ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Categories:

Святые дня: Христос посреди нас...

3 /16 декабря Церковь чествует память исповедника Георгия (Седова), старосты Воскресенского собора города Тутаева (Романова-Борисоглебска), духовного сына и помощника священноисповедника епископа Ковровского Афанасия (Сахарова) (+1960)

Исповедник Георгий (Егор Егорович Седов) был одним из бесчисленного сонма русских людей, которые в годы тяжких испытаний XX века сохранили верность Православию, ясность, цельность и простоту души. Их крепостью устояла Россия.


Епископ Афанасий (Сахаров) и Е. Е. Седов

Родился он в 1883 году в семье крестьянина Егора Седова в деревне Чурилово Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии. У него было две сестры – Мария и Евдокия. В семье свято хранились православные устои, Седовы были прихожанами Покровской церкви села Лыково, находившегося в трех километрах от их деревни. Часто Егор Седов с семьей ездил и во Владимир, чтобы помолиться в Успенском соборе. Гостеприимный дом Седовых часто посещали священники и монахи.

В 1907 году Егор Егорович женился на девице Анастасии Степановне. В их семье было пятеро детей: четыре дочери и сын. Егор Егорович был высокого роста, крепкого сложения и здоровья. Хозяйство у него было большое: две лошади, корова, огород, пасека. Трудились всей семьей, дети помогали взрослым.


С родителями

После революции начались гонения на духовенство и верующих мирян. В доме Седовых находили приют священнослужители и монахи, изгнанные из храмов и монастырей, жили порой подолгу, молились в тишине на удаленной пасеке.

Кто любит Христа и соблюдает Его заповеди, того Господь не оставляет на скорбной стезе его жизни (ср. Ин. 14, 23). В укрепление Своему верному служителю Господь послал надежного и ведущего пути Божии кормчего – священноисповедника Афанасия (Сахарова). В начале 1920-х годов Егор Егорович стал духовным сыном отца Афанасия – в то время еще священноинока, настоятеля Владимирского Богородице-Рождественского, а затем Боголюбского монастырей. 27 июня 1921 года архимандрит Афанасий был хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии, и вскоре затем начался его исповеднический путь. Егор Егорович принял на себя заботу о Владыке, который за 33 года своего архиерейства лишь пять с половиной лет провел на свободе. В годы, когда епископ Афанасий находился «в узах и горьких работах» или в изгнании, он постоянно переписывался с ним, посылал ему необходимые вещи, продукты, деньги, когда было возможно, ходатайствовал об облегчении его участи. Сохранились письма исповедника Георгия к Владыке Афанасию, исполненные чувства сыновней любви: «Христос посреди нас, наш родной и дорогой папочка, приветствую с праздником…»; «Дорогой наш возлюбленный Преосвященный Владыка!..»
В 1920-е годы Егор Егорович был избран старостой Лыковской церкви. В коротких промежутках между тюрьмами и ссылками Преосвященный Афанасий жил во Владимире. В эти непродолжительные периоды, когда позволяли дела, Владыка приезжал в Чурилово к Седовым, благословлял детей, учил их молиться, служил в лыковской Покровской церкви. Благодаря преданности Православию Владыки Афанасия и твердости старосты и прихожан лыковский храм никогда не был обновленческим.
В один из таких приездов, в день ангела Егора Егоровича, епископ Афанасий служил в Лыково и произнес проповедь. Он говорил о мужестве исповедания веры, о верности Христу, упомянул и о неприятии обновленчества. В январе 1926 года, когда Владыку в девятый раз арестовали, эту проповедь поставили ему в вину. Владыка Афанасий сообщал из тюрьмы своей матери, что следователь предлагал ему указать свидетелей, которые опровергли бы предъявляемое ему обвинение в антисоветской агитации. «Я, конечно, никого не указал, – писал Владыка, – зачем заставлять людей волноваться. Но если бы там кто-нибудь нашелся добрый человек, который бы не побоялся бы явиться в это прекрасное учреждение и опровергнуть донос, это было бы очень важно. Может быть, как-либо сумеете дать знать в Лыково». В Лыково «добрый человек» нашелся. Прихожане лыковской церкви решили ходатайствовать об освобождении епископа Афанасия, Егор Егорович отвез прошение во Владимир. По этому ходатайству следственное дело было прекращено, и Владыка освобожден.
В колхозы Егор Егорович не вступал, трудился на своем хозяйстве, которое по советским меркам оценивалось как «середняцкое». Помогал священнослужителям, находившимся в тюрьмах, и голодающим священникам на приходах: развозил мед со своей пасеки, картофель и другие продукты.
Но настали времена, о которых Господь сказал: «Предаст же брат брата на смерть» (Мф. 10, 21). Евангельская жизнь Егора Егоровича и благополучие его семьи вызывали неприязнь нечестивых людей, поддавшихся влиянию времени, даже родственников. По зависти и зложелательству двоюродного брата, который служил уполномоченным от сельсовета, в 1932 году на Егора Егоровича был наложен непосильный, заведомо завышенный продуктовый налога, который он выплатить не смог. В результате семья лишилась всего имущества (была «раскулачена»), а сам исповедник был арестован и год провел на принудительных работах.
Семье пришлось уехать из родного села. Сначала они поселились в Ярославле, а потом переехали в город Тутаев. После освобождения Егор Егорович три года работал пастухом в деревне Козлово Ростовского района Ярославской области и на заработанные деньги выкупил в Тутаеве дом для своей семьи. Он стал жить здесь с женой и двумя дочерями, устроился конюхом на фабрике «Тульма». Тутаевский дом Егора Егоровича также был открытым для изгнанных монахов и репрессированных священников. Сюда любили приходить и нищие, и Анастасия Степановна их кормила.
Живя в Тутаеве, Егор Егорович познакомился с нелегальной общиной при Успенском храме в селе Котово Угличского района. Деятельной участницей этой общины была исповедница Ираида Осиповна Тихова, а 1942 году в ее доме в Котово поселился священноисповедник епископ Кинешемский Василий (Преображенский), который организовал здесь евангельский кружок и совершал тайные богослужения. В 1939 году церковь была закрыта, тогда стали служить в баньке при доме Ираиды Осиповны, где был устроен небольшой храм. В этих богослужениях принимал участие и иеромонах Дамаскин (Жабинский) – келейник епископа Афанасия.
В ноябре 1943 года по доносу были арестованы участники тайной общины в Котово. 24 декабря 1943 года их участь разделил и Егор Егорович. Он был заключен в Ярославскую тюрьму. Следствие длилось одиннадцать месяцев. Исповедника подвергали многочасовым допросам. От него добивались признания в антисоветской деятельности и сообщения имен знакомых «церковников». Егор Егорович виновным себя ни разу не признал и называть имена своих знакомых отказывался – чтобы не стать для них виновником непосильных испытаний, которые могли бы их сломить (этот мотив мы находим и в приведенном письме епископа Афанасия 1926 года).


1954 г.

Рассматривая следственные дела верующих 1930–1940-х, следует учитывать, что переходящие из дела в дело с небольшими вариациями «протокольные» обвинения в «антисоветской деятельности», в «нелегальном сотрудничестве» с другими исповедниками, «участии в работе контрреволюционного подполья», в проведении «нелегальных религиозных обрядов» парадоксальным образом заключают в себе свидетельства о евангельской жизни и исповедническом подвиге страдальцев за Христа. Отрицая ложную (политическую) сторону предъявленных ему обвинений, исповедник Георгий ни одним словом не отрекся от главного в его жизни – служения Богу и Церкви. Напротив, своим бесстрашием пред лицем испытаний и ровным, спокойным исповеданием он свидетельствовал о подлинности своей веры во Христа, о ее истинности и действенности во все времена.
Следствию так и не удалось собрать хотя какие-нибудь основания для его осуждения, и Егора Егоровича освободили.


Воскресенский собор г. Тутаева

В 1950-х годах Егор Егорович стал старостой Воскресенского собора в Тутаеве. Это служение принесло ему много тяжелых искушений и скорбей.


У стен Воскресенского собора


Егор Егорович Седов не задолго до своей смерти. В верхнем ряду его дочери Серафима - слева и Анфиса - справа

Еще до своего ареста Егор Егорович прилагал усилия, чтобы облегчить участь своего духовного отца Владыки Афанасия, проходившего непрерывную и нескончаемую череду лагерей и ссылок, - он старался перевести его к себе в Тутаев. Но лишь в марте 1955 года ему удалось забрать совершенно больного епископа Афанасия из Зубо-Полянского дома инвалидов, взяв его на поруки. Владыка прожил в его доме до конца октября, окруженный любовью и заботой домочадцев, а затем переехал в поселок Петушки, недалеко от Владимира, где прожил последние семь лет своей жизни. В этот период продолжалась их переписка. Егор Еорович писал епископу Афанасию обо всех своих делах и бедах, и Владыка помогал советом, делом и молитвой.


Икона Спасителя в Воскресенском соборе

В 1959 году во время ремонта храма на Егора Егоровича упали 3 связанные между собой лестницы. В течение года он тяжело болел, у него образовались незаживающие нарывы и водянка. Исповедник терпеливо нес эти последние в его жизни страдания, чая скорого отшествия "домой, где лучше". Перед кончиной ему было явление Ангела. Он скончался 16 декабря 1960 года. Во время отпевания, совершавшегося в Николин день, 19 декабря, по храму летала бабочка, садясь то на икону Спасителя, то на руки усопшего, появилась она и на поминках в доме, и на сороковой день по кончине праведника. Видела это дочка Егора Егоровича Серафима. На вопрос: "Какая была эта бабочка?" Серафима Егоровна ответила: "Красивая"...



В 2000 году исповедник Георгий был прославлен в лике святых. 1 декабря 2001 года его честные мощи были обретены на городском кладбище Романова-Борисоглебска (Тутаева) и на руках перенесены в Воскресенский собор. Здесь они покоятся и сейчас, почитаемые прихожанами и всеми, кто чтит память святого Георгия и его духовного наставника святителя Афанасия.


Рака с мощами исповедника Георгия в Воскресенском соборе

Источники:
Все мы Христовы. 1918-1953. Краткие биографические сведения о священнослужителях, монашествующих и мирянах, пострадавших во время репрессий. Рыбинск, 2017. Ч. 1. А-Л.
Святые земли Ярославской. Календарь памятных дат Ярославской митрополии. Рыбинск, 2017.
Менькова И. Г. Исповедник Георгий Седов // Таких рождает наша вера. Избранные жития новых мучеников и исповедников Российских. М., 1913. С. 282--303.
Базе данных ПСТГУ. Эл. ресурс: http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/cnt/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuFdOGicW03cuvU66KXfi0iceXb**

В тот же день Церковь чествует память священномученика Николая Ершова.

Священномученик Николай (Николай Николаевич Ершов) родился 14 апреля 1888 года в селе Рюминское Александровского уезда Владимирской губернии в крестьянской семье. Учился в Андреевской трехклассной сельской школе. В 1912 году был рукоположен в сан диакона, а после революции – во иерея к церкви села Павловская Пустоша Александровского уезда.



В 1931 году отец Николай был переведен в село Романово Переславского района Ярославской области. В 1936 году назначен настоятелем храма Рождества Богородицы села Городище. Отец Николай ревностно исполнял свои пастырские обязанности, наставляя прихожан в православной вере и верности Церкви.
18 октября 1937 года священник был арестован. Приговор был составлен на четыре дня раньше ареста – 14 октября – восемь лет лагерей. 16 декабря 1937 года отец Николай умер в лагере при неизвестных обстоятельствах. Похоронен в братской могиле.
Священномученик Николай Ершов прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской в 2000 году.

Источники:
Все мы Христовы. 1918-1953. Краткие биографические сведения о священнослужителях, монашествующих и мирянах, пострадавших во время репрессий. Рыбинск, 2017. Ч. 2.
Tags: декабрь_, ярославские новомученики_
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments