ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Categories:

Святые дня: Вошедшие в радость

24 октября / 6 ноября, в день празднования иконе Божией Матери "Всех скорбящих Радость", пострадали за Христа ярославские священномученики Иоанн Смирнов, Николай Никольский и Петр Богородский

Священномученик Иоанн (Иван Михайлович Смирнов) родился в 1884 году в селе Сутка Мологского уезда в семье священника, окончил духовное училище в городе Пошехонье. В 1930-х годы служил священником в Мологском районе, с мая 1937 года – в селе Колегаево Некоузского района.



Церковь Иоанна Предтечи в урочище Колегаево, 2009 год

В своих проповедях батюшка призывал христиан жить по Божьему закону, сохранять верность Церкви Христовой. Слово пастыря дошло до слуха властей. Оно звучало для них как «систематическая контрреволюционная и антиколхозная пропаганда», «распространение провокационных слухов».
Активная исповедническая позиция священнослужителя стала поводом к его аресту.
В 1937 году отец Иоанн был арестован и заключен в Рыбинскую тюрьму. Ему предъявили стандартные в те годы для священнослужителей обвинения, переходящие, с незначительными вариациями, из одного следственного дела в другое, и приговорили к расстрелу.
6 ноября отец Иоанн принял мученическую смерть.

Священномученик Николай (Николай Дмитриевич Никольский) родился 17 октября 1882 года в селе Дерменино Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье священника Димитрия Орестовича Николького. Окончив в 1903 году Ярославскую духовную семинарию, он был рукоположен в сан иерея. С 1906 года отец Николай служил в Успенской церкви села Владычное Пошехонского уезда, также состоя преподавателем Закона Божия в двух земских школах. В 1912 году он был награжден набедренником, священноначалие отмечало его прилежное служение и «благонравие» семьи. У отца Николая и его супруги Марии Васильевны детей не было, поэтому они с женой взяли на воспитание и удочерили девочку…


Церковь Богоявления (Благовещения) в селе Николо-Ухтома, 2012 год

После революции, в 1918 году, отец Николай был переведен в Богоявленскую церковь села Никольское-на-Ухтоме Пошехонского уезда, где ранее священником служил его отец. Служа в храме и окормляя паству, батюшка также стоял членом правления местного кредитного товарищества, а Мария Васильевна работала в этом товариществе бухгалтером. Так семья зарабатывала средства на жизнь. Сельчане - не только прихожане храма, но и неверующие - уважали отца Николая как отзывчивого к их нуждам и смиренного человека. Его отличала тихость нрава, рассудительность.
В 1919 году в селе Никольском была объявлена мобилизация в Красную Армию. Недовно вернувшиеся с фронтов Первой мировой войны крестьяне не желали снова идти воевать. Они устраивали бурные митинги протеста против призыва в армию, однажды взбудораженная толпа пыталась разгромить здание сельсовета. Выступление было жестоко подавлено отрядом красноармейцев, демобилизованные солдаты объявлены дезертирами, их протест – «бело-зеленым восстанием». «Зачинщики» митингов были арестованы и расстреляны. В то время отец Николай избежал ареста, но спустя одиннадцать лет о его причастности к этому бунту богоборческие власти вспомнили. Батюшку арестовали, обвинив в «активной эсеровской деятельности, служении молебнов за победу белобандитов и укрытии повстанцев на своей квартире».
Некоторое время он находился в тюрьме, но был освобожден за недоказанностью обвинения. В 1931 году отца Николая вновь пытались осудить, на этот раз за «антиколхозную агитацию», но и на этот раз он был вскоре освобожден - потому что еще не пришло его время пострадать за Христа...
Вновь вспомнили пастырское участие отца Николая в судьбах повстанцев 1919 года и его несочувствие политике коллективизации в трагическом 1937 году, когда лишь единицы из ревностных священнослужителей чудом избегали ареста. Отец Николай был в третий раз арестован 29 октября 1939 года и помещен в тюрьму города Данилова. Участь верных священнослужителей, арестовываемых в это время, была практически предрешена – осуждали по двум категориям - 10 лет лагерей, из которых мало кто возвращался живым, или расстрел; сотрудники карательных органов на местах расстреливали по разнарядке, выполняя и перевыполняя спущенный сверху график…
2 ноября 1937 года отец Николай был приговорен к расстрелу и переведен из Даниловской тюрьмы в камеру смертников. Для нас остались сокрытыми последние дни священномученика. Подвиг преданного Христу священника и его страдания за веру были увенчаны венцом мученичества. Место захоронения священномученика неизвестно.

Священномученик Петр (Петр Николаевич Богородский) родился 5 января 1878 года в селе Ильинское-на-Югу Югской волости Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье диакона. Окончил Духовное училище и Ярославскую певческую школу. С 1896 года служил псаломщиком в церкви села Старо-Петровское, а затем в Троицком соборе города Пошехонья. С 1906 года в течение десяти лет работал учителем в школах в селах Адрианова слобода, Крутово, Покров-Рогули. Затем – письмоводителем и экономом Духовного училища.
В 1918 году Петр Николаевич был определен псаломщиком к Успенской кладбищенской церкви в городе Пошехонье, где настоятелем был священномученик Димитрий (Казанский). В 1926 году, по рукоположении в сан священника, его определеили к Преображенскому Севастианову Сохотскому женскому монастырю. В это время монастырь официально был закрыт и обращен в сельскохозяйственную артель, председательницей которой значилась игуменья Леонида (Исакова), а членами – все насельницы бывшего монастыря.


Севастьянов Сохотский монастырь, начало XX века

11 июня 1927 года, накануне своего ареста, епископ Рыбинский священномученик Вениамин (Воскресенский) посетил Пошехонье-Володарск. Отец Петр проехал 25 верст, желая  участвоватьв общей молитве и слышать евангельское слово стойкого почитаемархиого им пастыря...
После окончательного закрытия Сохотского монастыря в 1928 году отец Петр был переведен настоятелем церкви в село Федоринское Пошехонского района. Здесь 23 декабря 1930 года он был арестован.
Священника обвиняли в том, что в очах Божиих вменяется в добродетель и правду всякому христианину, а особенно пастырю Христову. На языке богоборцев это звучало так: «ярый тихоновец и ненавистник существующего строя»  - то есть ревностный пастырь, преданный Православной Церкви, «противостоял обновленцам» - защитник чистоты и единства Церкви, «вел антисоветскую агитацию против мероприятий советской власти в деревне» - защищал паству от направд и беззаконий новой враждебной Божьему закону власти.
Через месяц отец Петр был приговорен к ссылке в Северный край на три года. Условия жизни в ссылке были очень тяжелыми, ссыльные болели тифом, голодали – часто приходилось питаться корой деревьев и травой, многие умирали. В 1933 году, возвращаясь из ссылки, отец Петр прошел 500 км пешком.



После ссылки отец Петр служил в селе Георгиевское-в-Плоховщине Пошехонского района. Батюшка, сам прошедший тяготы и скорби изгнания, по возможности материально поддерживал гонимых архипастырей – ссыльного епископа Сухинического Стефана (Виноградова), с которым вместе был в ссылке, и епископа Варлаама (Пикалова).
В 1935 году он был назначен священником городской Успенской кладбищенской церкви, занятой в то время обновленцами. Благодаря его участию храм был «поделен» с обновленцами, и в нем с разрешения властей начала действовать православная община. Отец Петр поддерживал «тихоновские» общины в Пошехонье-Володарском районе, помогая им отстаивать свои храмы от обновленцев.
Власти запрещали крестить «взрослых» детей (в возрасте от восьми до тринадцати лет). Исполнить это требование отец Петр, верный своему священническому долгу, не мог – он никому не отказывал ни в совершении Таинств, ни в отправлении необходимых треб. В окрестностях Пошехнья жили знакомые ему монахини закрытого Севастианова Сохотского монастыря, и батюшка окормлял их, несмотря на неблаговоление властей – вплоть до своего последнего ареста. Не имея своей семьи, отец Петр жил вместе с сестрой Аполлинарией Николаевной Богородской, которая вела домашнее хозяйство.




Кладбищенская Успенская церковь, г. Пошехонье, начало XX в.

В последний раз батюшка был арестован 11 ноября 1936 года. Ему вновь вменили в вину пастырские добродетели и евангельские дела, которые он совершал по христианскому долгу и совести. Поступать по-иному в тех условиях было бы предательством Христа. Священномученик сохранил верность до конца… Евангельская жизнь была увенчана мученическим венцом.
15 августа 1937 года отец Петр был приговорен к восьми годам заключения в лагерь и отправлен в Севвостлаг – в бухту Ногаево, где скончался 6 ноября 1938 года.


Г. Пошехонье. Крестный ход, начало XX в.

Все трое священномучеников были прославлены на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году.

Источники:

Все мы Христовы. 1918-1953. Краткие биографические сведения о священнослужителях, монашествующих и мирянах, пострадавших во время репрессий. Рыбинск, 2017. Ч. 1. А–Л; Ч. 2. М-Си.
Святые земли Ярославской. Календарь памятных дат Ярославской митрополии. Рыбинск, 2017.
Пострадавшие за Христа. 4 ноября (22 октября ст. ст.) Эл. ресурс: http://pstgu.ru/news/martir/2012/11/06/40880
Tags: ноябрь_, ярославские новомученики_
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments