ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

Святые дня: Если Бог за нас, то кто против нас?

1 / 14 февраля, в канун празднования Сретения Господня, чествуется память священномученика Михаила (Белороссова), пресвитера Романово-Борисоглебского (+1920)

Священномученик Михаил родился 11 мая 1869 года в городе Романове-Борисоглебске Ярославской губернии в семье диакона Павла Белороссова. В 1890 году Михаил окончил Ярославскую духовную семинарию и служил псаломщиком в церкви Николы-на-Меленках в Ярославле. В январе 1893 года он был рукоположен во священника к Казанской церкви села Кардинского Романово-Борисоглебского уезда и назначен заведующим и законоучителем Кардинской школы грамоты, а также катехизатором при церкви. В августе 1896 года отец Михаил был переведен в храм Воскресения Христова в Романове-Борисоглебске, на Романовской стороне, где прослужил более двадцати лет.
Оy исполнял многие послушания на педагогическом поприще; кроме того, был постоянным членом и казначеем Романово-Борисоглебского уездного отделения епархиального училищного совета и сотрудником попечительства о бедных духовного звания города Романова-Борисоглебска и уезда.


Священник Михаил Белороссов

Отец Михаил был замечательным пастырем и талантливым организатором школьного дела. Воскресная школа при храме, где он служил, считалась одной из лучших города. В ней обучалось более ста детей. Помимо обычных предметов, изучаемых в воскресных школах, в ней преподавались основы столярного мастерства. Ребята получали профессию, которая помогала им в дальнейшей жизни. Хор, составленный из учащихся школы, принимал участие не только в богослужении своего храма, но и был хорошо известен в соседних приходах: его часто приглашали туда на праздники.
Приход отца Михаила был небогатый, но очень дружный, прихожане заботились о храме, помогали многодетной семье священника. Отец Михаил был хорошим проповедником, что также привлекало народ в его храм. Отличался добротой, кротостью и миролюбивым характером. Доброта в нем сочеталась со справедливой строгостью, чувствовалось, что он имел власть и наказывать для вразумления. Ежедневно к батюшке приходило большое количество народа. К людям он был очень внимателен, доброжелателен, принимал всех обращавшихся к нему, никого не оставлял безучастным, для всех находилось нужное слово, вразумление. Люди уходили успокоенные. Каждого помнил, издалека узнавал, обо всех приезжих знал, и рассказывать ему не нужно было – видел сердца людей. Это был великий труженик, чуждый превозношения, простой и доступный в общении. «Ведь я не врач, я могу только молиться», – говорил он.


Семья отца Михаила

Сын батюшки Борис вспоминал: «День отца Михаила в Воскресенском храме строился так: в три часа ночи батюшка вставал на домашнюю молитву. В половине пятого утра был в храме: совершал исповедь, принимал людей. Затем служил Божественную Литургию, водосвятный молебен с акафистом и панихиду по полному чину. Молился он горячо, со слезами. Около 12 часов дня уставший до предела шел домой, который был напротив храма. Через час отца Михаила опять вызывали в храм служить заказной водосвятный молебен. Тут же часто привозили на отпевание покойников. Если на следующий день праздник, то с 16-30 до 20 часов, а то и дольше — всенощная. Вечером батюшка опять беседовал с людьми или отвечал на многочисленные письма. Отдыхал он очень мало».
Службы отца Михаила были великолепны и торжественны. Особое попечение имел он о благолепии храма, привлекал к этим трудам прихожан. Храм был отремонтирован, вокруг него выстроили каменную ограду, стены и потолок украсили росписями. Служил батюшка без сокращений, не допуская искажений и поспешности. Чтение было ясным, пение стройным, пели на два клироса. Когда было возможно, отец Михаил сам пел на клиросе. Особо он почитал икону Божией Матери «Владимирскую».
Никому не отказывал в совершении треб: крестил, венчал, соборовал, часто выезжал на дом. В каждый из многодневных постов соборовал множество людей. В посты причащались нередко до 300 человек. Отец Михаил стоял со Святой Чашей до одеревенения ног. После причащения прихожан он не сразу мог сдвинуться с места.
В храм к отцу Михаилу привозили много больных, среди них бывали и бесноватые. Такие его службе часто падали или кричали. Батюшка читал над ними молитвы, и им становилось легче.
Одна из близких родственников священника рассказывал: «Это я знаю из рассказов мамы, которая все видела своими глазами, а потом я убедился в этом сам. Помню, идет служба, вдруг раздался резкий крик: женщина, которая стояла совсем рядом с отцом Михаилом, кричала, извиваясь. Крик был не человеческий, мурашки поползли по коже от страха, а женщина кричала, плевалась в отца Михаила, поносила его всяческими ругательствами, а он спокойно продолжал крестить ее, кропил святой водой, и постепенно она затихала. Женщина была бесноватая. Приводили ее в церковь неоднократно, потом она вылечилась и говорила, что все это происходит помимо ее воли».
Благодарные люди присылали продукты, а батюшка с матушкой кормили богомольцев и помогали нуждающимся  не только продуктами, но и одеждой, деньгами. Варили щи, кашу, клюквенный кисель. И хотя трапезовало много людей, пища еще оставалась – ее разносили по частным домам, нуждающимся людям.
Отец Михаил был человеком просвещенным, в его доме было много разных книг, особенно духовных. Его настольной книгой была «Моя жизнь во Христе» св. прав. Иоанна Кронштадтского, которого он очень почитал. В доме хранились иконы, которые батюшка всю жизнь с любовью собирал.
Несмотря на загруженность, он вел огромную переписку. Стол его был завален конвертами. Он не оставлял без ответа, всем старался помочь, молился за всех. Диакон отец Александр бывало скажет ему:
– Батюшка, хватит, отдохните.
Он отрицательно покачает головой:
– Я выполняю свой долг, скоро буду отдыхать.
Он был женат на Анне Васильевне, дочери священнослужителя Ярославля. Детей у отца Михаила и матушки Анны было пятеро – два сына и три дочери. Все дети получили хорошее образование.
Домик, где жил отец Михаил, был небольшой, двухэтажный. На первом этаже жил отец Михаил со своей многочисленной семьей, на втором – диакон Александр Розов. Все было очень скромно: необходимая мебель, все стены увешаны иконами, множество горящих лампад, покой, умиротворение. Кто к нему ни захлдил – хорошо и легко делалось на душе.
Обычно отец Михаил ходил в светлой одежде, особенно летом. Подрясники у него были белого или молочного цвета.
Сохранились предметы, ему принадлежавшие – наперсный крест, награды, иконы, некоторые духовные книги из его библиотеки, священный антиминс, подписанный Евгением, архиепископом Ярославским и Ростовским, 1 сентября 1853 года для Георгиевского придела Воскресенской церкви...
Замечательными событиями духовной жизни города в годы, предшествующие трагическим событиям, были приезд святого праведного Иоанна Кронштадтского, который совершал божественные литургии в храмах Романова-Борисоглебска, а в 1907–1913 годах – служение святителя Тихона, будущего Патриарха Всероссийского, тогда – архиепископа Ярославского. Одним из ревностных прихожан Воскресенского храма был доктор М. М. Цветаев, впоследствии известный архимандрит Ефрем, путешественник в Абиссинию. Он пожертвовал храму киот, где хранились мощи более ста святых угодников.

В 1914 году в России на смену мирной православной жизни пришло время испытаний – война с Германией, а потом – революция. В 1919 году Воскресенский храм закрыли и впоследствии разрушили – первым в Романово-Борисоглебске, в 30-е годы XX века. В списке религиозных общин и молитвенных зданий города Тутаева и района от 31 мая 1931 года записано: «Воскресенская церковь закрыта по постановлению и используется как складское помещение». Впоследствии на месте, где стоял храм, построены два частных жилых дома (ул. Панина, дома №№6 и 8).
Церковное имущество национализировали. В храме Воскресения Христова хранился мощевик, в котором было 96 частиц святых мощей. После упразднения Воскресенского прихода киот со святыми мощами был передан Покровской церкви.
В 1920 году семья отца Михаила решила, дабы не подвергать опасности малых детей, переехать в Ярославль, поближе к престарелым родителям. Родные просили, чтобы отец Михаил не появлялся на людях в рясе – по тем временам это могло навлечь преследования как на него самого, так и на его близких. Но переодеться в светское платье священник не согласился.
Времена были крайне неспокойные, на дорогах и в деревнях царили безвластие, анархия и хаос. Первым обозом уехала Анна Васильевна с детьми, они благополучно достигли Ярославля. Следом отправился отец Михаил, не снявший рясы и креста. На переезде между Борисоглебском и Ярославлем, около одной из деревень, он привлек своим внешним видом внимание активистов местной большевистской ячейки. Был арестован, ложно обвинен в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян.
Несколько женщин, собиравших хворост, оказались свидетелями его расстрела. Раздались два выстрела, отец Михаил упал. Убийцы подошли к нему, сорвали серебряный крест и, споря о том, кому он должен достаться, поспешно ушли делить остальное имущество. Милостью Божией священник не был убит, а только смертельно ранен. Как вспоминают родные отца Михаила, местные крестьяне поздно ночью, тайно на телеге привезли батюшку к храму, где прошла его пастырская жизнь. 14 февраля 1920 года в канун празднования Сретения Господа Иисуса Христа душа его отошла ко Господу. Ему шел 52-й год...
Чтобы не возникали лишние вопросы в милиции, друг семьи доктор В. А. Ульяновский выписал свидетельство о смерти от открытой язвы желудка. Имущество отца Михаила было "национализировано" и расхищено.
Погребение происходило около полуночи. Могила была вырыта около алтаря храма Живоначальной Троицы. Храм Святой Троицы, что на погосте, величаво возвышается над Волгой, на окраине Романова, отделенный от города глубоким оврагом. Здесь обычно хоронили знатных горожан и почетных граждан.


Троицкая церковь

Отпевание совершил отец Владимир ФавстовичНадеинский – настоятель Троицкого храма, который также впоследствии был репрессирован и погиб в заключении после 1937 г.
Скорбь о разлуке с благодатным пастырем растворилась в радости упования на милость Божию и надежды на то, что священномученик теперь будет ходатайствовать о страждущем народе Божием на небе. Обстоятельства казни и погребения священномученика многими чертами напомнили Евангельское повествование о смерти и погребении Господа Иисуса Христа.
На колокольне Троицкой церкви уже третье столетие висят старинные колокола со следующей надписью: «Если Бог за нас, то кто против нас?» Под этими пророческими словами, упокоилось тело святого мученика, ставшего дерзновенным молитвенником перед Богом за народ.




На могиле отца Михаила Белороссова. 2010-е гг.

В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в великом сонме новомучеников и исповедников российских был прославлен и настоятель храма Воскресения Христова города Романова-Борисоглебска протоиерей Михаил Белороссов.
27 октября 2009 года были обретены честные мощи священномученика Михаила и перенесены в храм Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве.

Примеч.: Церковная память священномученика Михаила - 24 мая по н. ст. - была установлена, очевидно, по дню рождения в то время, когда дата смерти была еще неизвестна.

Источники:
Все мы Христовы. 1918-1953. Краткие биографические сведения о священнослужителях, монашествующих и мирянах, пострадавших во время репрессий. Рыбинск, 2017. Ч. 2.
Святые земли Ярославской. Календарь памятных дат Ярославской митрополии. Рыбинск, 2017.
Антипова А. и др. Белороссовы-Малеевы. Три поколения художников-иконописцев. М., 2009.
Михаил Малеев, прот. Обретение мощей сщмч. Михаила, пресвитера // Газета "Братцевский благовестник". Май 2010 г.
Житие священномученика Михаила Белороссова // Сайт "Вифания. Эл. ресурс: http://vifania.su/obuchenie/istoricheskij-klass/333-20-vek-v-liczax-i-sudbax-zhitie-svyashhennomuchenika-mixaila-(belorossova).html
Tags: февраль_, ярославские новомученики _
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments