ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

Мир все больше дистанцируется от Церкви

Интервью о. Рафаила для «Религия БГ»
Отец, какова Православная Церковь в начале ХХІ века? Какие ее отличительные черты?

Церковь, как мистическое Тело Христа и продолжающаяся Пятидесятница, не изменяется, а остается тождественной самой себе в пространстве хроноса. Но человеческий элемент Церкви не изолирован от мира и, поэтому, не может не подвергаться влиянию окружающей духовной и социальной среды. Мир все больше дистанцируется от Церкви. Отличительной чертой современной Церкви является борьба с открытым сатанизмом, который в прошлые века прятался в подполье.

2. В чем отличие нынешней Православной Церкви от Православной Церкви в древности?

В древней Церкви вера и жизнь были неразделимы друг от друга; а теперь понятие веры для многих становится только синонимом вероисповедания.

3. Какие самые опасные явления для православных ныне? Объясните их подробнее, пожалуйста.



Это дух современного либерализма и связанная с ним духовная секуляризация. В области рассудка секуляризация проявляется как модернизм и релятивизм; в области воли — как конформизм и гедонизм, в области чувства — это замена духовного душевным и страстным.

4. Часто люди спрашивают друг друга: «Неужели живем в последних временах?». Каков Ваш ответ и почему?

По святоотеческому учению последние времена это эра, которая началась после Рождества Иисуса Христа, когда исполнились пророчества Ветхого Завета, и открылось миру вечное Евангелие. Новых откровений в области веры уже не произойдет — третьего завета не будет. Последние времена — это старость истории, но старость может быть продолжительной и краткой. В Апокалипсисе начертаны общие контуры истории, но даты от нас скрыты.

5. Святые Отцы говорят, что в последних временах не будет уже благодатных старцев. Есть ли их еще и где они?

Благодатные старцы будут до тех пор, пока будут послушники, способные вместить их учение. В наше время надо искать не прозорливых, а благочестивых наставников, чтобы не ошибиться.

6. В своих сочинениях Вы часто цитируете свт. Игнатия (Брянчанинова). Одновременно с этим, существует множество современных богословов, которым он не так уж «нравится»; считают его резким и крайним. Ваш комментарий — это так в действительности?

Гуманисты и либералы считают христианство жестокой доктриной и, поэтому, стремятся или уничтожить его, или извратить его смысл — заменить «комфортным» христианством. Святой Игнатий (Брянчанинов) оказался «виновным» в том, что посмел бескомпромиссно сказать правду о нравственном и религиозном падении современного ему общества.

7. В некоторых своих сочинениях Вы противопоставляетесь некоторым современным русским богословам (дьякон А. Кураев, проф. А. Осипов). Пожалуйста, объясните почему? В чем сущность их отступления?

В их лекциях и статьях содержатся концепции и взгляды, несовместимые с церковно-богословским Преданием. Приведу пример. Профессор Осипов применяет принцип дополнительности Бора в богословии. Стремясь соединить гуманистический апокатастасис с верой в Единую Церковь, он в виде дополнительности изобрел гипотезу о встрече душ умерших с Христом в аду, где Христос и апостолы «катехизируют» эти души и «крестят» их. Здесь «новая церковь в аду» должна стать объединяющим дополнением. Этот принцип вводит релятивизм в догматику, то есть вечные истины делает относительными понятиями.

Отцу Андрею Кураеву я указывал на его модернистические зигзаги. Я также не могу согласиться с его «романтическим» увлечением — воцерковить рок-музыку, как средство для миссионерства.

8. Прошу определить и объяснить Ваше отношение к экуменизму.

Экуменизм не имеет оснований и аналогов в истории Церкви, и несовместим с канонами Церкви.

9. Существует ли благодать у инославных и раскольников?

Начнем с того, что мы подразумеваем под словом «благодать». Божество трансцендентно (запредельно) миру в Своем существе и имманентно (сообщаемо) через благодать. В Паламическом смысле слова, благодать это действие, энергия, и динамичные свойства Божества. Здесь надо уточнить о каких Божественных действиях мы говорим?

В православном богословии различаются несколько действий благодати; а западные схоласты даже насчитывали до 15 видов благодати. Само мироздание и Промысл Божий в жизни человека есть также действие Божества. Предваряющая, или призывающая, благодать касается души человека до его обращения к Христу, но вопрос о пребывании благодати в инославных общинах и у раскольников подразумевает именно спасающую (совершительную) благодать, которая действует только в Единой Православной Церкви.

10. Существует ли глобальный религиозный терроризм или это просто выдумка?

В мире существуют разные религии, конфессии и секты, с различными нравственными представлениями, как в принципиальных, так и казуальных проблемах. Я думаю, что кроме тоталитарных и сатанинских сект, отношение к террору у большинства последователей религий отрицательно.

11. Кто самый большой враг Православия сегодня?

Агрессивный либерализм, старающийся разрушить нравственность.

12. Существует ли причащение без исповеди? Некоторые считают, что это «протестантское Православие», а для других это оправдание придобытия Божией благодати. Ваше мнение?

Думаю, что причащения без исповеди не существует. Разногласие состоит в том, что обязательно надо ли исповедоваться перед каждым причастием тому, кто причащается часто, несколько раз в неделю. В соборных правилах на это указаний нет. Этот вопрос относится не к канонам, а традициям, сложившимся в Поместных церквях.

13. Как отличить истину от не истины?

«Церковь — столп и утверждение истины»; все, что не согласуется с Преданием Церкви, оказывается духовной ложью.

14. Демоны в современном мире — какие они и где?

Демоны изгнаны с небес и обитают в поднебесье, на земле и, как в своем царстве, преисподней. Но хуже всего, когда они, через наши грехи, обитают в нас.

15. Сектанты очень модные и таким образом они умеют привлекать новых последователей. Тоже самое и с нью-эйдж движениями. Как Православному быть «модным»?

Мода — это подделка под прихотливый вкус мира, это маски, сменяющие друг друга. Церкви достаточно ее вечной красоты; приобщение к этой красоте делает саму человеческую душу прекрасной.

16. Традиционно наш последний вопрос — Каково ваше пожелание к читателям РЕЛИГИИ БГ?

Желаю, чтобы Болгарская Церковь и народ сохраняли бы, как духовное сокровище, неповторимый язык Кирилла и Мефодия!

Архимандрит Рафаил (Карелин)
Здесь
Tags: Современное, апостасия, богословие, подвижники наших дней
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments