Преподобномученица Серафима (Анна Алексеевна Горшкова) родилась 2 февраля 1893 года в крестьянской семье в деревне Хмельники, в приходе села Ильинское-в-Поречье Угличского уезда Ярославской губернии. Обучалась в церковно-приходской школе. В 1917 году Анна уже была в монастыре. Неизвестны ни местонахождение, ни название обители, в которой она подвизалась, ни время принятия монашеского пострига. Известно, что ее родственница Анна Петровна Горшкова (по возрасту она могла быть бабушкой монахини Серафимы), крестьянская вдова из деревни Хмельники Ильинской волости, с 1901 года жила в Спасо-Преображенской пустыни в местечке Епихарка Угличского уезда. она приняла, вероятно, также до 1917 года. Эта обитель, затерянная в глухой леснине, просуществовала до 1928 года, давая приют монашествующим, бежавшим от гонений, гражданской войны, террора, искавшим телесного и духовного спасения.
Остатки храма в Епихарке. В советское время здесь располагался специнтернат
Возможно, какое-то время, может быть, еще в чине послушницы, и матушка Серафима подвизалась в этой обители, однако в первые послереволюционные годы мы находим ее уже вне стен монастыря, ведущей скитальческий образ жизни, пока наконец она не нашла пристанище в Воскресенском Новодевичем монастыре в Петрограде, где подвизалась ее старшая сестра Елизавета Алексеевна Горшкова. Монастырь формально был упразднен в 1918 году, но негласно продолжал свое существование под видом трудовой общины. И в таких стесненных условиях – что удивительно и вместе с тем закономерно, – духовная жизнь обители достигла несравненной высоты. Вот как писал церковный историк А. Э. Краснов-Левитин о жизни Новодевичьего монастыря в тяжелые 1920-е годы: «Период с 1925 по 1932 годы – период величайшего расцвета питерского монашества. Все корыстолюбивые, недобросовестные люди ушли – остались лучшие. Полулегальное, стесненное со всех сторон, ежеминутно ожидающее ареста и полного разгрома (что и осуществилось в феврале 1932 года), монашество в то время отличалось чистотой своей жизни, высотой молитвенных подвигов… Я и раньше знал многих монахов; но только здесь, в Новодевичьем, впервые понял обаяние монашества и сам стал страстно желать монашеской жизни».
Многие сестры трудились вне обители, чтобы обеспечить монастырь необходимым. Монахиня Серафима также работала на стороне стекольщицей.

Новодевичий монастырь в Петрограде, начало XX в.
Ночь с 17 на 18 февраля 1932 года в Петрограде (тогда уже Ленинграде) называли «святой ночью» − в эту ночь в городе на Неве и его пригородах было арестовано около 500 человек. Арестовали почти всех членов православных братств и тайных монашеских общин. Так жестокими репрессиями был положен конец сокровенному цветению христианства в лихолетье 1920-х годов в северной столице России. В Новодевичьем монастыре сотрудники ОГПУ забрали 126 сестер − всех, кто мог самостоятельно передвигаться, оставили только лежачих и престарелых. Была арестована и монахиня Серафима и ее сестра Елисавета. Спустя месяц ни в чем не повинных монахинь осудили на три года ссылки в Казахстан и выслали в Чимкент. Среди ссыльных было много духовных лиц, исповедников, подвижников; матушка Серафима обрела здесь единомышленников и духовных наставников, и когда срок ссылки окончился, она осталась в Казахстане – чтобы быть рядом с близкими по духу людьми, чтобы служить ссыльным священнослужителям. Она жила на квартире вместе с монахиней Марией (Марией Михайловной Барановой), также высланной в Чимкент из Петрограда в 1932 году – возможно, также сестрой Новодевичьей обители.
Чимкент, старый город
В октябре 1937 года в Чимкенте произошли массовые аресты. Монахиня Серафима была арестована 9 октября вместе с монахиней Марией. Монахинь включили в групповое дело иеромонаха Гавриила (Владимирова), который, в свою очередь, обвинялся в участии в «контрреволюционной организации церковников, возглавлявшейся митрополитами Кириллом (Смирновым), Иосифом (Петровых) и епископом Евгением (Кобрановым)».

Лисья балка под Чимкентом, место расстрела христианских мучеников
19 ноября 1937 года иеромонах Гавриил, монахини Серафима и Мария были расстреляны в Лисьей балке под Чимкентом. На следующий день здесь же приняли от Христа золотые мученические венцы священномученики митрополиты Кирилл и Иосиф и епископ Евгений.
Иеромонах Гавриил (Владимиров) и монахиня Серафима (Горшкова) были прославлены на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 года.

Преподобномученица Серафима (Горшкова)
Источники:
Все мы Христовы. 1918-1953. Краткие биографические сведения о священнослужителях, монашествующих и мирянах, пострадавших во время репрессий. Рыбинск, 2017. Ч. 3.
Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века. База данных ПСТГУ. Эл. ресурс: http://kuz3.pstbi.ru/