?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Интервью о. Рафаила для «Религия БГ»
Отец, какова Православная Церковь в начале ХХІ века? Какие ее отличительные черты?

Церковь, как мистическое Тело Христа и продолжающаяся Пятидесятница, не изменяется, а остается тождественной самой себе в пространстве хроноса. Но человеческий элемент Церкви не изолирован от мира и, поэтому, не может не подвергаться влиянию окружающей духовной и социальной среды. Мир все больше дистанцируется от Церкви. Отличительной чертой современной Церкви является борьба с открытым сатанизмом, который в прошлые века прятался в подполье.

2. В чем отличие нынешней Православной Церкви от Православной Церкви в древности?

В древней Церкви вера и жизнь были неразделимы друг от друга; а теперь понятие веры для многих становится только синонимом вероисповедания.

3. Какие самые опасные явления для православных ныне? Объясните их подробнее, пожалуйста.



Это дух современного либерализма и связанная с ним духовная секуляризация. В области рассудка секуляризация проявляется как модернизм и релятивизм; в области воли — как конформизм и гедонизм, в области чувства — это замена духовного душевным и страстным.

4. Часто люди спрашивают друг друга: «Неужели живем в последних временах?». Каков Ваш ответ и почему?

По святоотеческому учению последние времена это эра, которая началась после Рождества Иисуса Христа, когда исполнились пророчества Ветхого Завета, и открылось миру вечное Евангелие. Новых откровений в области веры уже не произойдет — третьего завета не будет. Последние времена — это старость истории, но старость может быть продолжительной и краткой. В Апокалипсисе начертаны общие контуры истории, но даты от нас скрыты.

5. Святые Отцы говорят, что в последних временах не будет уже благодатных старцев. Есть ли их еще и где они?

Благодатные старцы будут до тех пор, пока будут послушники, способные вместить их учение. В наше время надо искать не прозорливых, а благочестивых наставников, чтобы не ошибиться.

6. В своих сочинениях Вы часто цитируете свт. Игнатия (Брянчанинова). Одновременно с этим, существует множество современных богословов, которым он не так уж «нравится»; считают его резким и крайним. Ваш комментарий — это так в действительности?

Гуманисты и либералы считают христианство жестокой доктриной и, поэтому, стремятся или уничтожить его, или извратить его смысл — заменить «комфортным» христианством. Святой Игнатий (Брянчанинов) оказался «виновным» в том, что посмел бескомпромиссно сказать правду о нравственном и религиозном падении современного ему общества.

7. В некоторых своих сочинениях Вы противопоставляетесь некоторым современным русским богословам (дьякон А. Кураев, проф. А. Осипов). Пожалуйста, объясните почему? В чем сущность их отступления?

В их лекциях и статьях содержатся концепции и взгляды, несовместимые с церковно-богословским Преданием. Приведу пример. Профессор Осипов применяет принцип дополнительности Бора в богословии. Стремясь соединить гуманистический апокатастасис с верой в Единую Церковь, он в виде дополнительности изобрел гипотезу о встрече душ умерших с Христом в аду, где Христос и апостолы «катехизируют» эти души и «крестят» их. Здесь «новая церковь в аду» должна стать объединяющим дополнением. Этот принцип вводит релятивизм в догматику, то есть вечные истины делает относительными понятиями.

Отцу Андрею Кураеву я указывал на его модернистические зигзаги. Я также не могу согласиться с его «романтическим» увлечением — воцерковить рок-музыку, как средство для миссионерства.

8. Прошу определить и объяснить Ваше отношение к экуменизму.

Экуменизм не имеет оснований и аналогов в истории Церкви, и несовместим с канонами Церкви.

9. Существует ли благодать у инославных и раскольников?

Начнем с того, что мы подразумеваем под словом «благодать». Божество трансцендентно (запредельно) миру в Своем существе и имманентно (сообщаемо) через благодать. В Паламическом смысле слова, благодать это действие, энергия, и динамичные свойства Божества. Здесь надо уточнить о каких Божественных действиях мы говорим?

В православном богословии различаются несколько действий благодати; а западные схоласты даже насчитывали до 15 видов благодати. Само мироздание и Промысл Божий в жизни человека есть также действие Божества. Предваряющая, или призывающая, благодать касается души человека до его обращения к Христу, но вопрос о пребывании благодати в инославных общинах и у раскольников подразумевает именно спасающую (совершительную) благодать, которая действует только в Единой Православной Церкви.

10. Существует ли глобальный религиозный терроризм или это просто выдумка?

В мире существуют разные религии, конфессии и секты, с различными нравственными представлениями, как в принципиальных, так и казуальных проблемах. Я думаю, что кроме тоталитарных и сатанинских сект, отношение к террору у большинства последователей религий отрицательно.

11. Кто самый большой враг Православия сегодня?

Агрессивный либерализм, старающийся разрушить нравственность.

12. Существует ли причащение без исповеди? Некоторые считают, что это «протестантское Православие», а для других это оправдание придобытия Божией благодати. Ваше мнение?

Думаю, что причащения без исповеди не существует. Разногласие состоит в том, что обязательно надо ли исповедоваться перед каждым причастием тому, кто причащается часто, несколько раз в неделю. В соборных правилах на это указаний нет. Этот вопрос относится не к канонам, а традициям, сложившимся в Поместных церквях.

13. Как отличить истину от не истины?

«Церковь — столп и утверждение истины»; все, что не согласуется с Преданием Церкви, оказывается духовной ложью.

14. Демоны в современном мире — какие они и где?

Демоны изгнаны с небес и обитают в поднебесье, на земле и, как в своем царстве, преисподней. Но хуже всего, когда они, через наши грехи, обитают в нас.

15. Сектанты очень модные и таким образом они умеют привлекать новых последователей. Тоже самое и с нью-эйдж движениями. Как Православному быть «модным»?

Мода — это подделка под прихотливый вкус мира, это маски, сменяющие друг друга. Церкви достаточно ее вечной красоты; приобщение к этой красоте делает саму человеческую душу прекрасной.

16. Традиционно наш последний вопрос — Каково ваше пожелание к читателям РЕЛИГИИ БГ?

Желаю, чтобы Болгарская Церковь и народ сохраняли бы, как духовное сокровище, неповторимый язык Кирилла и Мефодия!

Архимандрит Рафаил (Карелин)
Здесь

Comments

( 10 комментариев — Оставить комментарий )
opiano
5 мар, 2019 12:00 (UTC)
Спасибо, оч.просто и глубоко. До встречи в а
n_hk
5 мар, 2019 13:36 (UTC)
Мне кажется это сама Церковь дистанцируется от Мира. Я не могу прийти в бывший клуб железнодорожников переделанный под храм забитый под завязку, поскольку он тесен и стар. А когда прихожу....то я вовсе не уверен что мои скромные нищие пожертвования на "новый Храм" будут потрачены на новый Храм...а не на новый мерс предстоятеля.
Новый Завет-вечен. Мир будет поклоняться истинным проводникам учения Христа а не мнимым, ездящим на мерсах. Как оптинским старцам...куда не зарастет народная тропа.

Edited at 2019-03-05 14:05 (UTC)
ieris_m
5 мар, 2019 20:40 (UTC)
Церковь дистанцируется от Мира
Парадоксально, но, обмирщаясь, принимая в себя мир, дух мира, его законы, смыслы, Церковь тем"дистанциируется" от мира, отталкивая от себя людей; а сохраняя свою идентичность, т.е. верность Христу и Его заповедям, она становится центром притяжения для человеческих душ...
n_hk
5 мар, 2019 23:57 (UTC)
Re: Церковь дистанцируется от Мира
Есть Новый Завет и есть фарисейство. Впрочем как всегда.
ursusanglicanus
6 мар, 2019 20:27 (UTC)
Questions and comments on Fr Raphael's interview:

I have read this through a couple of times.

- It is very much what we call ‘preaching to the converted’. Making you comfortable in your own little warm corner.

- The question I want to ask Fr Raphael is: where exactly does he locate the ‘tradition’ (13) and ‘traditions’ (12) of which he speaks? Once we leave aside Scripture and the canons, we find ourselves on shifting sands, with great difficulty in knowing whether ‘your’ tradition and ‘my’ tradition are really the same thing. I feel even more unsafe when I hear ‘The fathers say’ (here only in the mouth of the interviewer), which can mean very quickly ‘Someone said somewhere’.

- Экуменизм не имеет оснований и аналогов в истории Церкви, и несовместим с канонами Церкви. (8) I don’t follow the ‘no analogy’ and ‘incompatible with the canons of the Church’ argument. Is God bound by what has gone before or by the canons of the Church?

- но вопрос о пребывании благодати в инославных общинах и у раскольников подразумевает именно спасающую (совершительную) благодать, которая действует только в Единой Православной Церкви. This sounds dubious logic to me. He is right that the question presupposes the existence (at least theoretical) of спасающую (совершительную) благодать, but it does not logically presuppose its actual existence in the Single Orthodox Church.

I can only say that I wish I could actually see a little more of the вечной красоты of the Church (15).

Continue to pray for each other. Bishop has not read my letter yet...

ursusanglicanus
6 мар, 2019 20:35 (UTC)
Additional comment: I get slightly scared when the word Church appears 2 1/2 times as often as the word Christ (19 times vs. 7).
ieris_m
7 мар, 2019 17:41 (UTC)
Спаси Христос! Я отвечу в ближайшее время как смогу по сути. Да, Continue to pray for each other.
(Анонимно)
7 мар, 2019 17:53 (UTC)
Take your time. Good dialogue is a patient process. You might want to read my comments together with the piece that I posted today. In Christ, sister, d. M.
ieris_m
8 мар, 2019 08:53 (UTC)
Отец Рафаил - один из немногих современных образованных людей, опытно знающих Православие и глубоко укорененных в нем, я в целом с ним во всем согласна, в меру моего понимания. Хотя знакома только заочно, и то "эпизодически" - что попадалось...
1. Отвечу на некоторые Ваши замечания от себя, как я понимаю.
Различаются понятия "традиции" (12) и "Предание" (13). В первом случае это просто ряд внешних особенностей, принятых в том или ином церковном сообществе. Предание, в глубине, - это жизнь Духа в Церкви, то, что объединяет все традиции, существующие в Православии. В живом Предании сходятся все св. отцы, как носители единого Духа (слова "говорят отцы" это не "кто-то где-то сказал, а "Consensus patrum"). Православный духовный опыт - это опыт усвоения Предания, вхождение в Предание, общего для всех; а традиции могут различаться в границах Предания (существует некая внутренняя "удерживаюящая" и критерий подлинности и различения).
2.Под "экуменизмом" понимается апостасийное смешение и размытие границ. Речь идет не о букве, а о духе канонов... Бог, конечно, не связан ничем, но Церковь созидалась не иначе как действием Духа Святого (Бог не ошибся, как некоторые ныне хотят доказать; историческая Церковь есть воплощение Его замысла). Бог не может изменить Себе.
3. Господь сказал: "Созижду Церковь Мою..." (Мф. 16,18) - одну, а не много. Церковь собирается вокруг единой Евхаристической Чаши.
4. Внутренняя красота Церкви раскрывается по мере углубления подлинного духовного опыта (в духе Православного Предания), другими словами, очищения сердца и усвоения им благодати ("обожения"). Возможно ли это в у инославных (как и спасение)? В этом вопрос...
5. Дополнительный комментарий. Думаю, такая статистика - результат ответов на конкретные вопросы. Справедливости ради стоит заметить, что все 7 раз Имя Христос употребляется в ответах о. Рафаила.

Публикацию в журнале на эту же тему посмотрю... Спаси Христос!
ieris_m
8 мар, 2019 12:10 (UTC)
Еще пришло на ум ))))
1. Традицию можно определить как течение внутри Предания (например, исихастская традиция).
2.Из духовной практики. Сейчас особенно большое искушение для христиан, сильно подогревамое злыми силами (что особенно видно из интернета), это недовольство, осуждение, ропот на внешние нестроения, неправды. Т.е. мы скорее видим внешнее зло, которое будет все увеличиваться и которое исправить не в нашей власти, и не замечаем истинной преграды к нашему спасению - внутреннее зло. Внешние условия, какие бы они ни были, Бог дает нам для спасения, предлагая урок на верность - обратимся ли к Нему или будем искать своих путей - кривых и ложных...

Edited at 2019-03-08 17:46 (UTC)
( 10 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

ieris_m
ieris_m

Latest Month

Май 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner