ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Categories:

Святые дня: Аще умрет, мног плод сотворит...

21 января Церковь чествует священноисповедника Михаила Розова († 1941)

Священноисповедник Михаил (Михаил Петрович Розов) родился 19 марта 1889 года в селе Покровское-на-Лунке Даниловского уезда в семье псаломщика Петра Федоровича Розова. В 1910 году он окончил Ярославскую духовную семинарию по 2-му разряду, служил псаломщиком Троицкой церкви на Волчьих горах Даниловского уезда. Михаил Петрович женился на Ольге Николаевне, дочери священника храма Михаила Архангела села Архангельского-на-Касти (ныне деревня Григорково) Даниловского уезда. 5 декабря 1910 года он был рукоположен во иерея и назначен настоятелем храма, где ранее служил его тесть. Преподавал Закон Божий в местной земской школе. В Архангельском храме отец Михаил прослужил без малого двадцать лет – до своего последнего ареста.



Архангельская (Казанская) церковь в д. Григорково (Архангельское-на-Касти). 2018 г.

В 1923 году священник был арестован по навету: его обвиняли в «оскорблении личности председателя волисполкома». В течение трех месяцев он содержался под стражей.
Отец Михаил был человеком многосторонне образованным. В 1928 году он посещал двухнедельные курсы по сельскому хозяйству и животноводству, которые проводил приехавший из Ярославля лектор. Помогал своим прихожанам не только духовными советами, но оказывал и практическую помощь – медицинскую и ветеринарную. Так годами созидлся тот крепкий приход и собирались вокруг священника верующие, которые в последующие тяжелые годы до конца стояли и за храм, и за богослужение, и за своего пастыря...
Личного хозяйства у батюшки не было – семью выселили из дома и лишили имущества («раскулачили»), пришлось снять временно квартиру в соседней деревне Пасынково. Семья священника жила очень скудно, земли не было даже под огород. Продавали мебель, часто оставались без хлеба. Дети отца Михаила весной драли ивовое корье и сдавали в сельпо, летом собирали грибы и ягоды.
В конце 1920-х годов прихожане начали сбор денежных средств по четыре рубля с дома для уплаты налога за церковь. В это же время местные власти проводили кампанию по самообложению. А поскольку у крестьян свободных денег было мало, то церковные сборы были расценены властями как акция противодействия самообложению, что квалифицировалось как контрреволюционная деятельность. Это стало поводом к последующему закрытию храма и аресту священника.
23 февраля 1930 года отца Михаила арестовали и поместили в Даниловский дом заключения. Прихожане Архангельской-на-Касти церкви пытались защитить священника, они написали заявление в следственные органы, уверяя, что отец Михаил, служа в их храме с 1910 года, занимался исключительно своими пастырскими обязанностями и никогда и нигде никакой агитации против советской власти не проводил, аккуратно и исправно платил все налоги. Семь деревень прихода, кроме Архангельского-на-Касти, составили протоколы своих собраний в защиту арестованного священника. Эти документы повезла в Данилов жена отца Михаила Ольга Николаевна Розова. Она просила разрешить ей свидание с мужем, но была сама арестована и помещена в Даниловский дом заключения. Отец Михаил просил окружного прокурора освободить жену, поскольку в деревне Пасынково остались слепая теща семидесяти пяти лет и двое детей – восьми и десяти лет.
Матушку обвиняли в организации подписей за освобождение ее мужа. Ольга Николаевна, отвечая на вопрос следователя, говорила: «У нас сейчас все отобрали, отобранного мы не жалеем и не ропщем». Некоторые сельчане, убоявшись, стали на сторону обвинения. Но многие старались как могли отстоять и защитить священника и его супругу, свидетельствуя, что Розовы никогда не высказывали обиды на притеснения со стороны властей, что отец Михаил всегда был отзывчивым на скорби крестьян, многим беднякам и нуждающимся помогал продуктами, хотя сам бедствовал. Самые верные своему пастырю, а через него и Христу, верующие старались отвести предъявляемые ему ложные обвинения, утверждая, что на уплату налога по просьбе старосты собирали сами прихожане, без участия священника. Эти ходатайства, а паче молитвы и любовь прихожан, возымели действие – отец Михаил был освобожден после семи месяцев тюрьмы. Но ненадолго.
Властям нужно было под любыми предлогами оторвать священника от народа, лишить его возможности какой-либо деятельности – просто потому, что он был священником, и само его присутствие обличало неправду строителей "нового мира". Им нужно было во что бы то ни стало "поразить пастыря", дабы "рассеялись овцы" (Мф. 26, 31). Преуспев в этом на земле, они не могли превозмочь Промысл Божий, который уготовлял для рассеявшейся паствы крепкого молитвенника и заступника на Небе. По слову Господа: "Аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит..."
1 декабря 1930 года отец Михаил вновь был арестован вновь по тем же ложным обвинениям. Прихожане, как ни усердствовали, не смогли спасти ни церковь, ни своего батюшку. Храм был закрыт, а отец Михаил 31 января 1931 года  был осужден на три года лагерей и отправлен в Северный край.
Он отбывал срок в Архангельске. Заключенные жили на островах, выкатывали, а зимой выкалывали бревна из Северной Двины. Дважды его навестили мать с дочерью. Осиротевшая семья жила очень трудно. Замучили частые обыски по ночам и угрозы выслать на Соловки. В конце концов их выселили из дома. Люди не бросали семью чтимого пастыря, помогали, кто чем мог, приносили молоко, картошку.


Григорково, вид из Казанской церкви

Освобожденный в 1935 году, отец Михаил приехал в Ярославль. Служить в церкви он не мог, как бывший заключенный, пытался найти работу. Но его нигде не брали. Спустя некоторое время удалось устроиться дворником на Московском вокзале, а потом поступить на работу в психиатрическую больницу. Годы тяжких лишений, неправедных гонений и каторжных работ сильно подорвали здоровье еще не старого священника. В сентябре 1940 года получил инвалидность и был уволен с работы, а через несколько месяцев, 21 января 1941 года, скончался. Место захоронения священноисповедника Михаила неизвестно. Ольга Николаевна на сорок лет пережила мужа и скончалась в 1980 году.



Собор Любимских новомучеников и исповедников, в их числе - сщисп. Михаил, пресвитер

Священноисповедник Михаил Розов был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской на Архиерейском соборе в 2000 году.

Источники:
Все мы Христовы. 1918-1953. Краткие биографические сведения о священнослужителях, монашествующих и мирянах, пострадавших во время репрессий. Рыбинск, 2017. Ч. 2.
Святые земли Ярославской. Календарь памятных дат Ярославской митрополии. Рыбинск, 2017 .
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века". Эл. ресурс: http://martyrs.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTcGUse0EdO0Ve8icse1ae8VyA1MiA1YiAHYsCLu2dOiUTaxeAWslAnI*

Tags: январь_, ярославские новомученики _
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments