшему сравнительно с Вами, писать эти строки, мне ли поучать многоопытного и многоученого Святителя Церкви Российской, но голос моей совести понуждает снова и снова тревожить Ваше широкое и доброе сердце". Письмо дышит любовью и к адресату, и к тем, кого глубоко огорчила Декларация, и обнаруживает высокий дух исповедничества Владыки Серафима, который он запечатлел всей своей последующей страдальческой жизнью. Он говорит о том, что Декларация, по сути, отрицая факт гонений на Церковь, лишает страдальцев за веру духовно-нравственного оправдания, просит составить новую Декларацию, не содержащую измены Истине.
Митрополит Сергий направил в Ярославль письмо на имя митрополита Агафангела, умоляя в нем "сохранить общение с нами, потерпев еще немного нашим немощам". В это время архиепископ Серафим был удален властями из Ярославской епархии: 17 февраля 1928 года он был арестован, выслан в Могилев и заключен в Буйничский Свято-Духов монастырь.



Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий и Временный при нем Патриарший Священный Синод подвергли прещениям архиереев, не принявших "Декларацию". 11 апреля 1928 года архиепископ Серафим был уволен от управления Угличским викариатством и, в числе других ярославских архиереев, подлежал преданию каноническому суду православных архиереев, временному запрещению в священнослужении в Ярославской и Московской епархиях. В месячный срок требовалось подать письменное отречение от Послания 6 февраля и выразить послушание Заместителю Патриаршего Местоблюстителя и Временному при нем Патриаршему Священному Синоду.
В 1928 году, находясь в Буйничском монастыре, Владыка вел дневник. 31 декабря года он писал в нем: «Вот и год миновал — канул в вечность — год тяжелый — большой, много пришлось всем пережить и перечувствовать, но и мне лично он много принес горестей, обид и все же духовного высокого настроения. Я прошел через великое горнило и испытаний и искушений... Утратили старца м[итрополита] Агафангела (+16 октября 1928 г.), который явил великий образ и смиренномудрия и смирения. История скажет свое правдивое слово и благословит его имя. Вечный покой ему... Здесь могу только преклониться пред мужеством, постоянством и твердостью моих верных угличан и особенно тех, кто полагает душу свою за церковное дело, за спасение Церкви. Со слезами возношу их имена во время своей молитвы. Дивные дела Господни — дивен Бог во святых Своих. И все же скажу, как чудно хранит меня Десница Божия, пред которой я преклоняюсь и благоговейно вспоминаю все проявления ее милости. Молитвами святых, родных и близких Господь призирает на меня и на тех, кто со мною призывает Его св. Имя. При всей моей немощи телесной, иногда весьма удручающей меня, я милостью Божией и по сей день храню Православие и благословляю Имя Божие, как завещали нам св. Отцы…»

В феврале (или марте) 1929 года Владыка Серафим вновь был арестован в Могилеве и осужден на три года заключения в лагере. Начался последний этап его жизни, исполненный страданий. Мужественное исповедничество заканчивается святым мученичеством.
Отбывал заключение архиепископ Серафим в Соловецком лагере, где его посылали на тяжелые общие работы. Поднимая кирпичи на постройку двухэтажного здания, Владыка упал с лесов и переломал себе ребра, которые неудачно срослись, что сделало его инвалидом.
Осенью 1930 года он был отправлен на строительство Беломорканала. Протопресвитер Михаил Польский приводит рассказ узника, отбывавшего с ним заключение: «Тут я впервые увидел... работая лекпомом при приемке этапа, архиепископа Серафима - высокого согбенного старца, с уже остриженными под машинку №1 головой и лицом... Мы, лекпомы, старались помочь Владыке, страдавшем двухсторонним хроническим плевритом при декомпенсированном миокарде и общем артериосклерозе. Раз, в конце октября, в сырой ненастный день, проходя мимо землянки-дезокамеры, где производилась дезинфекция вещей при герметически закрытой двери, а заключенный-инвалид караулил снаружи камеру... я услышал, что зовут меня по имени. Подойдя, я увидел продрогшего архиепископа Серафима. "На эти посты ставят на 2 часа по очереди нас, инвалидов, я стою с 12 дня и меня не сменяют (было около 6-ти часов вечера)"».
В 1931 году святитель Серафим был вновь направлен в Соловецкий лагерь (поселок Май-Губа, командировка «Новая биржа»). В январе (марте?) 1932 года освобожден из лагеря на шесть месяцев раньше срока и отправлен в ссылку в Марийскую республику, город Козмодемьянск. Вероятно, к этому периоду относятся воспоминания того же свидетеля, приводимые протопресвитером Михаилом Польским: «Он слабел телесно, но духом был тверд... Больной – Владыка Серафим часто вспоминался мне в скитаниях по тюрьмам и ссылкам, когда лишенный физического общения с верующими, я мысленно в молитве поминал его; мне представлялось его кротко улыбающееся изможденное лицо и, склонив в молитве голову, я словно чувствовал на ней его исхудалую, огрубевшую, покрытую ссадинами архипастырскую руку».
29 декабря 1932 года Владыка Серафим был вновь арестован и осужден на три года ссылки в Северный край. Жил он в Архангельске, в доме № 30 по улице Вятской, имел возможность служить литургию в Воскресенском храме. Осенью 1933 года на пять дней тайно приезжал в Рыбинск, желая встретиться со старицей Ксенией Красавиной, но встреча эта не состоялась.
21 мая 1934 года Владыка в очередной раз был арестован в Архангельске и спецконвоем отправлен в город Иваново. В обвинительном заключении архиепископу Серафиму приписано, что он являлся «вдохновителем контрреволюционной организации ИПЦ в северо-западных районах Ивановской Промышленной области», «в продолжение более десяти лет возглавлял активную борьбу против советской власти». Новый приговор – пять лет заключения в лагере. Владыка был отправлен этапом в Сусловское отделение Сиблага (Новосибирская область).
Находясь в лагере, святитель Серафим был арестован, 28 октября 1937 года осужден тройкой УНКВД Западно-Сибирского края и приговорен к расстелу. 4 ноября 1937 года, на праздник Казанской иконы Божией Матери, святитель Серафим принял мученическую смерть за Христа. (По другим сведениям, 4 ноября был вынесен приговор, 9 ноября Владыка Серафим был расстрелян.)
Так святым мученическим подвигом венчалась необыкновенно чистая, светлая и нравственно цельная жизнь, от юности до последнего издыхания отданная Богу и людям.
Архиепископ Серафим был прославлен на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года.



Источники:

Священник Афанасий Гумеров. Житие архиепископа Серафима (Самойловича) // Сайт «Православие.ру». Эл. ресурс: http://www.pravoslavie.ru/put/sv/seraphim_sam.htm .
Все мы Христовы. 1918-1953. Краткие биографические сведения о священнослужителях, монашествующих и мирянах, пострадавших во время репрессий. Ч. 2. М–Си. Рыбинск, 2017. С. 488–493.
Святые земли Ярославской. Календарь памятных дат Ярославской митрополии. Рыбинск, 2017. С. 188.
Дневник [архиепископа Серафима] 1928 года. Эл. ресурс: http://krotov.info/acts/20/1920/1928samo.html .
Воспоминания М. Н. Ярославского // Надежда. Душеполезное чтение. Базель, 1994. Вып. 18. С. 164–181.
Tags: ноябрь_, ярославские новомученики_
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments