ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Categories:

Святые дня: Сокровенное цветение христианства в лихолетье

6 / 19 ноября пострадала за Христа преподобномученица Серафима (Горшкова) († 1937)

Преподобномученица Серафима (Анна Алексеевна Горшкова) родилась 2 февраля 1893 года в крестьянской семье в деревне Хмельники, в приходе села Ильинское-в-Поречье Угличского уезда Ярославской губернии. Обучалась в церковно-приходской школе. В 1917 году Анна уже была в монастыре. Неизвестны ни местонахождение, ни название обители, в которой она подвизалась, ни время принятия монашеского пострига. Известно, что ее родственница Анна Петровна Горшкова (по возрасту она могла быть бабушкой монахини Серафимы), крестьянская вдова из деревни Хмельники Ильинской волости, с 1901 года жила в Спасо-Преображенской пустыни в местечке Епихарка Угличского уезда. она приняла, вероятно, также до 1917 года. Эта обитель, затерянная в глухой леснине, просуществовала до 1928 года, давая приют монашествующим, бежавшим от гонений, гражданской войны, террора, искавшим телесного и духовного спасения.


Остатки храма в Епихарке. В советское время здесь располагался специнтернат

Возможно, какое-то время, может быть, еще в чине послушницы, и матушка Серафима подвизалась в этой обители, однако в первые послереволюционные годы мы находим ее уже вне стен монастыря, ведущей скитальческий образ жизни, пока наконец она не нашла пристанище в Воскресенском Новодевичем монастыре в Петрограде, где подвизалась ее старшая сестра Елизавета Алексеевна Горшкова. Монастырь формально был упразднен в 1918 году, но негласно продолжал свое существование под видом трудовой общины. И в таких стесненных условиях – что удивительно и вместе с тем закономерно, – духовная жизнь обители достигла несравненной высоты. Вот как писал церковный историк А. Э. Краснов-Левитин о жизни Новодевичьего монастыря в тяжелые 1920-е годы: «Период с 1925 по 1932 годы – период величайшего расцвета питерского монашества. Все корыстолюбивые, недобросовестные люди ушли – остались лучшие. Полулегальное, стесненное со всех сторон, ежеминутно ожидающее ареста и полного разгрома (что и осуществилось в феврале 1932 года), монашество в то время отличалось чистотой своей жизни, высотой молитвенных подвигов… Я и раньше знал многих монахов; но только здесь, в Новодевичьем, впервые понял обаяние монашества и сам стал страстно желать монашеской жизни».
Многие сестры трудились вне обители, чтобы обеспечить монастырь необходимым. Монахиня Серафима также работала на стороне стекольщицей.


Новодевичий монастырь в Петрограде, начало XX в.

Ночь с 17 на 18 февраля 1932 года в Петрограде (тогда уже Ленинграде) называли «святой ночью» − в эту ночь в городе на Неве и его пригородах было арестовано около 500 человек. Арестовали почти всех членов православных братств и тайных монашеских общин. Так жестокими репрессиями был положен конец сокровенному цветению христианства в лихолетье 1920-х годов в северной столице России. В Новодевичьем монастыре сотрудники ОГПУ забрали 126 сестер − всех, кто мог самостоятельно передвигаться, оставили только лежачих и престарелых. Была арестована и монахиня Серафима и ее сестра Елисавета. Спустя месяц ни в чем не повинных монахинь осудили на три года ссылки в Казахстан и выслали в Чимкент. Среди ссыльных было много духовных лиц, исповедников, подвижников; матушка Серафима обрела здесь единомышленников и духовных наставников, и когда срок ссылки окончился, она осталась в Казахстане – чтобы быть рядом с близкими по духу людьми, чтобы служить ссыльным священнослужителям. Она жила на квартире вместе с монахиней Марией (Марией Михайловной Барановой), также высланной в Чимкент из Петрограда в 1932 году – возможно, также сестрой Новодевичьей обители.


Чимкент, старый город

В октябре 1937 года в Чимкенте произошли массовые аресты. Монахиня Серафима была арестована 9 октября вместе с монахиней Марией. Монахинь включили в групповое дело иеромонаха Гавриила (Владимирова), который, в свою очередь, обвинялся в участии в «контрреволюционной организации церковников, возглавлявшейся митрополитами Кириллом (Смирновым), Иосифом (Петровых) и епископом Евгением (Кобрановым)».


Лисья балка под Чимкентом, место расстрела христианских мучеников

19 ноября 1937 года иеромонах Гавриил, монахини Серафима и Мария были расстреляны в Лисьей балке под Чимкентом. На следующий день здесь же приняли от Христа золотые мученические венцы священномученики митрополиты Кирилл и Иосиф и епископ Евгений.
Иеромонах Гавриил (Владимиров) и монахиня Серафима (Горшкова) были прославлены на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 года.


Преподобномученица Серафима (Горшкова)

Источники:
Все мы Христовы. 1918-1953. Краткие биографические сведения о священнослужителях, монашествующих и мирянах, пострадавших во время репрессий. Рыбинск, 2017. Ч. 3.
Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века. База данных ПСТГУ. Эл. ресурс: http://kuz3.pstbi.ru/
Tags: ноябрь_, ярославские новомученики_
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments