ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Categories:

Святые дня: Состою в сане епископа

6 / 19 ноября совершается память священномученика Никиты (Делекторского), епископа Орехово-Зуевского (Нижне-Тагильского) († 1937)

Священномученик Никита (Федор Петрович Делекторский) родился 22 декабря 1876 года в городе Покров Владимирской губернии в семье священника. Обучался во Владимирской духовной семинарии.



В 1898 году Федор Петрович женился на Антонине Николаевне Флоринской, дочери соборного протоиерея города Александрова, и 3 августа того же года был рукоположен в сан иерея. С 1898 по 1909 годы служил священником в Переславле: сначала в Свято-Никольском монастыре (написал брошюру об истории монастыря), затем в Введенско-Четыредесятской церкви. В эти годы он также исполнял разные церковно-учительские послушания: состоял председателем Ревизионного комитета при Переславском духовном училище, законоучителем церковной школы Николаевского женского монастыря, а также заведующим и законоучителем Успенской церковноприходской школы города Переславля.
В 1900 году у отца Феодора родилась дочь Елизавета. 1907 году семья распалась – от него ушла жена. Отец Феодор подал прошение об увольнении за штат и 31 августа того же года стал вольнослушателем Московской духовной академии.



В 1911–1915 годах священник Феодор Делекторский − студент Московской духовной академии. В Академии он руководил хором, состоял помощником секретаря Совета и Правления Академии. Был автором юбилейного гимна (к 100-летнему юбилею Академии, отмечавшемуя в 1914 году). Окончил Академию по второму разряду, получив степень кандидата богословия за сочинение: «Ветхозаветные пророки как пастыри».


Священник Феодор Делекторский. Фото из выпускного альбома МДА, 1915 г.

В декабре 1917 года отец Феодор по приглашению епископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского) назначен настоятелем Петропавловского собора в Перми и преподавателем теории словесности и истории иностранной литературы в Пермском епархиальном женском училище. В 1919 году возведен в сан протоиерея. При отступлении Белой армии остался в Перми. В это время протоиерей Феодор решил всецело посвятить себя служению Церкви и принять монашеский постриг. Епископ Пермский Сильвестр (Братановский) благословил расторжение церковного брака и «предоставление возможности протоиерею Феодору Делекторскому всецело посвятить себя служению святой Церкви в безбрачном состоянии» «ввиду безвестного отсутствия в течение 15-ти лет Антонины Делекторской и расторжения брака протоиерея Феодора Делекторского с нею в гражданском суде».
В 1922 году отец Феодор вернулся на родину, во Владимирскую епархию и назначен настоятелем Христорождественского собора города Александрова и благочинный городских церквей.
9 мая 1924 года митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) постриг его в монашество. 12 мая того же года состоялась его хиротония во епископа. С 29 мая преосвященный Никита − епископ Бугульминский, викарий Саратовской епархии.
Тотчас по прибытии на кафедру Владыка вместе с группой священников был арестован по обвинению в связи с белочехами во время гражданской войны и месяц провел в тюрьме. Спустя год его вновь арестовали, обвинив в том, что он, как православный епископ, подчинялся Патриарху Тихону, а не обновленцам, которых власти признавали единственно законной религиозной организацией. На это раз владыка томился в тюрьме полтора месяца.
В 1926 году преосвященный Никита был назначен епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии.Люди потянулись к архипастырю-молитвеннику,  у него появилось много духовных детей.
В сентябре 1927 года преосвященный Никита получил от митрополита Сергия (Страгородского) назначение на Нижне-Тагильскую викарную кафедру, однако в Нижний Тагил не поехал. В том же году он был уволен на покой в возрасте 51 года – очевидно, вследствие несогластия с позицией митрополита Сергия (Страгородского) после выхода его «Декларации». Владыка написал объяснение, которое было заслушано, но не изменило его положения. Владыка остался жить в городе Орехово-Зуево, приняв на себя подвиг старчества, крайнего нестяжания и юродства. Иногда он выезжал в Москву и тогда останавливался у неких благочестивых людей, принимавших странников.



В 1930 году владыка был в третий раз арестован и отправлен на три года в лагерь на строительство Днепрогэс, где работал конюхом и сторожем. Вернувшись в Орехово-Зуево, Владыка поселился в комнате общежития, населенного в основном милиционерами кавалерийского взвода. Тайно служил в храмах Орехово-Зуево, с 1935 года находился в розыске. В последние годы жизни жил под фамилией Макаров, никто, кроме близких людей, не знал, что он епископ. Для пропитания собирал и сдавал утиль. Духовные дети помогали владыке материально, но все, что ему давали, он раздавал нуждающимся. Он стал нищим, который благотворил нуждающимся. Однажды он ответил на недоумение одного из жертвователей: «Вы видели и знаете, что имеете дело с человеком, который страдает за свои убеждения и не мирится с жизнью, полной обмана, предательства и пошлости. Да не подумайте вы, что мое ремесло − попрошайничанье. Ваши жертвы переданы мною неимущим бедным людям, и они всегда могут вам о том засвидетельствовать. Данное вами через нас взаим − дано Богу, Который в свое время и возвратит вам, ибо ничто у Него не пропадает».
Получив летом 1937 года распоряжении о начале массовых репрессий, власти Орехово-Зуева стали собирать сведения о проживавших в городе духовных лицах. Владыку Никиту арестовали13 октября 1937 года, когда он проходил мимо кладбищенской церкви. Он незаметно положил на окошко церкви бумажник со своими настоящими документами. Это чрезвычайно усугубило его положение – местные жители нашли бумажник и принесли его в отделение милиции, где таким образом узнали, что он не простой бродяга, а православный епископ. Кроме документов, в бумажнике находились восемь облигаций, иголка, нитки, ножницы и зашитый в матерчатый лоскуток пятирублевый золотой. Это было все имущество епископа Никиты.


1937 год. Таганская тюрьма

Святителя препроводили в московскую Таганскую тюрьму. Показания лжесвидетелей вопреки целям следствия дополняют облик святого архипастыря-старца: у него было много единомышленников и почитателей во многих городах Советского Союза, он юродствует и к нему обращаются как к прозорливому, который может провидеть грядущее; лжесвидетель передал его слова, что обязанность каждого истинного пастыря − побуждать верующих к защите Церкви, не допустить закрытия церквей, организовывать верующих вокруг церкви для ее защиты. На вопрос следователя владыка засвидетельствовал, что он «состоял в сане епископа и имею этот сан епископа до настоящего времени». Этого было достаточно для его осуждения.


Икона сщмч. Никиты из росписи храма Новомучеников в Бутово

Тройка НКВД приговорила епископа к расстрелу. 19 ноября 1937 года закончилось мученичеством претрудное восхождение святителя на его Голгофу. Священномученик был захоронен на Бутовском полигоне в общей могиле.
Прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года для общецерковного почитания.



Источники:
Все мы Христовы. 1918-1953. Краткие биографические сведения о священнослужителях, монашествующих и мирянах, пострадавших во время репрессий. Рыбинск, 2017. Ч. 2.
Голубцов С. А., протод. Профессура и сотрудники МДА в начале XX в. М., 1999. С. 60−61.
Древо. Открытая Православная энциклопедия. Эл. ресурс: https://drevo-info.ru/articles/7789.html
Дамаский (Орловский), игумен. «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Ноябрь» Тверь, 2003. С. 77−82. Эл. ресурс: http://www.fond.ru/userfiles/person/1168/1295777272.pdf
Tags: ноябрь_, ярославские новомученики_
Subscribe

  • О поиске внешних путей

    ...можно сказать следующее: Господь спасает нас Своей милостью, но не без нашего участия. В этом-то и проявляется синергия Божественной воли и воли…

  • Погоня за розовыми облаками

    ...Пока откровением помыслов не начнет очищаться душа, сердце и ум, никакой молитвы не будет. Будет одна иллюзия и погоня за розовыми облаками.…

  • DOES ORTHODOXY NEED MONASTIC ORDERS?

    Schema-Archimandrite Gabriel (Bunge) speaks about Catholic reforms, Orthodox tradition and the most important objective of monasticism…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments