ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Categories:

Святые дня: Жить по заповедям Божиим и церковным уставам

19 августа / 1 сентября Церковь празднует память преподобноисповедницы Марии (Кореповой) († 1945)
(Дата кончины была уточнена недавно по справке из ЗАГСа, в церконый календарь она еще не внесена.)

Преподобноисповедница Мария (Корепова Мария Андреевна) родилась 9 августа 1877 года в деревне Маурино Вельского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Жила с родителями, образования не имела ‒ грамоте обучалась в ликбезе при Пошехонской больнице.
Ее тетка монахиня Анфиса (в миру Анна Андреевна Климовская) была насельницей Исакова Рождество-Богородицкого монастыря Пошехонского уезда (ныне ‒ Исакова пустынь), в 60 км от города Пошехонье. Мария еще до революции поступила в этот монастырь, бывший в то время весьма благоустроенным (в нем проживало более 100 монахинь и послушниц).


Исаков Рождество-Богородицкий монастырь. Начало XX века

В 1927 году монастырь был закрыт. Мария со своей теткой монахиней Анфисой переехали в город Пошехонье-Володарск и жили по адресу: ул. Рыбинская, дом 37, вместе с Вишняковой Анной Ивановной, также бывшей насельницей Исакова монастыря. Мария работала по найму, потом устроилась санитаркой в районную больницу. В той же больнице работала санитаркой Анна (Шашкина) (прославлена в лике святых новомучеников, память 11 мая).


Исакова пустынь. Первомайский район Ярославской обл. Современный вид

В обстановке безбожия и преследований веры они старались по возможности жить по заповедям Божиим и церковным уставам, монахини ‒ соблюдать монашеские обеты. Хотя внешне жизнь их походила на жизнь простых тружениц, но они отличались евангельской любовью, молитвенным огнем в сердце, мирностью, распространявшейся и на окружающих. Но для мира, устроявшегося без Бога, христианская вера и жизнь были чужды и нетерпимы.
Неизвестно достоверно, была ли Мария Андреевна Корепова инокиней или монахиней. Вероятно, она была пострижена в рясофор (возможно, и в мантию) после революции ‒ постриги проводились и в 1917 году, и позже по благословению митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского). Причем, по обстоятельствам времени, в виду невозможности исполнить в полноте монашеские обеты, обычно постригали в иночество. Местные жители именовали Марию монахиней (например, свидетельница в следственном деле).


Священномученик Петр Богородский, преподобномученица Мария Корепова

В конце 1920-х - начале 1930-х годов Успенская кладбищенская церковь города Пошехонья была занята обновленцами. В 1935 году священником в этот храм был назначен вернувшийся недавно из ссылки православный священник Петр Богородский (священномученик, память 6 ноября). Он помог верующим разобраться в отступничестве обновленцев и вернуть храм православным. Благодаря его участию храм был «поделен» с обновленцами, и в нем с разрешения властей начала действовать православная "тихоновская" община. Матушки Мария Корепова, Анна Шашкина, Анна Вишнякова и другие монахини закрытых монастырей, жившие в Пошехонье и окрестных селах, стали ходить в этот храм, а в лице отца Петра они нашли доброго пастыря и духовного отца. Среди них были и духовные чада разоренной большевиками православной женской общины в селе Захарьево Пошехонского района, руководимой бывшим настоятелем Павло-Обнорского монастыря архимандритом Никоном (Чулковым) (тайный монастырь существовал там под видом "коммуны"). Отец Никон, почитавшийся как опытный духовник и старец, до революции был духовником Исааковой пустыни, поэтому многие сестры знали его еще с тех времен. Освободившись из заключения, он тайно проживал у своих духовных чад в окрестных селах и на хуторах. Сестры, соблюдая осторожность, поддерживали с ним связь... Впоследствии, после их ареста, на допросах следователи особо интересовались личностью архимандрита Никона. Но никто из его духовных чад не проговорился, и на этот раз арестовать старца не смогли.
К ноябрю 1936 года власти собрали достаточно агентурных сведений для возбуждения дела о деятельности «контрреволюционной группы тихоновской ориентации» при Успенской церкви города Пошехонье-Володарска. В десятых числах ноября была арестована группа верующих, в их числе и отец Петр, и обе упоминавшиеся Анны, и Мария.
После девяти месяцев, проведенных в тюрьме, 15 августа 1937 года Мария Корепова была осуждена на пять лет заключения в лагерь и отправлена в бухту Ногаево Севвостлага (на Колыме). По окончании срока, в 1942 году, она вернулась в Пошехонье, где жила в том же доме № 37 по ул. Рыбинской, обеспечивала себя своим хозяйстовм. Скончалась Мария Корепова 1 сентября 1945 года, о чем свидетельствует запись в пошехонском ЗАГСе.



Преподобномученица Мария прославлена на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года.



Источники:
Все мы Христовы. 1918-1953. Краткие биографические сведения о священнослужителях, монашествующих и мирянах, пострадавших во время репрессий. Рыбинск, 2017. Ч. 2.
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века".
Tags: сентябрь_, ярославские новомученики_
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments